Презентация на тему Системно-деятельный подход на уроках физики


Системно-деятельный подход в обучении Кривоногова Ирина Александровна Стаж работы - 24 года Название учреждения: МБОУ Ломовская СШ Арзамасский р-он Нижегородская обл. …Часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаемих шанса делать соб-ственные открытия.Ж.Пиаже Ребенок – исследователь по своей природе. А.И.Савенков развитие → деятельность → обучение. системы → системный подход → деятельность. деятельность → личность. личность → деятельность Младший школьник - Подросток- А.З. Рахимов 1987г Таким образом, системно – деятельный подход в преподавании любого предмета – это целенаправленная работа педагога в системе с использованием современных передовых педагогических технологий и методов обучения и воспитания учащихся.Одна из важнейших его задач – изучение ребенка, его интересов, склонностей, особенностей психики, управление мыслительной деятельностью, развитие самостоятельности обучения. Виды деятельности игровая исследовательская проектная Рефлексивная творческая практическая Создание устойчивого, глубокого интереса к предмету достигается применением системы методов, активизирующих внимание и мышление учеников, а также приемов, вызывающих положительные эмоции, помогающих понять значение знаний по предмету в современной жизни Использование домино науроках неизменно вызываетинтерес у учащихся. « Нетрадиционные формы ведения уроков - как средство развития познавательного интереса к предмету» Поле чудес « Знаем ли мы приборы?» Задания:Назвать приборОпределить цену деленияИзобразить на схемеСобрать эл. цепь Использование игровых моментов на уроках Повышение уверенности, самореализации ученика;Развитие коммуникабельности;Развитие исследовательских умений;Развитие самостоятельности;Сознание значимости коллективной работы для получения результата Современная организация учебной деятельности требует того, чтобы теоретические выводы учащиеся делали на основе результатов собственной деятельности. Для учебного предмета «физика» средством, служащим основой обобщения теоретических знаний, является учебный эксперимент. Являясь основным методом науки, эксперимент в широком понимании является «сердцем» научного исследования. Планирование и организация эксперимента оказывает решающее влияние на качество получаемых результатов. «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением» М.В. Ломоносов Цель и задачи эксперимента Изучение причинно-следственных связей между явлениями и величинами Описание материалов, используемых для эксперимента Описание методики проведения эксперимента Описание дополнительных переменных Методика наблюдения за ходом эксперимента Методика обработки результатов эксперимента Методика интерпретации результатов эксперимента Место и время проведения эксперимента и его объем Исследовательский метод определение проблемы и вытека- ющих из нее задач исследования;выдвижение гипотезы их решения;обсуждение методов исследования(статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);обсуждение способов оформления конечных результатов;сбор, систематизация и анализ полученных данных;подведение итогов, оформление результатов, их презентация;выводы, выдвижение новых проблем исследования. * Уровни сформированности исследовательских умений: Начальный – учащиеся могут выполнять единичные операции, использовать знания конкретной темы курса, проводить аналогичные исследования, получая инструкцию от учителя;Средний – логически связывают отдельные элементы исследовательской деятельности, совместно и под руководством учителя исследуют свойства веществ, не всегда делают полный вывод на основании эксперимента;Высокий – комплексно используют исследовательские умения, могут планировать аналогичное исследование, комбинировать знания из различных тем. Виды исследований Исследования практических вопросов;Исследования с помощью самодельных приборов;Исследования дома и на улице; Проектную исследовательскую деятельность учащихся. С колобком изучать силы гораздо интереснее! l1, м l2, м m m F 1, Н . м F2, Н . м М1 , Н .м M 2, Н . м Тема: “Выяснение условия равновесия рычага”Оборудование: линейка, резинка, монеты старого образца (1 к, 2 к…) Ход работы:1. Положить под середину линейки карандаш, чтобы линейка находилась в равновесии.2. Положить на один конец линейки резинку.3. Уравновесить рычаг с помощью монет.4. Учитывая, что масса монет старого образца 1 к – 1 г, 2 к – 2 г, З к – З г, 5 к – 5 г. Вычислить массу резинки , m1, кг.5. Сместить карандаш к одному из концов линейки.6. Измерить плечи l1 и l2, м.7. Уравновесить рычаг с помощью монет m2, кг.8. Определить силы, действующие на концы рычага F1 = m1g, F2 = m2g9. Вычислите момент сил M1 = F1l1, М2 = Р21210. Заполните таблицу.11. Сделать вывод. Определение выигрыша в силе винта или болтаПриборы и материалы: линейка, штангенциркуль, нить.Ход работы 1. Определите шаг винта. Для этого измерьте расстояние между определённым числом зубьев и разделите на число зубьев.2. Измерьте диаметр винта и рассчитайте длину окружности винта.3. Определите выигрыш в силе данного винта4. Результаты занесите в таблицу.5. Повторите измерения для других болтов, шурупов, винтов. № l, см h, см h/l = F1/F2 Примечание 1 2 N А t1, c t2, с N1, Вт N2, Вт Тема: “Определение мощности, которую ученик развивает, равномерно поднимаясь медленно и быстро с первого на второй этаж дома”Оборудование: данные л/р. № 1, секундомер.Ход работы:1. Используя данные л/р. № 1определить работу, совершаемую при подъеме по лестнице: А.2. С помощью секундомера определить время, затраченное на медленное поднятие по лестнице: t1.3. С помощью секундомера определить время, затраченное на быстрое поднятие по лестнице: t2.4. Вычислить мощность в обоих случаях: N1, N2, N1 = A/ t1, N2 = A/t25. Результаты записать в таблицу:6. Сделать вывод. « Атом. Хаос или прогресс? » «Учитель – это плодотворный луч солнца для молодой души, который ничем заменить невозможно». Ушинский Литература:1. В.А. Буров «Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе». Москва Просвещение 1979г2.      Усова А.В., Бобров А.А.Формирование учебных навыков на уроках физики. М.: Просвещение, 1988.3. Хорошавин С.А.Физический эксперимент в средней школе: 6–7 кл.– Просвещение. 1988. 4.Шилов В.Ф. « Домашние экспериментальные задания по физике» 7-9 кл М. Школьная пресса 2003г.5.Янушевская Н.А. « Повторение и контроль знаний по физике на уроках М. « Глобус» 2009г6. Татьянкин Б.А., Макаренков О.Ю. и др. « Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе» Москва 2007г7.Дереклеева Н.И. « Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся» Москва 2008г. Спасибо за внимание!