Урок занимательной геометрии в 5 классе на тему Страна треугольников

Урок занимательной геометрии в 5 классе

Шитова Ольга Ивановна, учитель математики

Тема: Страна треугольников

Цели урока:
образовательная: ввести понятие треугольника, его элементов, обозначение;
познакомить учащихся с прямоугольными, остроугольными, тупоугольными, равносторонними, равнобедренными треугольниками; прививать интерес к предмету;

развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь; учить учащихся самостоятельно добывать знания, побуждать к любознательности.

воспитательная: активизировать внимание, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам; умение поддерживать диалог, воспитывать в учащихся дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду, умение к совместной деятельности.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний или универсальных учебных действий.

Оборудование: доска, линейка, карандаш, цветная бумага, клей, ножницы, конверт с набором треугольников разных цветов у каждого ученика.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: коллективная, индивидуальная, групповая
Ход урока.
Организационный момент.
Цель: включение в деловой ритм.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Прошу занять свои места. Проверьте, все ли вы приготовили к уроку. На парте у вас должны лежать: тетрадь, дневник, ручка и папка со следующими принадлежностями: карандаши (простой и цветные), ластик, бумага (белая и цветная), ножницы, клей.
Сегодня проведу я У вас урок такой, Который будет посвящен Фигуре геометрической одной. Слушайте меня внимательно, На вопросы отвечайте, Все, ребята, подмечайте, Ничего не забывайте.
2. Постановка познавательной задачи.
Цель: организация учащихся по принятию познавательной задачи.
Учитель: Сегодня мы продолжим путешествие по чудесной стране Геометрии.
Геометрия, ребята, интересна тем, что здесь можно не только строить, измерять, вычислять, узнавать новые геометрические фигуры, но еще можно фантазировать.
Мы поговорим о фигуре, которая вот уже два с половиной тысячелетия является как бы символом геометрии. В атлантическом океане есть место, по форме напоминающее эту фигуру. О чем пойдет речь, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Три вершины тут видны. Три угла, три стороны, Ну, пожалуй, и довольно! Что ты видишь? (треугольник)
Так, какой геометрической фигуре мы посвятим наш урок? (ребята отвечают -треугольнику). Не просто треугольнику! Мы отправимся в путешествие по стране треугольников.
Итак, тема нашего урока “Страна треугольников”. Мы познакомимся с определением треугольника, с его элементами, с различными видами треугольников.
3. Изучение нового материала.
Цель: ввести понятие треугольника, его элементов, обозначение ; познакомить учащихся с видами треугольников; побуждать детей “добывать” новые знания.
Учитель: Работаем в тетрадях. Запишите число, классная работа. Взяли карандаш и отметили три точки, не лежащие на одной прямой. С помощью линейки соедините их попарно отрезками. Что получили?- треугольник.
- Так что такое треугольник? Учащиеся формулируют определение, заполняя пропуски:
Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из _____ точек, не лежащих на одной прямой и ______ отрезков, соединяющих эти точки.
Давайте дадим ему имя :
·АВС
Элементы треугольника: вершины – А, В, С. стороны – АВ, АС, ВС углы - (А, (В, (С
У вас на партах лежат треугольники. Посмотрите на них. Все ли они похожи друг на друга? (нет).
Исследуем треугольник синего цвета.
- Что вы можете сказать о его углах? ( они все острые).
- Как называется такой треугольник? (остроугольный)
В тетрадях постройте остроугольный треугольник, раскрасьте его синим цветом и подпишите слово «остроугольный».
Исследуем треугольник желтого цвета.
- Что вы можете сказать о его углах? (два острые, один тупой).
- Как называется такой треугольник? (тупоугольным).
В тетрадях постройте тупоугольный треугольник, раскрасьте его в желтый цвет и подпишите слово «тупоугольный».
Исследуем треугольник красного цвета.
- Что вы можете сказать о его углах? ( у него есть прямой угол, а два другие –острые)
-Как называется такой треугольник?(прямоугольным)
Постройте прямоугольный треугольник, раскрасьте его в красный цвет и подпишите слово «прямоугольный»
Итак, в зависимости от углов треугольники бывают (вывешивается таблица):
- остроугольные, тупоугольные, прямоугольные.
4. Физминутка
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!

5. Продолжим дальше наше исследование.
Исследуем треугольник оранжевого цвета.
Определите длину сторон этого треугольника.
- Что вы можете сказать о длине сторон оранжевого треугольника?(стороны равны).
- Как можно назвать данный треугольник? ( равносторонним).
Постройте в тетрадях равносторонний треугольник, раскрасьте его оранжевым цветом и подпишите.
Исследуем треугольник зеленого цвета.
- Что вы можете сказать о длине сторон этого треугольника?(две стороны равны, а третья –нет).
- Как можно назвать данный треугольник? (равнобедренным)
Постройте в тетрадях равнобедренный треугольник, раскрасьте его зеленым цветом и подпишите.
Исследуем треугольник фиолетого цвета.
- Что вы можете сказать о длине сторон этого треугольника?(они все разные).
- Как можно назвать данный треугольник? (разносторонним).
Постройте такой треугольник. раскрасьте его фиолетовым цветом и подпишите.
Итак, в зависимости от числа равных сторон треугольники бывают (вывешивается таблица): равносторонние, равнобедренные, разносторонние.

6. Первичное усвоение новых знаний.
Задание дается по группам:
I группе: с помощью только треугольников выполнить аппликацию елочки.
II группе: с помощью только треугольников выполнить аппликацию собачки
III группе: с помощью только треугольников выполнить аппликацию кошечки.
Делаем быстро, распределяя работу между собой.

7. Домашнее задание. Проект «В стране треугольников». (выполнить рисунок с помощью только треугольников). По желанию сочинить небольшое стихотворение или сказку о треугольнике.
8. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Что запомнили?
Что вызвало затруднения?
Оцените свою деятельность на уроке, достиг ли он поставленной цели. (Используя сигнальные карточки)
Что помешало, что помогало?
Спасибо вам за урок, дети. Урок окончен. До свидания.


Учебно-методическое обеспечение:
ФГОС_ОО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897.
Математика: Учебник 5 класс. /Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Ю. М.Колягин, Л. М. Короткова, Н. В. Савинцева –Москва Издательский центр «Вентана-Граф» , 2012.
Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа по занимательной геометрии 5 класс Шитова О.И.