Доклад на тему: Технология критического мышления. Образец практического применения на уроке английского языка

Использование технологии критического мышления на уроках английского языка.
Автор: Попова О.Ю. НОУ СОШ №38 ОАО «РЖД»

Технология критического мышления включает в себя процесс целенаправленного суждения, контролируемого человеком, который подвергает оценке объекты, процессы, личный опыт. Эта технология используется для выработки у обучающихся активной жизненной позиции, то есть учит не оставаться сторонним наблюдателем.
Но, используя эту технологию, учитель должен учить созидательно относиться ко всем событиям (объективно оценивать, направлять на хорошее). Технология критического мышления включает в себя три стадии:
Стадия вызова. Задачи этой стадии состоят в следующем:
а) повысить активность детей;
б) интерес и мотивация;
в) обобщение имеющихся знаний по заданной проблеме.
Стадия осмысления. Задачи:
а) получать знания;
б) осмыслять знания;
в) соотносить знания.
Стадия рефлексии. Задачи:
а) осмысление и обобщение;
б) присвоение (запоминание) знаний;
в) формирование собственного отношения.
Рассмотрим практическое использование технологии критического мышления на уроке английского языка в 5 классе (4-ый год обучения).
Стадия вызова.
Учитель дает задание каждому ученику нарисовать кота, описать его (три прилагательных) и составить о нем три предложения, затем, предлагает выполнить парную работу (посмотреть у соседа и объединить знания). Далее пары объединяются в группы по четыре ученика и объединяют знания. Учитель не вмешивается. Закончив, группы вместе с учителем начинают собирать копилку общих знаний о коте. Поочередно, каждая группа называет по одному предложению, пока не исчерпаются знания. Учитель делает список на доске. Набранную копилку необходимо структурировать. Для этого целесообразно составить кластер и распределить предложения по конкретным темам (среда обитания; пища; внешний вид; виды; кот и человек). Выходим на уровень осмысления.
Кластер заполнен, но могут быть сомнения в правильности некоторых соображений (кто-то будет утверждать, что кот живет в доме у человека, а другой то, что кот живет на улице). Для получения правильной информации предлагается текст. Ученики читают текст и заполняют таблицу, куда вносят сведения из текста (+-знал; v-узнал; - - думал иначе; ?-хочу узнать). Далее опрос. Учитель задает вопросы, ученики отвечают, используя записи из таблицы. Последний вопрос опроса должен быть: «Что нового узнали?». Новую информацию вносят в кластер другим цветом. Для обобщения полученной информации необходимо проговорить все предложения о коте, которыми заполнен кластер.
Только после этого наступает стадия рефлексии. На этой стадии возможно использование таких приемов, как акростих, синквейн. Например, записать слово кот и попросить назвать прилагательные, характеризующие кота. Но каждое слово должно начинаться на букву, которая присутствует в слове «кот» (к- расивый, о – баятельный, т – олстый). Это акростих. Синквейн составляется по следующему принципу:
Тема: кот
Два прилагательных: ласковый, пушистый
Три глагола: мяукает, бегает, спит
Краткое высказывание: кошка гуляет сама по себе
Резюме: хочу завести кота.
Кроме этих приемов возможно монологическое высказывание на определенную тему, заданную учителем. Например: Оля, расскажи мне, как живет кот Британской королевы.
Таким образом, происходит осмысление, запоминание знаний и формируется своя точка зрения по данной теме.
15