«Технология развития критического мышления учащихся в сельской малокомплектной школе»

«Технология развития критического мышления учащихся в сельской малокомплектной школе»
Особенности малокомплектной школы.
Малокомплектные школы имеют свои трудности:
Низкая информационная насыщенность школ на селе;
Отсутствие специальной литературы;
Недостаточное качество знаний и общее развитие сельских детей;
Отдаленность малокомплектных начальных школ от методических центров;
Недостаточность научно-методических рекомендаций.
Легче осуществлять:
Индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;
Практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии и т.д.);
Нравственное, патриотическое воспитание младшего школьника в процессе общественно значимой деятельности, деятельности по интересам, в процессе общения с товарищами, взрослыми и учителями.
Главными отличительными чертами обучения в малокомплектной начальной школе должны стать:
Мотивационный аспект и самостоятельный характер обучения (ученик учится сам, учитель помогает ему);
Активная позиция ученика: он не только получает знания, но и обучается способам добывания знаний;
Всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старших в обучении младших;
Привлечение учащихся к контролю, учету и управлению учебным процессом.
Особенности урока в малокомплектной школе
Основное отличие
Класс разновозрастной;
Учитель перестраивается на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель работы в каждом классе.
Умения детей:
Сосредотачиваться на выполнении задания;
Не слушать объяснений учителя для другого класса;
Не обращать внимания на наглядный материал, предназначенный не им;
Не слушать ответы другого класса;
Быстро перестраиваться, когда учитель обращается к ним.
Структура урока
Организация класса;
Повторение изученного;
Усвоение новых знаний;
Закрепление;
Задание на дом.

Формы:
Работа под руководством учителя;
Самостоятельная работа.
Возможности использования технологии «Развития критического мышления»
Одной из форм организации учебного процесса в малокомплектной школе – является создание разновозрастных учебных групп.
Самостоятельные задания, как правило, входят в каждый этап урока. Однако самостоятельная работа носит неуправляемый характер, так как в процессе выполнения заданий ученики фактически лишены помощи со стороны учителя, занятого работой с другим классом.
Поэтому использованию технологических приемов, позволяющих организовать продуктивную деятельность обучающихся в разновозрастных группах, необходимо уделять должное внимание.
Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь
Педагогическому сообществу необходимо осознать, что и от него требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Данная технология стала известна в России 1997г. Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе но и в обычной жизни
Задача научить школьников:
выделять причинно-следственные связи;
рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
отвергать ненужную или неверную информацию;
выделять ошибки в рассуждениях;
делать вывод;
быть честным в своих рассуждениях;
уметь отличать факт, который всегда можно проверить,
отделять главное от существенного в тексте или в речи.
Особенности организации.
Технология РКМ – надпредметная, проникающая, она применима в любой программе и предмете. В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Методом мозговой атаки составляют список того, что они уже знают. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в роли проводника, заставляя учащихся размышлять. На этой стадии формируется как бы мотив к обучению.
Вторая стадия – «осмысление»
В ходе которой обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Эта стадия позволяет ученику:
Получить новую информацию;
Осмыслить её;
Соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – «рефлексия» - размышления.
На этом этапе ученик формирует личностное отношение. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Что нового несёт технология критического мышления?
На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы:
1. Таблица «Знаю-хочу узнать-узнал».
2. Кластер. Прием графической систематизации учебного материала.
3. Синквейн Это «белое» стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строке заявляется тема или предмет - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное). Во второй строке дается описание темы/предмета (два прилагательных или причастия). Третья строка состоит из трех глаголов, показывающих действия темы/предмета. Четвертая строка представляет собой фразу. Пятая строка – синоним.
Модельные уроки.
Модельный урок «Чтение (лекция)со «стопами»».
«Шесть шляп мышления».
Выбирая технологию критического мышления, мы создаём своим ученикам условия для формирования учебно-познавательных умений, приобретения опыта работы с информацией, развития коммуникативной компетенции.
Как известно, приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться, нужно общаться, при этом уметь выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности.







15