Курсовая работа на тему: Организация методической деятельности в малокомплектной школе


Введение 2
Глава 1. Сущность и значение проведения методической работы в школе.
1.1 Теория методической работы в школе
1.2 Структура методической службы 2
5
7
1.3 Цели, задачи и функции методической службы 9
1.4 Основные формы методической работы 12
Глава 2. Организация работы методической службы
на примере МОУ «Гидиримская РООШ». 17
2.1 Методическая тема, цели и задачи. 17
2.2 Проведение педсоветов 20
2.3 Работа методического совета школы 22
2.4 Работа методических объединений 23
2.5 Повышение профессиональной компетентности педагогов 26
2.6 Аттестация педагогических кадров 27
2.7 Распространение педагогического опыта 28
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложение СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Современное общество предъявляет качественно новые требования к одному из главных своих институтов – образования, ответственному за производство знаний, составляющим основу прогресса человечества, определяющему социально-экономическое процветание страны и преуспевание каждого человека. Перестройка современного содержания образования вносит изменения в обучение и воспитание школьников, что в свою очередь требует изменений педагогической деятельности самого учителя.
В современной школе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Среди множества задач, которые должны решаться в системе образования, стоит уделить должное внимание таким как:
- повышение уровня профессионального мастерства педагогов,
- активизация научно-педагогических исследований,
- улучшение методического обеспечения, предполагающего создание условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на современном этапе развития образования в ПМР методическая работа в школе позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности учителя, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей, важных как для педагогического коллектива школы, так и для педагогического сообщества в целом.
Выбор данной темы обоснован тем, что процесс обновления образовательной системы требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения и воспитания, но и методической службы. Ориентируясь на гумманизацию обучения и воспитания, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, прежде всего, необходимо помнить, что она формируется личностью самого педагога. Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагога. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении.
Исходя из требований современности, школа требует качественного изменения методической службы. Изменяется функция методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя, модернизируются подходы к организации методической работы на всех уровнях. Современная методическая служба должна ориентироваться не только на оказание методической помощи, а на создание условий для саморазвивающейся педагогической деятельности.
Цель курсовой работы: изучить методическую деятельность директора. заместителя директора по УВР по организации работы методической службы в современной школе. Исходя из изложенной цели, задачами данной курсовой работы являются следующее:
охарактеризовать cсущность и значение проведения методической работы в школе;
выявить цели, задачи и функции методической работы в школе;
раскрыть сущность основных форм организации методической работы в школе;
изучить опыт реализации методической службы в школе на примере МОУ «Гидиримская РООШ»;
Объектом исследования курсовой работы является методическая служба, действующая в школе.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, чтобы раскрыть понятие методической службы: показать структуру, определить цели, задачи, функции методической службы, а также рассмотреть формы методической работы.
Практическая значимость состоит в том, чтобы показать работу методической службы на примере конкретно взятой службы.
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий. Её успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенстве своего мастерства. Перед заместителем директора по УВР стоят задачи помочь учителю углубить различные аспекты его профессиональной подготовки. Основными направлениями деятельности заместителя директора школы является создание дееспособной методической службы, включающая в себя следующие формы работы:
организация методической, научно-исследовательской и инновационной работы в школе, руководство и контроль за развитием этого процесса;
методическое руководство педагогическим коллективом;
профессиональная подготовка учителей.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения и списка литературы. В курсовой работе представлены 3 таблица и 2 схемы.
Глава1. Сущность и значение проведения методической работы в школе
1.1 Теория методической работы в школе.
Из года в год повышаются требования к качеству подготовки выпускников основной и средних общеобразовательных школ. А это, в свою очередь, требует постоянного совершенствования учителем своих профессиональных качеств как предметника, как мудрого воспитателя и как детского психолога (ведь не в каждой школе, особенно сельской, пусть даже и средней, есть школьный психолог). И без методической помощи в данной ситуации никак нельзя обойтись ни опытному педагогу, ни начинающему молодому выпускнику ВУЗа или колледжа. Поэтому грамотный, методически подкованный педагог, болеющий душой за качество образования, развития и воспитания своих учеников - необходимое условие управления качеством знаний в школе. А это невозможно без оптимально организованной методической работы в школе.
Для того чтобы методическая работа в школе была направлена на повышение профессионального уровня учителя, его компетенции в вопросах педагогики, психологии, возрастной физиологии, она должна вестись логически обоснованно, чтобы формы соответствовали содержанию, а содержание вытекало из проблем, решаемых школой. Таким образом, необходима логически выстроенная система методической работы.
Возникает проблема: «С чего начать создание системы методической работы в условиях своей школы?».
Начнём с выяснения сущности методической работы в школе и обратимся для этого сначала к учебникам и пособиям по школьной педагогике. Чаще всего авторы различных учебных пособий сводят методическую работу к работе методических объединений, что не соответствует назначению методической работы и требованиям к её постановке в условиях новой образовательной среды, в которой оказалась современная школа.
Многосторонний подход к понятию методической работы приведен в Положении о методической работе с педагогическими кадрами учреждений народного образования: «Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно - теоретического, общекультурного уровня, психолого - педагогической подготовки и профессионального мастерства.»
Из всего этого можно сделать следующее: методическая работа в школе - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно – воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя – ведь на практике обучение и воспитание взаимопроникновенны (включая и меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счёте на совершенствование учебно – воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников. Более конкретно, на наш взгляд, отражена суть методической работы в следующем определении «Методическая работа - это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения учебно – воспитательного процесса».
1.2 Структура методической службы.
Методическая служба как система управления научно-методической работой образовательного учреждения является общественным органом, имеет сложную организационную структуру, формируемую на добровольной основе. Структура методической службы и кандидатура руководителя закрепляется приказом директора ОУ.
Методическая служба – профессиональный орган, осуществляющий руководство методической и научно-исследовательской деятельностью педагогического коллектива образовательного учреждения, целостная система взаимосвязанных методических, информационных, диагностических и других подсистем (структур службы):
Методический (научно-методический совет) возглавляет методическую службу; формируется из опытных учителей высокой квалификации, классных руководителей и других педагогических работников, способных к творческой работе, руководит деятельностью методического совета ЗДУВР.
Методические объединения создаются в образовательном учреждении по учебным предметам или циклам предметов, по видам воспитательной работы (классных руководителей), формы работы объединений могут быть коллективными и индивидуальными с оптимальным их сочетанием; работа методических объединений направлена на практическое решение проблем межпредметных связей, выработку единых педагогических требований и реализацию государственного стандарта образования.
Информационная подсистема функционирует на базе методического кабинета библиотеки (медиатеки), отбирает, систематизирует информацию, организует оперативное ознакомление учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования (родителей, общественности, учащихся) с научно- методической информацией, нормативно-правовыми и другими документами, создает банк данных, организует современное поступление необходимой информации, сообщает о новых поступлениях.
Диагностическая подсистема осуществляет исследования по отслеживанию поэтапных результатов воспитательно-образовательного процесса отдельных его сторон; разрабатывает, адаптирует к условиям образовательного учреждения мониторинговые методики и программы по дополнительному наблюдению за педагогическими явлениями, осуществляя прогноз, коррекцию развития личности, воспитательно-образовательных процессов и образовательного учреждения в целом.
Схема 1
Вариант структуры методической службы ОУ.
Педагогический
совет
Родительский
комитет
Методический
совет


Директор школы


ЗДВР
РНМР
ЗДУВР
ЗД по хоз. части

Диагностическая подсистема

Схема 2
Информационная подсистема
ШМО классных руководителей
ШМО учителей истории
ШМО учителей II официального языка
ШМО учителей русского языка и литературы
ШМО учителей матем., физики, ОИ и ВТ
ШМО учителей технол., черч.
ШМО учителей иностр. языка
ШМО учителей геогра-фии, биологии, химии
ШМО учителей начальных классов

Информационная подсистема

Методический кабинет
Психолого-педагогическаяая служба
Библиотека



Успешность функционирования методической службы во многом определяется четкой организацией деятельности всех подструктур, распределением прав, полномочий и ответственности между всеми участниками методической работы, а также планированием, в котором особое внимание уделяется результатам деятельности педагогов, качественному составу педагогического коллектива, особенностям работы образовательного учреждения, сложившимся в нем традициям.
1.3 Цели, задачи и функции методической службы
Основные цели методической службы образовательного учреждения в современных условиях ориентированы на:
создание системы методических услуг на основании потребностей педагогов в соответствии с проблемами подготовки выпускника образовательного учреждения а, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образования;
создание условий научно-практической работы педагогам в условиях инновационной деятельности ОУ;
развитие педагогического творчества и методическое обеспечение повышения квалификации педагогов;
трансляция педагогического опыта в практику работы ОУ.
Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.
Задачи методической работы в школе можно сформулировать следующим образом:
1. формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы.
2. повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей.
3. организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах.
4. организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов.
5. обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.
6. оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе.
7.оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.
8.повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.
Исходя из вышеизложенных задач функции методической работы следующие:
Таблица 1
Функции методической работы
Группа Функции
1 группа функций - формирование индивидуальной, творческой, авторской, высокоэффективной системы, педагогической деятельности - обогащение знаний педагогов;
- развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений;
- развитие мотивов творческой деятельности;
- развитие устойчивых нравственных качеств личностей;
- развитие современного стиля педагогического мышления;
- развитие педагогической техники;
- развитие умений эмоционально-волевой саморегуляции.
2 группа функций – функции по отношению к педагогическому коллективу - сплочение педагогического коллектива как коллектива единомышленников;
- выработка единой позиции, общих ценностей, традиций;
- организацию диагностики реальных учебных возможностей учащихся;
- контроль и анализ качества знаний, умений и навыков, воспитанности и развития школьников;
- выявление, обобщение, распространение внутришкольного педагогического опыта;
- стимулирование группового творчества и инициативы членов педагогического коллектива;
- приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, к целенаправленному созданию нового опыта своей школы.
3 группа функций – обеспечивает посредничество между школой и широкими системами. - творчество осмысления социального заказа, новых нормативных актов и документов, доведение их смысла до сознания каждого педагога;
- внедрение достижений передового и педагогического, и новаторского педагогического опыта;
- внедрение и использование достижений психолого-педагогической науки, других научных дисциплин;
- распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного внутри данного коллектива.
1.4 Основные формы методической работы.
Методическую работу в школе проводят в индивидуальной и коллективной формах. Каждая форма отличается используемыми приемами, будучи одинаково направленными на совершенствование мастерства учителя и педагогического коллектива в целом.
Индивидуальная форма методической работы в школе - сущность этой формы методической работы заключается в самостоятельной работе педагога над повышением теоретического уровня своих знаний, совершенствования методического мастерства. Различают следующие приёмы:
- Работа молодого специалиста - стажировка, наставничество. Молодые специалисты, окончившие высшие педагогические учебные заведения, на протяжении первого года работы по месту трудоустройства проходят стажировку, цель которого заключается в приобретении практических умений и навыков педагогической деятельности. Во время стажировки они пользуются всеми правами работника школы и выполняют возложенные на них обязанности. Руководитель учебного учреждения назначает для молодого учителя наставника из лучших учителей соответствующей специальности. Наставник помогает стажеру в планировании учебно-воспитательной работе, в разработке поурочных планов и др. Результаты стажировки рассматривает конце учебного года дирекция школы.
- Самообразование педагога. На сегодняшний день учителю предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства учителя – это самообразование.    Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного учителя, который поможет не отстать от «поезда современности». С самообразованием тесно связана работа над личной творческой темой.
- Работа над личной творческой темой. Данный приём способствует росту педагогического мастерства учителя, оперативному использованию новых методик, приёмов и форм обучения, что так необходимо в современных условиях. Немало учителей, заботясь о повышении эффективности учебно-воспитательного процесса в процессе работы над творческой темой, создают собственные методические системы.
- Индивидуальные консультации. В случаях необходимости педагог использует консультации для развития профессиональной компетентности , повышению мастерства и педагогической культуры.
К индивидуальным формам методической работы также относятся - аттестация педагогов, распространение педагогического опыта в печатных изданиях, взаимопосещение уроков, самоанализ, собеседование, посещение уроков администрацией с последующим анализом, рекомендации по их (недостатков) устранению, анализ планов уроков.
Коллективные формы методической работы в школе. Целью коллективных форм методической работы является повышение мастерства всех учителей в процессе целенаправленно спланированных и реализованных мер. Одним из путей повышения методического уровня учителей является разработка ими актуальной для педагогики и школы проблемы. Научную проблему выбирают с таким расчетом, чтобы к ее разработке можно было привлечь всех педагогов школы.
- Работа над единой методической проблемой учебного заведения определяет единую методическую тему. Единая методическая тема организует, делает целостным весь комплекс форм, является своего рода системообразующим фактором. Целесообразно определять единую тему на перспективу (чаще на 5 лет) с разбивкой по годам. Она способствует сплоченности коллектива, что повышает качество работы, результативность.
- Педагогический совет. Педагогический совет (педсовет) - коллегиальный орган самоуправления, действующий в целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста учителей. Современные технологии позволяют изменить организацию и формы проведения педсоветов.
- Работа школьных предметных методических объединений. Как правило все педагоги школы объединяются в предметные методические объединения. Работа каждого методобъединения регламентируется положением.
- Открытые уроки. Одной из самых распространенных коллективных форм методической работы в школе есть открытые мероприятия, задачей которых является внедрение в практику учителей передового педагогического опыта и достижений педагогической науки. Во время анализа и обсуждения их необходимо обеспечить целенаправленность обсуждения, научность анализа, принципиальность и доброжелательность критических замечаний, сочетание анализа мероприятия с практическими рекомендациями, суммирования его квалифицированными специалистами.
- Творческие микрогруппы. К коллективным формам методической работы так же относятся работа творческих микрогрупп. В системе школьных и межшкольных методических объединений нередко создают творческие (проблемные) группы учителей в составе 8-10 хорошо теоретически подготовленных предметников, работающих над решением актуальных проблем образовательного процесса.
- Школы передового опыта.
- Предметные методические дни, недели.
- Работа методических кабинетов. В крупных основных и средних школах создают методические кабинеты для предоставления учителям и воспитателям методической помощи.
- Теоретические семинары. Эта форма занятий является необходимой для ознакомления педагогов с новейшими достижениями педагогической науки и передового педагогического опыта. Она требует, в первую очередь, доступно освещать в сообщениях, докладах актуальные вопросы педагогического процесса, раскрывает содержание новых технологий методов, приемов обучения. К выступлениям и докладам должны привлекаться не только ученые, но и опытные педагоги, члены творческих групп. Для этого требуется большая подготовка, индивидуальные беседы, консультации с специалистами, изучение научно-методической литературы.
-Семинары-практикумы. Продуктивной формой методической работы является семинар-практикум. Ценность его заключается в том, что учителя самостоятельно прорабатывают педагогическую литературу по обсуждаемой проблеме, анализируют собственный опыт. Обработанные материалы участники семинара-практикума оформляют в виде рефератов или докладов.
- Педагогические чтения. Способствуют повышению педагогического мастерства учителей педагогические чтения, которые имеют целью обобщения и распространения передового педагогического опыта и проводятся по актуальной педагогической тематики. их можно организовать в школе, районе, области, стране.
- Научно-практические конференции. Эффективной формой методической работы является научно-практическая конференция (районный или республиканский).
- Экспериментальные педагогические площадки. На постоянный педагогический поиск настраивает деятельность экспериментальных педагогических площадок. Используя творческие отчеты, отчитываясь на заседаниях МО, педагоги-экспериментаторы делятся своими находками, методическими наработками, знакомят других учителей с технологией собственного опыта.
К коллективным формам методической работы также относятся - творческие отчеты учителей, внеклассные мероприятия по предмету, экскурсии, встречи с педагогами-новаторами.
Глава 2. Организация работы методической службы на примере
МОУ « Гидиримская РООШ»
2.1 Методическая тема, цели и задачи.
Методическая работа в направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс.
В 2014-2015 учебном году коллектив школы работал над методической темой: Использование современных технологий и развитие профессиональной компетентности педагога в образовательном процессе для повышения качества образования. Работа над темой ведётся II год. В соответствии с перспективным планом работы над методической темой 2014-2015 учебный год – это диагностический этап работы: теоретическое исследование вопроса, изучение достижений педагогики и психологии по данному вопросу. Для реализации главной методической темы в школе были созданы следующие условия:
составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий стандарту образования, дающий возможность для успешного продолжения образования выпускниками школы;
создана и утверждена структура методической службы школы;
все методические объединения и образовательные советы имели чёткие планы работы, вытекающие из общешкольного плана;
мониторинг в основе ВШК – одно из условий эффективности работы школы;
работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни;
работа по организации учебно-воспитательного процесса по решению главной задачи школы носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе.
В 2014-2015 учебном году перед методической службой школы была поставлена цель: Повысить качество образования учителей для улучшения качества знаний учащихся и развития познавательного интереса и умственной самостоятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Для её реализации были сформулированы следующие задачи:
Продолжить работу по повышению уровня теоретической, методической, психолого-педагогической компетенции учителей.
Стимулирование творческого самовыражения, раскрытия профессионального потенциала педагогов.
Оказание научно-педагогической помощи учителям на диагностической, индивидуальной и дифференцируемой основе.
Оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического процесса.
В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
работа педагогического совета как коллективная методическая деятельность;
работа методического совета – коллективная методическая деятельность стабильной творческой группы учителей;
подбор и расстановка кадров;
повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров;
работа с МО и творческими группами учителей – групповая методическая деятельность;
индивидуально-методическая и инновационная деятельность – обобщение опыта работы;
обеспечение методической работы;
диагностико-аналитическая деятельность, психолого-педагогическая деятельность;
 В школе работает квалифицированный педагогический коллектив, способный создать условия для индивидуального развития учеников. Для учителей школы стали традиционными отработанные формы методической работы, которые позволяют решать проблемы и задачи, стоящие перед школой:
педсовет, методсовет;
доклады, выступления;
административные совещания
семинары;
обсуждение проблем;
самообразование,
анкетирование;
наставничество;
школьные МО;
методические консультации.
2.2 Проведение педсоветов
В прошедшем учебном году было проведено 3 тематических педсовета и три нетематических педсовета, что соответствовало составленному плану методической работы. Цель проведения педсоветов – коллективно выработать управленческое решение по созданию условий для эффективного сотрудничества членов школьного коллектива по той или иной методической проблеме. Надо отметить, что активными участниками педсоветов, наряду с администрацией школы, являются: Володина А.В., Паша С.В., Гловацкая Л.В.и др.
Таблица 2
Тематические педсоветы (2014-2015 учебный год)

п/п Тема Дата проведения
1 Анализ итогов года.
Обсуждение и утверждение плана работы на 2014 - 2015учебный год. Август 2014г.
2. « Современные урок - каким ему быть?». Анализ результатов учебно-воспитательного процесса за 1 четверть 2014-2015уч.год. Ноябрь 2014г.
3. Совершенствование патриотического воспитания современных школьников
Анализ результатов учебно - воспитательного процесса за 1 полугодие 2014-2015 учебный год Январь 2015г.
4. «Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроке» (обмен опытом)
Уровень воспитательной и образовательной подготовки учащихся 4 класса к продолжению образования на второй ступени обучения. Март 2015г.
5. Перевод учащихся 1 -4 классов в очередной класс.
Допуск учащихся 5-8 классов к переводным и 9 классы к выпускным экзаменам.
Обсуждение и утверждение учебно-развивающего плана на 2015-2016уч. год. Май 2015г.
6. Перевод учащихся 5-8 классов в очередной класс.
Выпуск учащихся 9классов. Июнь 2015г.
Все вопросы, рассматриваемые на педагогических советах, были актуальны. Решения, выносимые по итогам педагогических советов, позволяют своевременно корректировать учебно-воспитательный процесс.
2.3 Работа методического совета школы
Школьный методический совет является центром работы в школе. Методический совет руководит педагогической деятельностью. Цель деятельности методического совета: организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методической учёбы педагогических кадров.
В течение 2014-2015 учебного года лет методсовет вёл свою работу по следующим направлениям:
создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;
координация работы ШМО;
диагностика профессиональной деятельности учителей.
Было проведено 4 заседания методического совета, на которых рассматривались следующие вопросы:
Заседание №1:
Отчет Совета школы за 2013-2014 учебный год.
Выборы нового состава Совета школы.
Утверждение списков обучающихся на бесплатное питание.
Обеспеченность школы учебниками.
Заседание №2:
Качество успеваемости учащихся за 1 полугодие.
Культура поведения учащихся в школе.
Охрана труда и техника безопасности.
Заседание №3:
Подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации.
Организация воспитательной работы в школе.
Отчет органов ученического самоуправления о работе в 2014-2015 учебном году.
Разное.
Заседание №4:
Анализ работы за 2014-2015 учебный год.
Качество успеваемости учащихся за 2014-2015 учебный год.
Организация летнего отдыха.
Разное
Вся деятельность методического совета способствовала росту педагогического мастерства учителя, повышению качества образовательного процесса.
2.4 Работа методических объединений.
Главными звеньями в структуре методической службы школы являются предметные методические объединения. В школе в течение последних лет работают 4 методических объединений учителей. Руководителями МО являются опытные учителя, поэтому система учебно-методических задач в школе решается на достаточно высоком уровне.
Таблица 3
Таблица методических объединений по МОУ «Гидиримская РООШ»
№ п./п. Название методического бъединения Руководитель
1 МО учителей начальных классов (I – IV классы) Володина А.В.
2 МО классных руководителей Гловацкая Л.В.
3 МО учителей гуманитарных наук Белоус Г.М.
4 МО учителей точных и естественных наук Лищинская М.Г.
Одной из основных задач, сформулированных в результате анализа работы ШМО школы, в 2014-2015 учебном году была поставлена задача совершенствования педагогического мастерства, обучение педагогов технологии проектной и исследовательской деятельности, привлечение учащихся к проектной и исследовательской деятельности, создания системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями.
В рамках ШМО организуется самообразование учителей. Этот компонент занимает особое место в системе методической работы. Педагоги школы в качестве тем по самообразованию выбирают: освоение новых образовательных технологий и форм урока; формирование предметных компетенций; использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. У каждого учителя определена индивидуальная тема по самообразованию, которая анализируется через участие педагогов в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, творческих отчетах. В школе разработано положение о деятельности учителя над темами самообразования.
Все методобъединения работают в соответствии с утвержденными планами. На заседаниях МО рассматриваются вопросы, связанные с изучением и применением новых технологий, внедрение в учебный процесс информационных технологий, что связано с наличием в школе компьютеров, ноутбуков.
На заседаниях ШМО успешно рассматривались и решались следующие вопросы:
Утверждение плана работы на год и календарно-тематического планирования.
Использование проектно-исследовательской технологии на современном этапе обучения.
Подготовка и утверждение экзаменационного материала промежуточной аттестации.
Создание условий для развития способностей учащихся.
Использование новых педагогических технологий при изучении предметов и проведении внеклассных мероприятий.
Работа с одаренными детьми
Выступления педагогов из опыта работы.
Педагогические находки учителя для повышения эффективности урока.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
Мониторинг качества обучения школьников.
Повышение качества образования через внедрение в учебный процесс современных информационных технологий.
Совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников.
        Анализируя образовательную деятельность МО, можно отметить следующие аспекты:
        Реализация целей и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов всех уровней образования, была направлена на защиту интересов и прав обучаемых;
        Все учителя-предметники осуществляли образовательный процесс по рабочим программам, основу которых составляют программы Министерства просвещения ПМР для общеобразовательных школ.
В планировании методической работы МО старались отобрать тот комплекс мероприятий, который бы позволил, исходя из особенностей школы, наиболее эффективно решить проблемы и задачи, стоящие перед ними.
2.5 Повышение профессиональной компетентности педагогов
Важным направлением работы ШМО и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров. Практика показывает, что наиболее распространенная форма повышения квалификации среди педагогов школы – курсовая подготовка.
В рамках руководства повышения квалификации педагогических кадров была проведена следующая работа: четыре учителя прошли курсы повышения квалификации при ГОУ «ПГИРО» (Володина А.В. – учитель начальных классов; Спивак С.М. – учитель начальных классов; Перило С.В. – воспитатель ГПД; Безверхняя М.М. – учитель начальных классов ); составлен перспективный план прохождения курсовой подготовки до 2018-2019 учебного года; оформлена заявка на курсовую подготовку учителей школы на будущий учебный год.
Важным звеном в организации методической работы в школе является самообразование педагогов. За истекший период собраны данные о темах самообразования учителей и создан банк данных тем, по которым учителя повышают уровень профессиональной компетентности.
Также необходимо провести разъяснительную работу с учителями о других формах повышения квалификации: накопительная система, индивидуальный творческий план, экстернат, дистанционные курсы. В зависимости от индивидуальных возможностей другие формы повышения квалификации так же могут быть эффективны, полезны, продуктивны.
Мотивировать учителей на непрерывное повышение педагогического мастерства.
2.6 Аттестация педагогических кадров
Согласно Положению «Об аттестации руководящих и педагогических работников ПМР …» в школе действует аттестационная комиссия. По плану работы аттестационной комиссии проведена следующая работа: подготовлен перспективный план аттестации учителей до 2018-2019 уч. года; составлен график прохождения аттестации сотрудниками школы в новом учебном году; проведена экспертиза результатов педагогической деятельности аттестуемых учителей. В школе были созданы необходимые условия для проведения аттестации: своевременно изданы распорядительные документы, определены сроки прохождения аттестации для каждого аттестуемого, проведены консультации, мероприятия по плану ВШК.
Аттестация способствовала росту профессионального мастерства педагогических работников школы и положительно сказалась на результатах их труда. За истекший срок прошли аттестацию с присвоением заявленной категории следующие учителя:
Спивак С.М. - учитель начальных классов , II квалификационная категория
Перило С.В. - воспитатель группы продленного дня, II квалификационная категория
В то же время анализ сравнительных данных позволяет сделать вывод, что в школе имеется значительное количество работников без категории. Это факт объясняется притоком молодых специалистов.
Задачи: повысить количество работников, имеющих категорию или соответствие занимаемой должности через аттестацию.
2.7 Распространение педагогического опыта
Изучение, обобщение и распространение положительного педагогического опыта учителей – одно из средств повышения профессионального мастерства учителей. Поэтому в течение учебного года осуществлялось взаимное изучение системы работы педагогов и обмен опытом по педагогической проблеме школы и по темам самообразования.
Реализуя данное направление деятельности, были проведены открытые уроки учителей. Распространение педагогического опыта через открытые уроки способствует повышению квалификации тех, кто приходит на учебу к учителям; экспертизе коллегами новшества, разработанного учителем; саморазвитию учителя; стремлению к собственному повышению квалификации; обобщению актуального педагогического опыта учителей, самообразованию. Однако значительная часть учителей по-прежнему проявляет пассивность, нежелание обобщать и распространять свой педагогический опыт.
Открытые уроки проводились всеми учителями нашей школы. В целом все уроки методически построены правильно, уроки интересные, разнообразные. Учителя старались показать такую организацию урока, которая обеспечивала бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность. При проведении открытых уроков использовались новые информационно-компьютерные технологии, межпредметные связи и т. д.
        По-прежнему остается неэффективной работа по предъявлению и обобщению передового педагогического опыта. Основной проблемой по данному направлению является нежелание педагогов готовить аналитические материалы, ввиду объёма предстоящей работы; неумением большинства педагогов систематизировать собственные наработки, а также недостаточное владение ИКТ учителями.
Задачи: Повысить организационно - методический уровень проведения открытых уроков и мероприятий. Учителям в рамках проведения открытых мероприятий демонстрировать возможности по решению методической темы школы.
Одним из основных направлений методической работы является обобщение и распространение опыта через публикации в методических журналах, в сборниках научных статей. Печатные работы подтверждают стремление творчески работающих педагогов, открыто делиться с коллегами своими педагогическими находками и достижениями, отражают высокий профессиональный и методический уровень, стимул к дальнейшему творческому поиску, педагогическому самосовершенствованию, расширению спектра инновационной деятельности.
К сожалению, за последние года отсутствуют печатные работы у молодых учителей.
Методическая деятельность осуществлялась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Методическая тема школы, темы МО и темы самообразования педагогов соответствовали основным задачам, стоящим перед школой. Тематика заседаний методического совета и методических объединений отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед коллективом школы. Заседания методического совета и методических объединений были тщательно подготовлены и продуманы. В течение года отмечался небольшой рост активности педагогов, их стремление к творчеству, возрастающее желание участвовать в инновационных процессах.
Но наряду с положительными моментами имеются недостатки:
Недостаточное внедрение в учебно-воспитательный процесс современных форм, методов и технологий обучения;
Слабо пополняется материальная база учебных кабинетов;
отсутствуют печатные работы у молодых учителей за последние годы.
отсутствуют местные кадры, необходимые для образовательного процесса
Заключение
Важнейшим условием повышения качества образования является создание условий, активизирующих профессионально-познавательный поиск педагога, способствующий развитию их творческих сил, самостоятельности, нового научного стиля мышления. Вызвать профессионально-познавательный интерес учителя, желание развиваться, двигаться вперед является прямым результатом работы методической службы школы по повышению профессионального мастерства педагогов. Ведущая роль в создании действенной и эффективной структуры методической службы в образовательном учреждении и принадлежит заместителю директора по УВР.
Методическая работа в школе имеет много преимуществ. Она носит относительно непрерывный, повседневный характер. Позволяет теснейшим образом связывать содержание и характер методической работы с проблемами, ходом и результатами реального учебно–воспитательного процесса. В то же время, в течение длительного времени методическая работа в школе имеет возможность глубоко изучать деятельность и личностные качества конкретных учителей и классных руководителей, выявлять недостатки и затруднения в их деятельности, а также ростки передового опыта, что позволяет сделать рост педагогов более управляемым процессом. Работа всей методической службы, возглавляемая ЗДУВР в школе проходит в конкретном, развивающемся педагогическом коллективе, сплочённость которого создаёт особенно благоприятные условия для постановки методической работы.
Изучив теоретическую и практическую часть исследуемой темы можно сделать следующие выводы:
Процесс обновления образовательной системы требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения и воспитания, но и методической службы.
Для качественной и полноценной работы образовательного учреждения необходимо функционирование методической службы. Ведущая роль в этом процессе принадлежит заместителю директора по УВР.
Каждое образовательное учреждение имеет свой вариант структуры методической службы в зависимости от типа общеобразовательного учреждения.
Успешность методической службы во многом определяется четкой деятельности всех подструктур и планированием, в котором особое внимание уделяется результатам деятельности педагогов, качественному составу педагогического коллектива, особенностям работы образовательного учреждения, сложившимся в нем традициям.
Эффективность работы методической службы зависит от целей и задач, над которыми она работает.
При всем многообразии форм методической работы роль заместителя директора по УВР состоит в правильном выборе их в зависимости от профессионального уровня коллектива.
В условиях модернизации современной школы ЗДУВР должен умело сочетать наряду с традиционными и инновационные формы методической работы
ЛИТЕРАТУРА
Андресов Н. Планирование методической работы в школе/ Школьная практика/ Народное образование-2000 №1
Дементьева Т.Н. Методическая работа школы // Завуч-2009 №3
Дитрих Е.А. Структура научно-методической службы школы // Завуч -2006№1
Ильенко Л.В. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях // Школьник -1998 №3
Карлов Д. Научно-методическая работа школы // Управление школой-2011 №6
Колпаков Р.Г. Методическая служба школы как механизм управления повышения профессионализма учителя // Стандарты и мониторинг в образовании -2010 №6
Макарова Т.М. Планирование деятельности заместителя директора школы по методической работе // Завуч -2009 №3
Мясникова Н.А. Научно-методическая служба и её роль в образовательном пространстве школы // Завуч- 2006 №1
Николаева Т.М. Организация методической работы в школе // Завуч- 1993 №4
Прохоревич В.М. Организация методической работы в школе // Завуч -2006 №4
Шарпан И.С. План методической работы // Завуч-2006 №8
Янина Н.С. Реализация научно-методической темы школы как одна из нии