ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ТЕАТР И ДЕТИ»


МОУ Загоскинская СОШ им. Зимина
Дошкольная группа полного пребывания
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОРЕЧЕВОМУ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ТЕАТР И ДЕТИ»
Составлена на основании программы «Театр-творчество-дети» (под редакцией Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович), одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию.
Период реализации программы: с 01.09.2016г. по 31.05.2017г.
СОСТАВИТЕЛЬ:
Музыкальный руководитель
Ставская Н.В.
с. ЗагоскиноСОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел 3
Пояснительная записка 3
1.1. Актуальность парциальной образовательной программы 3
1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы 4
1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы 4
1.4 Возрастные характеристики развития детей 5
1.5 Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы 6
II. Содержательный раздел 7
2.1 Тематическое планирование образовательной деятельности 7
2.2 Оценка уровня музыкально-театрального развития детей
13
III. Организационный раздел 14
3.1 Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы 14
3.2 Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания 15
3.3 Время и сроки реализации парциальной образовательной программы 15
3.4 Организация развивающей предметно-пространственной среды 15
IV. Литература 16
Целевой раздел
Пояснительная записка
1.1. Актуальность парциальной программы
Творчество-это активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное, не похожее на то, что уже создано другими.
Развитие творчества у детей эта одна из актуальных проблем в наше время. Мы живем в век невиданной еще в истории человечества научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее: она, чем дальше, тем больше, требует от человека не шаблонных, привычных действий, освещенных многовековыми традициями, а подвижность мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Подвижности требует и современное производство, где буквально на глазах появляются новые профессии и на убыль идут те, где нужен тяжелый, однообразный, исполнительный труд. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства. Современное же обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и беда.
И поэтому перед учителями, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто еще только должен родиться, вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно! – инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы - не взялся, т.е. жизнеспособной личностью. Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Н.Венгер, Б.М.Теплов, О.М.Дьяченко и многие другие.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в образ, он играет любые роли, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка. Кроме того, занятия театральной деятельностью способствуют формированию волевых черт характера у ребенка. У ребенка развивается умение комбинировать образы, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Театрализованные игры и спектакли позволяют детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.
В программе «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), по которой работает наше учреждение, не представлен раздел «Театрализованная деятельность», он включен в свободную деятельность детей. Целенаправленной планомерной работы по данному направлению нет, поэтому перед нами стала задача разработать парциальную программу по формированию творческих способностей в условиях театральной деятельности у детей среднего дошкольного возраста. В основе программы лежат учет возрастных и индивидуальных особенностей данной группы, учет условий, созданных в группе, учет социальных условий села и семей воспитанников.
Программа была создана на основе парциальной программы «Театр-творчество-дети» (под редакцией Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович), одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию, которая рассчитана на обучение детей дошкольного возраста
Она является дополнением к программе.
Образовательные области, реализуемые в программе – «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цели и задачи парциальной образовательной программы
Цель программы: развитие творчества детей дошкольного возраста в условиях театрализованной деятельности.
Задачи программы:
Создать условия для развития творческой активности детей.
Учить детей элементам образно-выразительных средств (интонации, мимики, пантомиме).
Развивать творческие способности у детей (исполнительское творчество; умение свободно и раскрепощено держаться при выступлении; импровизировать).
Познакомить с различными видами театра.
Воспитывать гуманные чувства.
Приобщать детей к театральной культуре.
Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
- принцип научности, при отборе знаний происходит ориентация на конкретные научные области в соответствии знанием возраста, психологии, особенностями детей;
- принцип гуманности, предполагает воспитание человека обладающего новыми биоцентрическими ценностями, владеющего основами культуры потребления, основами ЗОЖ.
- принцип гуманизма – принцип мировоззрения, в основе которого лежат убежденность, безграничность и возможность человека и его способности к самосовершенствованию требований свободы и защиты достоинства личности;
- принцип доступности, предполагает адаптацию научной информации на уровень восприятия дошкольника;
- принцип целостности, направлен на формирование целостного восприятия быта и мира людей. Все вместе взаимосвязаны;
- принцип регионализма, опора на объекты ближайшего окружения;
- принцип нравственности одна из форм общественного сознания, это один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе;
- принцип морали - направлен на регуляцию поведения человека во всех сферах общественной жизни в труде, быту и т. д.;
- принцип культуры общности – совокупность творений, ценностей и способов поведения, которые приняты и признаны общностью, и приобрели знания для ее членов;
- принцип интеграции образовательных областей – решение задач программы предполагает интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, труд, художественное творчество;
- принцип творчества (креативности) – максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип вариативности - развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи, умение искать выход из трудного положения, понимать, что безвыходных ситуаций практически не бывает;
- принцип комплексно-тематического построения образовательной деятельности - объединяет все виды детской деятельности в течение определенного промежутка времени;
- принцип активности - стимулирующей активность и познавательную деятельность ребенка;
- принцип свободы и самостоятельности, позволяющей ребенку самостоятельно определять свое отношение к среде (воспринимать, подражать, создавать и т.д.), выбирать то, что ему по душе;
- принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие;
- принцип целостного представления о мире – формирование не просто шуточной картины мира, но и личностного отношения ребенка к полученным знаниям, а также умения применять их в своей практической деятельности;
- принцип обеспечение эмоционально-психологического комфорта – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
- принцип импровизации – дети учатся импровизировать, т.е. творить что то, новое, а не копировать чужое;
- принцип эмпатии – способности эмоционально отзываться на переживания других людей;
- принцип предоставления всем детям равных возможностей для участия в инсценировки и в одинаковых ролях;
- принцип сотрудничества – формируется взаимоотношение сотрудничества при решении учебных задач: воспитывается умение сопереживать успехам и неудачам других.
Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа
Программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис, часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Таким образом, в возрасте 2-3 лет у детей формируются следующие новообразования, которые являются сквозными механизмами развития ребенка: становление продуктивного целеполагания, развитие речевого общения, формирование неагрессивного взаимодействия со сверстниками.
Планируемые результаты
Показателями освоения ребенком парциальной программы является следующее:
-ребенок активно участвует в диалоге с взрослыми и сверстниками;
-умеет строить простейший диалог;
-эмоционально реагирует на песенки и потешки;
-умеет делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе;
-умеет произносить скороговорки в разных темпах;
-умеет произносить скороговорку с разными интонациями;
- запоминает и описывает внешний вид любого ребенка;
-знает 5-8 артикуляционных упражнений;
-умеет действовать согласованно;
-может копировать действия взрослого, сверстника: движения, слова;
- показывает действием неодушевленные предметы, изображает животных и др.;
-проявляет интерес к театральным играм, театру.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
При анализе результативности работы по данной программе используются следующие методы:
Информационно – констатирующие: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.
Оценочные: диагностику проводят компетентные люди.
Продуктивные: поделки, выступления и любые продукты деятельности. Диагностика « Развития творчества у детей дошкольного возраста в условиях театрализованной деятельности» проводиться три раза в год: в сентябре, январе (промежуточная диагностика), мае – воспитателем (см. приложение).
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ Тема Объём ОД (в мин.) Задачи: Виды детской деятельности
«Игрушки в гостях у ребят (Кошка, Бобик, Петушок)». 10 Привить детям интерес к театрально-игровой деятельности;
познакомить малышей с куклами настольного театра;
побуждать ребят сосредотачивать своё внимание на кукле, игрушке. Музыкальная (слушание песенок в исполнении воспитателя, музыкального руководителя, подпевание );
Познавательная (рассматривание игрушек, беседа о домашних животных: о кошке, собаке, петушке,)2. Потешка «Коза-хлопотунья».
Сказка «Волк и семеро козлят» 10 Познакомить малышей с игрушками пальчикового театра;
вызвать желание смотреть кукольное представление в исполнении взрослого. Восприятие художественной литературы (чтение стихов);
музыкальная (слушание песенок в исполнении воспитателя, музыкального руководителя, подпевание );
3. Театр картинок на фланелеграфе.
«Поспешили-насмешили» - русск. нар сказка в обраб. Н. Сорокиной. 10 Активизировать мелкую моторику рук;
Познакомить ребят с театром картинок на фланелеграфе. Музыкальная (слушание песенок в исполнении воспитателя, музыкального руководителя, подпевание );
двигательная (упражнения на развитие двигательных умений и мышц лица);
коммуникативная (взаимодействие со взрослым, развитие речи);
4. «Спектакль «Все спят»
Песня «Про лягушек и комара» муз А. Филиппенко, сл. Волгиной. 10 Побуждать детей эмоционально реагировать на песни звукоподражанием;
Познакомить с загадкой про лягушку и песней. Музыкальная (слушание песенок в исполнении воспитателя, музыкального руководителя, подпевание );
двигательная (упражнения на развитие двигательных умений и мышц лица);
коммуникативная (взаимодействие со взрослым, развитие речи);
5. Сказка «Кот, Петух и Лиса» 10 Побуждать детей внимательно слушать песенки, наблюдая за действием кукол пальчикового театра. Восприятие музыкальных произведений (музыкально-образное);
коммуникативная (взаимодействие со взрослым, развитие речи);
6. Кукольный спектакль «Веселые гуси» 10 Вызватьу детей радостные чувства, желание играть в кукольном театре,
вовлекать детей в общую пляску по показу педагога. Восприятие музыкальных произведений (музыкально-образное);
познавательная (знакомство с обитателями хозяйственного двора);
двигательная (упражнения на развитие двигательных умений и мышц лица);
коммуникативная (взаимодействие со взрослым, развитие речи);
7. Кукольный спектакль «Игрушки» 10 Познакомить детей с кукловождением настольной игрушки Восприятие музыкальных произведений (музыкально-образное);
двигательная (упражнения на развитие двигательных умений)
8. Кукольный спектакль «Скок-поскок» 10 Познакомить детей с потешкой «Птичка», приучать слушать текст, наблюдая за действиями педагога;
вызвать радостные чувства от просмотра спектакля. Музыкальная восприятие музыкального произведения); Коммуникативная (взаимодействие со сверстниками и взрослым);
Двигательная (музыкально-образное).
9. Театр картинок «Где был, Иванушка?» 10 Познакомить со спектаклем театра картинок на фланелеграфе, приобщать к сюжетным играм , используя шапки-масочкиВосприятие музыкальных произведений (музыкально-образное);
познавательная (знакомство с обитателей хозяйственного двора);
двигательная (упражнения на развитие двигательных умений и мышц лица);
коммуникативная (взаимодействие со взрослыми, развитие речи);
10. Потешка «Пальчик-мальчик». Кукольный спектакль «ДАНУСЯ» 10 Поддерживать интерес ребят к пальчиковым играм, вызвать радостное чувство от просмотра кукольного спектакля «Дануся» Восприятие музыкальных произведений (музыкально-образное);
познавательная (знакомство с обитателей хозяйственного двора);
двигательная (упражнения на развитие двигательных умений и мышц лица);
коммуникативная (взаимодействие со взрослыми, развитие речи);
11 . Тематическое занятие «В гости к кукле Кате» 10 Побуждать детей принимать активное участие в тематическом занятии «В гости к кукле Кате», вызвать желание следить за действиями куклы, развивать умение внимательно слушать песенку, наблюдая за действиями педагога и повторяя их. Восприятие музыкальных произведений (музыкально-образное);
двигательная (упражнения на развитие двигательных умений);
коммуникативная (взаимодействие со взрослыми, развитие речи);
12. Кукольный спектакль «Марыся» 10 Поощрять стремление детей принимать участие в игре, изображая вместе с педагогом действия животных в потешке «Наша-то хозяюшка», познакомить ребят с настольным кукольным спектаклем «Марыся» Восприятие музыкальных произведений (музыкально-образное);
двигательная (упражнения на развитие двигательных умений и мышц лица);
коммуникативная (взаимодействие со взрослыми, развитие речи);
13. Кукольный спектакль «Курочка Ряба» 10 Вызвать эмоциональный отклик на музыку веселого и спокойного характера, желание двигаться соответственно характеру музыки, познакомить с пляской «Маленькая кадриль» Музыкальная (восприятие музыкальных произведений, игровая (музыкальная игра);
коммуникативная (взаимодействие со сверстниками).
14. «Праздничная ёлочка». Кукольный театр «Рукавичка» 10. Побуждать детей принимать участие в сюжетной игре, получая удовольствие от перевоплощения в игровой образ, поощрять желание внимательно следить за сюжетом кукольного спектакля. Музыкальная (восприятие музыкальных произведений, танец);
Коммуникативная(взаимодействие со сверстниками); двигательная (овладение основными движениями); восприятие художественной литературы (чтение стихотворений);
15. Кукольный спектакль «Снегурочка» 10 Вызвать у детей слушать новогоднюю песню, подпевая отдельные слова, познакомить малышей с кукольным спектаклем «Снегурочка» Музыкальная (восприятие музыкальных произведений, танец);
Коммуникативная(взаимодействие со сверстниками); двигательная(овладение основными движениями); восприятие художественной литературы (чтение стихотворений);
16. Новогодний утренник. 10 Поддерживать интерес детей к театрально- игровой деятельности, создать на новогоднем утреннике радостную атмосферу, поощрять желание малышей принимать участие в празднике Музыкальная (восприятие музыкальных произведений, танец);
Коммуникативная(взаимодействие со сверстниками);
двигательная (применение разученных ранее движений в танце)
17-18 Оценка уровня музыкально-театрального развития детей
19. Кукольный спектакль «Гуси и волк» 10 Прививать интерес к играм с музыкальным сопровождением, учить приемам кукловождения перчаточных игрушек Восприятие музыкальных произведений (музыкально-образное);
познавательная (знакомство с дикими зверями);
двигательная (упражнения на развитие двигательных умений и мышц лица);
коммуникативная (взаимодействие со взрослыми, развитие речи);
20. Кукольный спектакль «Тень-тень» 10 Обратить внимание детей на способы управления перчаточными куклами, участвующими в диалоге, побуждать ребят принимать участие в игре со стихотворным сопровождением Музыкальная (восприятие музыкальных произведений, танец);
Коммуникативная(взаимодействие со сверстниками); двигательная (овладение основными движениями); восприятие художественной литературы (чтение стихотворений);
21. Кукольный спектакль «Три медведя» 10 Побуждать детей принимать участие в игре с музыкальным сопровождением, выполняя движения по показу педагога, вызвать желание передавать движением образ животного Музыкальная (восприятие музыкальных произведений);
Коммуникативная(взаимодействие со сверстниками); двигательная (овладение основными движениями); восприятие художественной литературы (чтение стихотворений);
22. Кукольный спектакль «Как на тоненький ледок» 10 Побуждать детей к двигательной активности под музыку, поощрять желание подпевать отдельные слова песни Музыкальная (восприятие музыкальных произведений);
Коммуникативная(взаимодействие со сверстниками); двигательная (овладение основными движениями); восприятие художественной литературы (чтение стихотворений);
23. Кукольный спектакль «Ладушки-ладушки», колыбельная «Баю-бай» 10 Вызвать у малышей желание слушать колыбельную песню, выполняя плавные движения игрушкой по показу педагога Музыкальная (восприятие музыкальных произведений);
Коммуникативная(взаимодействие со сверстниками); двигательная (овладение основными движениями)
24. Потешки «Сорока-сорока», «Летели кукушки».
Кукольный спектакль «Кошкин дом» 10 Приобщать малышей к сюжетным играм. Учить изображать птиц с использованием образных движений и шапочек-масок Музыкальная (восприятие музыкальных произведений);
Коммуникативная(взаимодействие со сверстниками); двигательная (овладение основными движениями); восприятие художественной литературы (чтение стихотворений)
25. Кукольный спектакль «Дружная семейка» 10 Вызвать желание слушать песенки о маме, подпевать отдельные слова,
Побуждать детей принимать участие в игре и в общей пляске. Музыкальная (восприятие музыкальных произведений);
Коммуникативная(взаимодействие со сверстниками); двигательная (овладение основными движениями); восприятие художественной литературы (чтение стихотворений)
26. Кукольный спектакль « Ячменное зернышко» 10 Помочь малышам понять содержание сказки, поощрять готовность досмотреть сказку до конца. Музыкальная (восприятие музыкальных произведений);
Коммуникативная(взаимодействие со сверстниками); двигательная (овладение основными движениями); восприятие художественной литературы (чтение стихотворений)
27. Сказка «Маша и медведь» 10 Приобщать малышей к игре, обучая их звукоподражанию, вызвать желание слушать песню, содействовать пониманию содержания сказки Музыкальная (восприятие музыкальных произведений);
Коммуникативная(взаимодействие со сверстниками); двигательная (овладение основными движениями); восприятие художественной литературы (чтение стихотворений)
28. Сказка «Колобок на новый лад» 10 Создать радостное настроение, поощрять готовность играть с резиновыми игрушками Музыкальная (восприятие музыкальных произведений, танец);
Коммуникативная(взаимодействие со сверстниками); двигательная (овладение основными движениями); восприятие художественной литературы (чтение стихотворений);
29. Игра «птичка летает». Сказка «Как коза избушку построила» 10 Обучать детей передавать движением полет птиц, развивать интерес к устному народному творчеству Музыкальная (восприятие музыкальных произведений, танец);
Коммуникативная(взаимодействие со сверстниками); двигательная (овладение основными движениями); восприятие художественной литературы (чтение стихотворений);
30. «Серенький козлик» 10 Вызвать желание наблюдать за действиями педагога с резиновыми игрушками, слушая загадку и народную песню Музыкальная (восприятие музыкальных произведений, танец);
Коммуникативная(взаимодействие со сверстниками); двигательная (овладение основными движениями); восприятие художественной литературы (чтение стихотворений);
31. «Петрушка и его друзья» 10 Вызвать радостные чувства от просмотра спектакля, побуждать малышей к игре с музыкальными игрушками Музыкальная (восприятие музыкальных произведений, танец);
Коммуникативная(взаимодействие со сверстниками); двигательная (овладение основными движениями); восприятие художественной литературы (чтение стихотворений)
32. Кукольный спектакль «Гуси, где вы бывали?» 10 Вовлечь малышей в игру «Вася-гусеночек», познакомить ребят с кукольным спектаклем театра рукавичек .Музыкальная (восприятие музыкальных произведений, танец);
Коммуникативная(взаимодействие со сверстниками); двигательная (овладение основными движениями); восприятие художественной литературы (чтение стихотворений)
33. Кукольный спектакль «Мишка-топотыжка» 10 Вызвать желание слушать русскую народную потешку, наблюдая за действиями педагога, развивать эмоциональную отзывчивость Музыкальная (восприятие музыкальных произведений, танец);
Коммуникативная(взаимодействие со сверстниками); двигательная (овладение основными движениями); восприятие художественной литературы (чтение стихотворений)
34. Кукольный спектакль «Вышли дети в садик» 10 Прививать любовь к русскому фольклору, поощрять стремление участвовать в игре, выполнять движения руками по показу педагога. Восприятие музыкальных произведений (музыкально-образное);
Игровая (игра);
восприятие художественной литературы (чтение стихов);
коммуникативная (развитие речи)
35-36 Оценка результатов театрально-игровой деятельности детей
2.2. Оценка уровня музыкально-театрального развития детей
Январь(1-ая и 2-ая недели)
Цели:
оценить интерес детей к театрально-игровой деятельности;
выявить уровень музыкально-театрального развития малышей, используя материал, пройденный с сентября по декабрь включительно.
Первая неделя посвящена выявлению уровня музыкального развития ребят.
Педагог оценивает активность детей на занятии, их желание:
принимать участие в играх с музыкальным сопровождением;
танцевать вместе с педагогом, ритмично выполняя простейшие танцевальные движения с предметами и без них;
слушать музыку, подпевая отдельные слова, фразы в песнях;
участвовать в играх с музыкальными и шумовыми игрушками.
Вторая неделя отводится определению уровня театрально-игровой деятельности детей.
Педагог оценивает:
активность детей в играх со стихотворным сопровождением,
желание наблюдать за действиями педагога с куклами различных систем;
умение смотреть кукольные спектакли, не отвлекаясь, эмоционально реагируя на происходящее;
стремление играть с куклами различных систем совместно с педагогом и самостоятельно.
Отлично (+)Хорошо(=)
Удовлетворительно(v)
Неудовлетворительно(-)
Фамилия Имя Игры с музыкальным сопровождением Подпевание и пение Танцевальные движения Игры с музыкальными игрушками Игры со стихотворным сопровождением Театрализованные игры Мини-игры, спектакли
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы
Кадровое обеспечение.В реализации данной программы принимают участие воспитатели группы и музыкальный руководитель. Воспитатель, обеспечивающий совместную деятельность; разучивает слова спектакля с детьми, ведет беседу с родителями по разучиванию детьми ролей, делает вместе с музыкальным работником атрибуты, готовит ширмы, костюмы.
Ключевое значение имеет учебное и учебно-наглядное оборудование. Его состав призван обеспечить создание учебной и предметно - деятельностной среды в условиях реализации ФГОС, содействующей обучению и развитию дошкольник.
Материально-технические условия реализации основной дошкольной образовательной программы включают учебное и учебно-наглядное оборудование. В соответствии с перечнем основными компонентами учебного оборудования являются:Синтезатор, баян, музыкальный центр, телевизор, интернет ресурсы, аудиобиблиотека классической и детской музыки; музыкальные инструменты, в том числе ноты детских песен, дидактический материал, уголки ряженья, различные виды театра, ширма, атрибуты, презентации. 3.2. Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания.
Перечень программ и
технологий «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа
ДО под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М: Мозаика-Синтез, 2010 г.
Программа «Театр-творчество-дети» (под редакцией Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович).
Гончарова О.В. «Театральная палитра» Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: СФЕРА, 2010.
Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. Программа из «детства – в отрочество». – М., 1997.
Методическое пособие: Книга: Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, 2013 г.ФГОС дошкольного образования, который согласно Приказа Министерства РФ №1155 от 17.10.13 г. Вступил в силу с 01.01.2014 г.
Перечень пособий Антипова Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: СФЕРА,2009.
Артемьева Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: «Просвещение», 1999.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
Мерцалова М.И. Костюм разных времен и народов. – М., 1993.
Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: СФЕРА,2009.
Сорокина Н., Миланович Л. Кукольный театр для самых маленких. Театральные занятия с детьми от 1 года до 3 лет.- ЛИНКА_ПРЕСС.-Москва.- 2009.
Чистякова М. Психогимнастика – М., 1990.
Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.
3.3. Время и сроки реализации парциальной образовательной программы.
Программареализуется в первую половину дня 1 раз в неделю по 10 мин.Образовательная деятельность, осуществляется в совместной деятельности педагога с детьми; в форме игр -драматизаций, театральной деятельности, игр-занятий, этюдов, дидактических игр, самостоятельной деятельности детей; в совместной деятельности с семьей.
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Обязательным условием развития творческих способностей является самостоятельная деятельность в театрализованной деятельности. В данной возрастной группе создана театрализованная зона. В этой зоне есть ширма, на полочках расположены перчаточные куклы, куклы-марионетки, настольный театр, театр картинок, фланелеграф, атрибуты, маски, имеются сценические костюмы, есть уголок ряженья. В группе собрана аудиотека сказок, есть магнитофон. Создан фотоальбом с национальными костюмами и бытом народов.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии /Е.А.Антипина - М.: ТЦС сфера , 2010.-128с.
Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста / И.В.Бодраченко. – М.:Айрис – пресс, 2007. – 144с.
Горохова Л.А. Программа театрализованная деятельность в детском саду /Л.А.Горохова. – Сфера, - 2009.- 125с.
Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности /М.Б.Зацепина – М: ТЦ Сфера, 2010, - 128с.
Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей / Г.В. Лаптева – М: ТЦ Сфера, 2009. – 137с.
Маханева М.Д. Театрализованная деятельность в детском саду /М.Д.Маханева – М: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. Авторская программа и методические рекомендации /С.И.Мерзлякова – ГНОМ и Д, 2000. – 185с.
Михайлова А.Я. Ребенок в мире театра /А.Я. Михайлова – Детство пресс, 2011. – 115с
Сорокина Н.Ф. Театр – творчество – дети: играем в кукольный театр / М: Линка - Пресс, 2004. – 127с.