Собственный опыт работы по организации проектной деятельности во внеурочной работе

Собственный опыт работы по организации проектной деятельности во внеурочной работе
Очень интересный метод проектов можно использовать и во внеклассной работе по предметам.
В курсе математики начальной школы выделяется тема «Время и его измерение». В большинстве методических пособиях для учителя подчёркивается трудность формирования у младших школьников временных представлений. Большое внимание уделяется овладению умениями ориентироваться во времени, определять его по часам, пользоваться календарём. На уроках основное внимание уделяется выработке практических навыков и усвоению соотношений единиц времени. Это, несомненно, важная работа, но в процессе изучения данной темы есть богатые воспитательные возможности, а именно формирование мировоззрения младших школьников и развитие познавательного интереса. На уроках, к сожалению, часто эти возможности не используются вследствие ограниченного времени. Восполнить этот пробел можно, используя резервы внеклассной работы.
Для достижения указанных целей представляется возможным метод проектов. Следует отметить, что в современной педагогической литературе рекомендуется использовать проектную деятельность преимущественно при обучении подростков. Это обусловлено в первую очередь тем, что при разработке проекта от учащихся требуется большая самостоятельность, умение работать с различными источниками информации, способность к общению и взаимодействию, которые у учащихся начальных классов пока не сформированы. В то же время под руководством учителя в процессе внеклассной работы младшие школьники постепенно смогут овладеть необходимыми качествами и умениями [18].
Рассмотрим возможности использования метода проектов при изучении темы «Время и его измерение».
Проект: Изготовление календаря.
Тип проекта:
• исследовательский, практико-ориентированный (прикладной);
• межпредметный (математика, естествознание, история, художественный труд).
Форма работы:
• групповая.
Сроки реализации проекта:
• средней продолжительности.
Планируемый результат: каждая группа учащихся изготавливает календарь, представляет его классу; затем календари используются по назначению в течение всего учебного периода.
Выполняется в процессе внеклассной работы.
В результате работы над проектом младшие школьники:
• узнают о способах и единицах измерения времени (год, месяц, неделя, сутки), их несоразмеримости и возникающих вследствие этого трудностях в летоисчислении;
• знакомятся с календарём как системой счёта времени, его устройством, различными видами календарей, а также с элементами мировой истории (в связи с проблемой измерения времени, создания и совершенствования календаря);
• продолжают учиться работать с бумагой.
Кроме этого, в процессе работы над проектом учащиеся овладевают умением работать с научно-популярной литературой, анализировать и отбирать необходимый материал, готовить сообщения по определённому вопросу и т. д.
Этапы работы над проектом.
I. На первом этапе работы младшие школьники знакомятся на уроках с различными видами календарей (отрывной, настенный, карманный, перекидной и т. д.), устройством табель-календаря, учатся им пользоваться. В процессе этой работы повторяются и систематизируются уже известные ученикам знания: название и последовательность месяцев в году, дней недели, смена времён года и т. п. Рассматривая календари различных лет, учащиеся замечают, что продолжительность месяцев и года неодинакова, одна и та же дата в разные годы приходится на разные дни недели, в разных календарях цветом выделяются разные даты, в календарях-книгах приводятся разнообразные тексты и сведения и т. д.
На этом этапе дети совместно с учителем приходят к решению создать свой классный календарь, которым потом можно будет пользоваться в течение всего учебного времени. Для его изготовления необходимо ответить на следующие вопросы:
• Зачем человеку необходимо измерять время? Как его можно измерить?
• Что такое календарь? Как он появился?
• Почему за основу счёта времени взяты такие единицы, как день (сутки) и год?
• Почему неодинакова продолжительность месяцев, лет?
• Что означает слово «календарь»? Откуда взялись названия месяцев и дней недели?
• Существует ли такой календарь («вечный»), которым можно было бы пользоваться ежегодно?
• Какие даты отмечаются в календаре?
II. Следующий этап – определение направлений поиска ответов на поставленные вопросы, разбиение на группы, распределение работы между группами и определение сроков.
III. Далее дети находят и читают научно-популярную литературу, собирают, систематизируют материал, оформляют его для стендов, устных сообщений. Результат этой работы регулярно обсуждается в группах. При этом решается, какой материал и в каком объёме целесообразно предложить вниманию всего класса. Затем каждая группа представляет своё выступление классу. Для активизации работы на данном этапе, возможно, предусмотреть проведение викторин, конкурсов, соревнований, игр и т. п., в процессе которых ученики будут выполнять различные задания, отгадывать и придумывать загадки, кроссворды и т. д., тем самым, систематизируя и обобщая полученные знания.
IV. На четвёртом этапе члены каждой группы решают, какой календарь они будут делать. Это может быть календарь, в котором:
• представлены интересные сведения о родном крае, городе, посёлке, деревни, земляках, ветеранах, учителях и выпускниках школы и т. д.,
• помещены фотографии, отражающие сезонные изменения в природе и труде людей, систематизированы народные приметы;
• отмечены знаменательные даты класса (дни рождения учащихся, традиционные классные праздники и т. д.) или школы;
• рассказывается об увлечениях учеников и их родителей;
• имеются данные о начале учебного года, продолжительности учебных четвертей и каникул, дат, важных для организации учебного процесса (так называемый «календарь учебного года»);
• содержатся советы «на все случаи жизни».
V. Последний этап посвящен презентации результатов группового творчества, на которую могут быть приглашены гости – родители, учителя и т. д. В классе можно оставить один календарь, а остальные подарить гостям.
Реализуя такой проект, младшие школьники смогут значительно пополнить знания, научиться работать самостоятельно или в группах, докладывать результаты работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал, приобретут опыт межличностного общения и взаимодействия. При этом невозможно переоценить роль учителя в организации работы учеников на каждом этапе. В самом деле, возраст учащихся ещё мал, жизненный опыт беден, поэтому особенно на первых порах они не смогут сформулировать возникших вопросов и проблем, наметить шаги к их разрешению. Большинство предложений пока будет исходить от учителя, мастерство которого будет состоять в том, чтобы сделать это как можно более ненавязчиво. В то же время, организуя и координируя работу как отдельных учеников и групп, так и всего класса, необходимо предоставить учащимся свободу действий и выбора, право самостоятельно решать спорные вопросы, приходить к единому мнению. Руководство деятельностью детей, вмешательство в их работу и общение должно быть максимально тактичным. В этом случае результаты проекта окажутся полезными и приятными как для учеников, так и для их учителя.
Хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения” [20]. И, как показывает опыт работы, метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
Проект "Малая родина" помог ученикам и родителям более подробно познакомится с историей своей родины. Этот масштабный проект, на мой взгляд, помог детям лучше узнать свою малую родину и полюбить ее.
Дети очень любят животных, поэтому во внеклассной работе по предмету «Окружающий мир» ученикам предложили проектную работу, связанную с темой «Кошка - грациозное животное». Учащимся самостоятельно подбирали материал для проекта. Затем дети представили свои исследовательские работы друг другу и описали историю происхождения кошек, представили разнообразие пород, раскрыть роль кошки в жизни человека, оформили фотоматериалы о кошках.
Работая над проектом «Изготовление календаря» учащиеся узнают о способах и единицах измерения времени, их несоразмеримости и возникающих вследствие этого трудностях в летоисчислении.
Методические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников
При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам. Это не «ежедневные» технологии. В начале учебного года желательно выделить те темы (наиболее сложные в плане понимания, усвоения), вопросы, разделы, программы конкретного курса, по которым желательно было бы провести проект. Это необходимо для того, чтобы дать возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания.
Таких достаточно крупных проектов по каждому предмету может быть в течение года 2-3. Поэтому необходимо в конце предыдущего учебного года, при подготовке к новому учебному году на каждой кафедре разработать и представить на методический совет предложения по проектам по своим предметам с тем, чтобы учебная часть могла заранее составить график проведения проектов в новом учебном году. Дело в том, что каждый проект требует заметных усилий со стороны ученика, которого никто на это время не освобождает от текущей работы. Поэтому надо предусмотреть такую ситуацию, при которой единовременно один ученик работал бы над одним проектом и имел некоторый перерыв между работой над проектами по разным предметам.
Проект требует тщательной подготовки и проведение его занимает 5-6 уроков (если это проект, рассчитанный на урочную деятельность). Причем защита проектов предусматривает, как правило, сдвоенный урок.
Перед проектной деятельностью учитель должен четко определить для себя основную проблему (и частные задачи), а также возможные гипотезы их решения. Он также определяет, какие знания, умения, навыки из ранее усвоенных потребуются учащимся при работе над проектом; какие новые знания, умения, навыки должны ребята приобрести в ходе работы над проектом; что им может потребоваться для успешной работы (источники информации, иногда, возможно, готовая информация, вспомогательные средства обучения, инструменты, приборы); какими методами они предположительно могут воспользоваться, и какая при этом им может потребоваться помощь (анкетирование, интервью, беседы, работа с документами, поиск информации в Интернете).
Учитель должен продумать весь ход работы над проектом. Однако на уроке вся эта информация должна быть лишь в поле зрения самого учителя в качестве ориентира в организации деятельности учащихся. Но ни саму проблему, ни гипотезы, ни методы исследования творческой, поисковой деятельности он не должен давать учащимся в готовом виде. Учитель лишь ненавязчиво направляет мысль учащихся в нужное русло. Но если ученики высказывают собственные суждения, отличные от мнения учителя и даже, более того, явно ошибочные с его точки зрения, учитель ни в коем случае не навязывает ребятам своего мнения. В этом суть метода проектов, исследования как такового. Учащиеся сами должны прийти к выводу о правомерности выдвинутых гипотез, проблем или их ошибочности, но при этом они должны подтвердить свою точку зрения аргументами, доказательствами, фактами.
Итак, на первом уроке учитель предлагает ученикам ту или иную ситуацию в любом удобном для него, но достаточно наглядном виде, содержащую приготовленную (задуманную) в скрытом виде проблему, которую ребята должны «уловить» и сформулировать. Задача учителя – так показать ситуацию, чтобы учащиеся как можно ближе к ней сформулировали проблему, но совершенно самостоятельно. Далее учитель предлагает попробовать найти способы решения этой проблемы и здесь можно задавать наводящие вопросы, которые не уведут ребят слишком далеко от задуманного учителем сценария. Задача учеников – дать как можно больше аргументированных гипотез. Это метод «мозговой атаки». Все предложения записываются на доске без комментариев. Затем начинается их коллективное обсуждение. В результате на доске остается четыре-пять гипотез (по количеству задуманных учителем исследовательских групп). И вот тогда учитель предлагает каждой из групп взяться за работу по одной из этих гипотез (обычно по той, которую кто-то из данной группы выдвигал). На этом же уроке учитель предлагает уже в рамках каждой исследовательской группы обсудить возможные методы исследования, источники информации. Все предложения группы обсуждаются всем классом, вносятся коррективы, предложения.
В конце концов, в результате такого коллективного обсуждения предлагаемые методы исследования утверждаются (но опять же не навязываются группе; если группа по какой-то причине не согласна с мнением большинства, ей предоставляется право идти своим путем, но искать доказательства своей правоты). На протяжении последующих уроков учитель может работать даже по другим темам программы, но обязательно отводить часть урока на работу над данным проектом. Здесь могут использоваться разные методы. Основная поисковая деятельность происходит во внеурочное время. На уроке могут проводиться какие-то эксперименты, лабораторные работы, требующие специального оборудования, обсуждения в группах или коллективно и т.д.
И, наконец, происходит защита проектов (по гипотезам). Каждая группа вправе решить сама, какую форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности она изберет, какую систему и средства доказательств она представит. Учитель на таких уроках – практически сторонний наблюдатель. После защиты гипотезы группой остальные ребята имеют право, как оппоненты, задавать членам исследовательской группы любые вопросы по данной теме. Класс либо соглашается с представленной системой доказательств, либо высказывает сомнения в их достоверности или достаточности. Тогда группе предлагается либо продолжить исследование, либо принять другую точку зрения. Группа имеет право выбора. После того как все гипотезы нашли (или какая-то оказалась отвергнутой) свое подтверждение, ребятам предлагается заглянуть немного вперед и спрогнозировать новые проблемы, возникающие в результате полученных знаний.
В одних случаях эта тематика может выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то сложному вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, происходит вполне естественно интеграция знаний.
Тем для проектов – неисчерпаемое множество и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные» – дело совершенно безнадежное, поскольку это живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах и т.д.)

Список литературы
Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст] : учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб. : Питер, 2000. – 304 с.
Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе [Текст] : А.В. Бычков. – М.: МГУ, 2000.- 243с.
Гульчевская, В.Г. Современные педагогические технологии [Текст] : ученик для вузов / В.Г. Гульчевская, Н.Е. Гульчевская. – Ростов-на-Дону: Издательство-РИПК и ПРО, 1999.- 346с.
Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст] учеб. пособие / В.В. Гузеев. – М. : Народное образование, 2001. — 240 с.
Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников [Текст] / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. - №9. – С. 38-40.
Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе [Текст] / Н.В. Иванова // Начальная школа. – 2004. - №2. – 38-41.
Кобалевский, Д. Б. О творческом начале [Текст] : учеб. для вузов / Д.Б. Кобалевский. – М. : ИД Шалвы Амонашвили, 2002. – 342 с.
Компьютерные телекоммуникации в школе [Текст]: пособие для учителя. / Под редакцией Е.С. Полат . – Москва, 2005. – 218с.
Конышева, Н.М. Художественно-конструкторская деятельность [Текст] : справочник Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003. – 339с.
Кукушин, В.С. Теория и методика обучения [Текст] : учеб. для студ. пед. вузов / В.С. Кукушин. – Ростов-на-Дону, 2005. – 474с.
Лакоценина, Т.П. Современный урок [Текст] : учеб. пособие / Т.П. Лаконценина. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2007. – 259 с.
Мазур, И.И. Управление проектами [Текст] : учебник для вузов / И.И. Мазур. – Москва, 2005. – 655с.
Мылова, И.Б. Использование программных средств на уроках естествознания в начальной школе [Текст] / И.Б. Мылова // Информатика и образование. – 2007. – №4. – С. 42-45.
Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной
деятельности [Текст] / Т. Новикова // Нар. образование. – 2000. - №7. – С. 34-37.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образовании [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов/ под редакцией Е.С. Полат. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 211с.
Павлова, И.М. Применение компьютерных технологий в проектной деятельности младших школьников [Текст] / И.М. Павлова // Информатика и образование. – 2007. – №5. – С.45-51.
Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] : учеб. пособие / Н.Ю. Пахомова. –  М. Академия : Высшая школа, 2005. – 259 с.
Пахомова, Н.Ю. Учебный проект: его возможности [Текст] / Н.Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. – №4. – С. 32.
Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы [Текст] / Н.Ю. Пахомова // Дайджест журнала “Методист”. – 2009. - №9. – С. 28-32.
Постникова, Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника [Текст] / Е. Постникова // Сельская школа. – 2004. – №2. С. 12-16.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов / Г.К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
Селевко, Г.К. Технология саморазвития личности школьника [Текст] / Г.К. Селевко // Школьные технологии. – 1999. – №6. С. 34-47.
Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] : в 2 т. / Г.К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2006. – 1 т.
Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст] : учеб. пособие / И.С. Сергеев. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 259 с.
Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения [Текст] / А.С. Сиденко // Завуч. – 2003. - №6. – С.23-28.
Современная гимназия: взгляд теоретика и практика [Текст] : учеб пособие / под ред. Е.С.Полат. – М. : Академия, 2000. – 324 с.
Уляшкина, Г.В. Опыт организации внеклассной работы по созданию мультемедийного шоу [Текст] : учебник для вузов / Г.В. Уляшина. – Москва, 2000. –263с.
Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст] : учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб. : Питер, 2001. — 544 с.
Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И.Д. Чечель // Директор школы. – 1998. - №3. С. 35-43.