Особенности методики занятий по волейболу с детьми (собственный опыт)


Особенности методики проведения занятий по волейболу с детьми
(собственный опыт)
К обучению в игре в волейбол следует приступать с 10-11-летнего возраста. Для этого возраста характерно бурное развитие организма детей, увеличение роста, массы и силы мышц. Костно-мышечный аппарат в этом возрасте достигает относительно высокого развития, кисти рук приобретают необходимую для волейбола прочность и упругость. У девочек этот период совпадает с началом полового созревания. Их организм претерпевает морфологические и функциональные изменения, увеличивается размер таза и происходит значительная прибавка веса. Для мальчиков этого возраста характерно увеличение силы мышц конечностей (абсолютной и относительной). Наблюдается и увеличение силы сердечной мышцы, возрастает ударный объем сердца, уменьшается частота пульса).
Детский организм обладает способностью быстро настраиваются на предстоящую работу, что связано с большой подвижностью нервных процессов. Изменяется психика детей, появляется «чувство взрослости», стремление приобщится к жизни взрослых, перенимать их манеры, подражать им в движениях. Поэтому в работе с детьми особенно важен точный показ упражнения, который бы явился достойным примером для подражания.
В возрасте 11-12 лет усиленно развиваются внимание, память, воля, быстрота мышления. Возрастает способность к восприятию, запоминанию сложных движений, анализу своих действий. Дети, сосредотачивая внимание, способны выполнять сложные движения и улучшать их качество. Следует, однако, понимать, что в этом возрасте детскому организму свойственно не только быстрое утомление, но и быстрое восстановление работоспособности, поэтому при обучении необходимо как можно больше разнообразить упражнения.
Для волейболиста характерна умение взаимодействовать с движущимся предметом (мячом). Здесь особое значение приобретает зрительный анализатор. К 11-12 годам у детей происходит становление центрального и периферического зрения. Правильная оценка удалённости мяча и скорости его приближения облегчает общую координацию в выполнении игровых приемов. В дальнейшем при занятии волейболом эти качества все более совершенствуются.
Деятельность волейболиста характеризуется также сменной игровых ситуаций, а физические нагрузки во время игры протекают с переменной интенсивностью, что дает возможность детям успешно овладевать игровыми приемами. Но это не значит, что начало занятий волейболом в более позднем возрасте (старше 12 лет) не дает желаемых результатов. Практика знает немало примеров, когда высококлассные волейболисты начинали серьёзно заниматься волейболом в значительно позднем возрасте. Дело в том, что 11-12-летние дети еще не могут полностью проявить свои способности, определить спортивное призвание. В то же время повышенный интерес к волейболу в юношеском возрасте, чаще всего объясняется несомненными способностями именно к этому виду спорта. Правильная постановка учебного процесса может компенсировать упущенное ранее время.
Следует отметить, что многообразие движений при игре в волейбол является эффективным средством для устранения недостатков в физическом развитии школьников и способствует повышению их двигательной активности на протяжении всего периода обучения в школе.
Занятия волейболом вырабатывают такие ценные качества, как силу, ловкость, быстроту и выносливость. Все движения, применяемые в волейболе, носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках и метаниях, поэтому при правильном обучении учащиеся усваивают их сравнительно легко.
Несмотря на большую эмоциональность, способствующую выполнению большого объема физических нагрузок, на занятиях по волейболу не переступаются границы оптимальных условий и исключается переутомление в силу того, что волейбол по своей специфике является упражнением самодозирующимся. Подтверждением сказанному может служить такой пример: высококвалифицированный спортсмен-волейболист за одну игру теряет в весе до 1,5 кг (с одновременными значительными затратами нервной энергии), а начинающий волейболист, овладевший лишь простейшими способами выполнения игровых приемов, может принимать участие в игре продолжительное время, не теряя в весе. Свойства самодозировки делает волейбол с одной стороны, доступным для людей любого возраста, а с другой, может служить средством для достижения высокого уровня физической подготовленности.
При работе с детьми следует не забывать об анатомо-физиологических и психических особенностях возрастного развития, что на занятиях допустимы значительные нагрузки. Однако следует помнить, что эти нагрузки должны быть не продолжительными и обязательно чередоваться с активным отдыхом. Для этого при обучении возможно чаще применяют подвижные игры с элементами волейбола, упражнения, имитирующие игровые приемы (или близкие к ним), учебные игры по упрощенным правилам и с уменьшенным количеством участников, соревнования в выполнении отдельных игровых приемов.
Дети лучше воспринимают игровые приемы и овладевают ими в учебных играх с ограничением фиксации технических ошибок. Бытующее мнение о том, что «не чистая игра» быстро закрепляется и затем трудно поддается исправлению, нельзя считать серьезным. С возрастом и овладением игровыми приемами у детей легче исправить техническую ошибку, чем психическую травму, полученную в результате постоянного фиксирования ошибок, внушений или свистков, которые снижают интерес детей к волейболу.
В процессе обучения игровым приемам рекомендуется сосредотачивать внимание на овладении основами техники (исходные положения, прыжки, передачи), на точной координации движений и лишь после этого переходить к совершенствованию техники на фоне повышенных нагрузок.
Для повышения плотности занятий и эффективного освоения техническими приемами на занятиях с детьми рекомендуется индивидуальная работа с мячом, упражнения в парах, тройках. Разучивание игрового процесса начинают с имитации, после чего с целью закрепления техники рекомендуется многократное повторение упражнения или задания. По мере овладения простейшими игровыми приемами (для закрепления) их включают в учебные игры, одновременно сообщая сведения о расстановки игроков на площадке, об элементах тактики и правил игры.
Многолетняя практика дает основания отнестись с некоторым сомнениями к целесообразности применения групповых упражнений с несколькими мячами в сочетании с перемещениями. Гораздо больший эффект в обучении в совершенствовании передач дают упражнения с одним мячом в парах, так как специфика волейбола требует сосредоточения внимания на мяче, а не рассеивание его. В случаях, когда занимающийся вынужден в равной мере обращать внимание на несколько объектов, в значительной мере затрудняет овладение правильными основами техники игрового приема. Более того, желание выполнить упражнения приводит к неуместной торопливости и ошибкам в технике.
Целесообразно на занятиях с детьми использовать вспомогательные снаряды (держатели мяча, лапы для блокирования, катапульты и т.д.). Большой эффект дают упражнения с использованием стенки зала.
Наибольший эффект в обучении дают упражнения в парах, где партнеры поочередно меняют функции (основные и вспомогательные), где можно упражняться в передачах, нападающих ударах и защитных действиях или в их сочетаниях.
Определенную трудность для игроков предоставляет решение смысловой задачи, где необходимо осуществлять контроль за последовательностью выполнения движений, посылать мяч по заданию и самостоятельно ориентироваться.
В этих условиях формирование прочного двигательного навыка затрудняется, помимо всего, ещё и постоянной изменчивостью предпосылок к выполнению технического приема: вариативностью траектории направления и скорости полета принимаемого мяча, несвоевременной реакцией спортсмена на летящий мяч и выход к нему.
Приступая к реализации обучающих программ, тренеру необходимо уделять серьёзное внимание развитию физических качеств и навыков, направленных на овладение волейболистами техникой игровых приемов.
Непосредственная помощь тренера на начальном этапе заключается в корректировке исходных положений, в исправлении ошибок и стойке, перемещениях, при взаимодействии с мячом. Тренер часто выступает как партнёр для обучающегося.
На этом этапе подготовки тренеру следует учитывать индивидуальные исполнительские способности занимающихся. При незначительном отклонении занимающегося от общепринятой манеры исполнения упражнения тренер должен уметь отличать ошибку от индивидуального способа выполнения.
Необходимость многократного выполнения приёма, доведения их до автоматизма требует от волейболиста проявления выносливости, т.е. умения противостоять утомлению. В связи с этим, важное значение имеет воспитание волевых качеств, умение заставлять себя продолжать работу с заданной интенсивностью, несмотря на трудности.
Игра в волейбол требует максимального проявления физических возможностей, волевых усилий, умения пользоваться приобретёнными навыками.