Эссе на тему Нравственный образ жизни А.С. Макаренко и собственный опыт от чтения его произведений

Эссе
Нравственный образ жизни А.С. Макаренко и собственный опыт вдохновения от чтения его произведений.
Антон Семенович Макаренко – один из самых известных классиков гуманной педагогики. Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939) родился в г. Белополье, бывшей Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. В 1904 году Антон Семенович окончил четырехклассное училище в Кременчуге и одногодные педагогические курсы. По окончании городского училища в г. Кременчуге и педагогических курсов он в 1905 году начал работать народным учителем двухклассного железнодорожного училища. В 1914 году, Макаренко уже с 10-летним стажем народного учителя, решил поступить для продолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил в 1917 году с золотой медалью. В 1917 -1918 году он с большим увлечением отдался педагогической деятельности, так как был назначен заведующим высшего начального училища.
В те годы, когда Макаренко начинал свою работу в колонии имени Горького, многие педагоги еще не могли освободиться от идеалистического отношения к детям. Многие педагоги вместе с родителями не задумываясь о значении часто утверждали фразу «Дети - цветы жизни», однако А.С. Макаренко ввел понятие, что цветы нужны не только чтоб им могли радоваться, восхищаться ими и любоваться, их еще нужно взращивать, и думать о том какие плоды последуют из них. Для педагогов Макаренко часто разъяснял что от «свободного воспитания» у детей развивается эгоизм, лень, избалованность, равнодушие к окружающим. Макаренко утверждал что следует избегать излишних ласканий , сентиментальность по отношению к детям, он считал что просто необходимо применять строгость в воспитании и чувство меры в любви и ласке. В этих утверждениях был заложен так называемый социалистический гуманизм, который является одним из его основных принципов. Макаренко относился к каждому из своих воспитанников с большой верой, каждого из них он учил верить в собственные творческие силы, и большие возможности.
Большая заслуга Макаренко заключается в том, что он выдвинул понятие «Воспитание в коллективе, и воспитание через коллектив». «Задача нашего воспитания состоит в том, чтобы воспитать коллективиста» - так утверждал А.С. Макаренко, судя по данной фразе, можно отметить что известный педагог не только говорил, он еще осуществлял данную фразу в действиях, поступках и поведении. Среди своих коллег он неоднократно утверждал, необходимо создавать и развивать детский коллектив, ведь именно через коллектив воспитываеются такие качества, как совесть, ответственность, долг, уважение и взаимопонимание. Одним из важнейших этапов Макаренко считал включением в коллектив игровых моментов, так как в детском возрасте игра имеет большое значение. Одним из основных элементов для известного педагога служила трудовая деятельность, считал что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Макаренко советовал давать детям постоянные поручения, такие как поливать цветы, уберать квартиру, накрывать на стол, следить за порядком на рабочем месте, производить уборку в комнате, обрабатывать участок семейного огорода, для того чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную работу.
В процессе изучения наиболее известных и популярных трудов Макаренко я полностью поменяла свои представления, и принциппы работы с младшими школьниками. Начала применять в своей практике методы Антона Семеновича Макаренко, ведь в основном современные требования в воспитательном и учебном процессе складываются на мой взгляд именно на предложениях и методиках предложенных классиками гуманной педагогики, так как именно они являются самыми эффективными в применении.
«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…»
Данная фраза А.С. Макаренко привела меня к размышлению о том что учителю просто необходимо непрерывно учиться, совершенствоваться, и обмениваться опытом.