Собственный опыт Формирование детского коллектива в волейболе на начальном этапе обучения

Котович Светлана Анатольевна, тренер - преподаватель по волейболу МБОУ ДОД «ДЮСШ №2 город Евпатория Республика Крым» .
Тема « Формирование детского коллектива в волейболе на начальном этапе обучения»
Многолетняя подготовка волейболистов строится с учетом возрастных особенностей детей школьного возраста и их возможностей на каждом возрастном этапе.
Первым этапом начальной спортивной подготовки является этап отбора. Его характеризуют универсальность в постановке задач, выборе средств и методов применительно ко всем учащимся.
Волейбол – игра командная, поэтому одной из важнейших задач является формирование детского коллектива, где слаженность действий превращается в один из ведущих факторов достижения победы.
Организовать детей, воспитать у них чувство товарищества и взаимовыручки – первостепенная воспитательная задача тренера. Многие детские тренера недооценивают на начальном этапе роль коллектива в спорте и в волейболе в первую очередь.
Я работаю тренером по волейболу с девочками четвертый год и анализируя свои детские воспоминания, свою спортивную жизнь , обобщая опыт других детских тренеров пришла к следующим выводам.
Обычно, отбирая детей для занятий волейболом, тренер приглашает ребенка на место занятий, записывает его данные и работа началась. Обязательно необходимо приглашать ребенка вместе с родителями. Обязательно нужно познакомиться с мамой в присутствии девочки, чтобы родители знали « куда? к кому? » будет ходить ее ребенок. Немного рассказать о работе отделения волейбола, его цели и задачи.
Первое время занятия проводятся чисто игровые. Благодаря чему можно распознать двигательную активность детей. Проявятся первые «лидеры», «активисты», первые «тихони». Команды для подвижных игр следует составлять равноценно. «Поддержать» словом физически слабых девочек, а более шустрые дети должны учиться помогать им. Может выражение «физические слабые» не совсем уместно. Но обычно высокие худенькие девочки менее подвижны и координированы, чем не очень высокие дети. Сочетание азарта и уверенности у одних и перспективных физических данных у других может помочь тренеру в комплектовании команд для эстафет. Всегда надо заострять внимание детей о командной борьбе. Хорошо когда дети принимают участие в придумывании названии команды. Это также объединяет их.
Если это не игровая тренировка, а физическая подготовка, то в пары для беговых упражнений и перемещений нужно объединять детей, ориентируясь на более-менее одинаковую физическую подготовленность.
Необходимо с первого дня занятий девочкам рассказывать о волейболе, о спорте. Каким должен быть спортсмен? Каким трудом это достигается? Лучше когда в городе есть старшая команда. Так, как у нас было в Евпатории. Девочкам легче представить чему они могут научиться, как смогут играть. Когда у тренера есть еще и старшая возрастная группа, хорошо бы закрепить за каждым ребенком старшего товарища. Это придаст уверенность младшим девочкам. Хорошо показать детям награды и достижения более старших волейболисток.
Если в городе проходят соревнования по волейболу, то детвора вместе с тренером посещает игры. Обязательно надо акцентировать внимание на командную игру, на помощь игроков друг другу. Девочки должны знать свою взрослую команду, ее тренера. Это все помогает привить устойчивый интерес к волейболу.
По возможности можно пригласить взрослых игроков на детскую тренировку. Даже присутствие их рядом с малышами придает больше значимости для детей, чем просто рассказ о команде.
Также для воспитания дружного коллектива необходимо поздравлять каждого ребенка с Днем рождения. Объяснить им , что это наша спортивная семья.
Хорошим приемов является празднование совместно с родителями Нового года , 8 Марта. Все проводится в форме эстафет в первый год занятий, на следующий год можно играть в пионербол «родители-дети» . Это объединяет детей.
На протяжении всего времени занятий необходимо использовать и формы трудового воспитания. В первую очередь – городские субботники, уборка территории спортивной школы, а также порядок в раздевалках, подготовка спортзала для занятий под руководством тренера.
В конце учебного года, по возможности, было бы хорошо сходить с детьми на природу или просто на прогулку (в зоопарк, на лиман). Подмечать все прекрасное, умение находить совершенные формы в природе – это тоже немаловажно для будущих спортсменов. Ведь оточенные технические навыки, красивые и правильные движения являются необходимым условием для формирования «класса» игрока.
Я также фотографирую детей и составляю альбом. Все эти формы воспитательной работы, которые не требуют материальных затрат, помогают мне на начальном этапе сформировать детский коллектив, который в дальнейшем становится дружным боеспособным коллективом, настоящей волейбольной командой.

15