Международный терроризм — угроза национальной безопасности России


МОУ «Старояшкинская общеобразовательная школа»



Учитель ОБЖ
Золотовская Н. М.
2010год.

1. Познакомить учащихся с общими чертами международного терроризма и его характерными особенностями.
2. Сформировать у учащихся убеждение в том, что обеспечение безопасности РФ в настоящее время стало важнейшим направлением деятельности государства.
3. Воспитывать ответственное отношение к своей жизни и жизни сограждан. Формировать правильное отношение к бдительности в окружающем человека пространстве.
4. Развивать познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся.

Компьютер
Мультимедийный проектор
Презентация№1 «Памяти жертв в Беслане»
Презентация№2 урока
Презентация №3 «Беслан», подготовленная ученицей
Кроссворд: «Террор»
Словарь урока
Ход урока.
I Вводная часть. Орг. момент.
Фронтальный опрос: 1. Россия в мировом сообществе.
2. Национальные интересы России.
3. Угроза национальной безопасности России.
II Основная часть.1. Введение в тему. ( ПР.№1 Слайд 1)
а) ЭКРАН стихотворение Марианны ОзолиняВ память жертв трагедии в Беслане
Нежданное горе покрыло волною безмерной,
Слова онемели, и вздрогнули наши сердца.
Мы стали единым живым оголённым нервом
При встрече с безумьем, давно позабывшим Творца…
Не люди, не звери, но чёрные вороны в масках,
Глумились над душами малых невинных детей.
Земля содрогнулась,- а небо в кровавых красках
Застыло в безмолвье от стона и слёз матерей.
При встрече с безумьем мы общею стали молитвой,
Единой свечою во Храме, единою волей к борьбе,
Единым сознаньем, что нам не избегнуть битвы
И к свету прокладывать вместе дорогу себе.
Рига, 7 сентября 2004г.
б) ЭКРАН «Письма в Беслан» (ПР.№1 Слайд 2)
« Я вернулся с праздничной школьной линейки, и вдруг - срочный выпуск новостей, он всегда настораживает, но такого, что услышал и увидел по телевизору, никак не ожидал.
Меня охватил ужас и негодование: как могли убивать детей взрослые, у которых, наверное, тоже есть дети, которых они любят. Я считаю, что люди не могут так поступать, это звери».
Сергей Иванов, ученик 7-го класса, г. Калачинск
« В этом году нас лишили праздника. Мы не отрывались от экранов телевизоров, чтобы знать, что происходит в Беслане. Сейчас главное – не паниковать. Враги хотят разделить Россию, разжечь межнациональную рознь Нам всем нужно объединиться, и тогда террористы не смогут сеять страх и убивать детей».
Евгений Петров, ученик 11-го класса, школа № 88, г. Омск
2. Проблема урока. ( ПР.№2 Слайд 1)
Учитель: Думаю, вы поняли, какую проблему будем обсуждать сегодня
на уроке?

3. Тема урока. (ПР. №2 Слайд 2)
«Международный терроризм – угроза национальной безопасности России».
Учитель: Терроризм относится к числу общечеловеческих проблем и является самой распространённой, фанатически жестокой, трудно предсказуемой ЧС.
Я предлагаю вам познакомиться поближе с этой проблемой и поучаствовать
в её обсуждении.
4. Словарь урока (на доске)
«ТЕРРОРИЗМ», «ТЕРРОРИСТЫ», «ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ АКЦИЯ»
Учитель: Обратите внимание на словарь урока. Нам предстоит раскрыть значение этих слов. Эти понятия практически ежедневно появляются в средствах массовой информации, порождая беспокойство и озабоченность наших граждан за своё настоящее и будущее, за свои права и свободы, гарантированные
Конституцией РФ (от 12.12.1993г.)
«ТЕРРОР» - постоянный спутник человечества, самое опасное и трудно прогнозируемое явление современности, приобретающее всё более разнообразные формы и угрожающие масштабы.
(ПР. №2 Слайд 3) «ТЕРРОР» происходит от латинского слова «terrere» - оно означает «вызывать дрожь, страх и трепет».
Учитель: И действительно, невозможно без содрогания осознавать последствия терактов. Они уносят жизни, коверкают судьбы, наносят непоправимый вред. Одним из самых страшных терактов последнего десятилетия в России была трагедия в Беслане (1 сентября 2004г.) И даже не потому, что она унесла множество жизней (334 погибших). Самым страшным является то, что она была направлена против детей. Против тех, кто в любом случае не смог бы себя защитить. Против тех, чья жизнь только начиналась.
(Презентация №3 «Беслан», подготовленная ученицей Муратовой О.)
5. Источники (ПР. №2 Слайд 3)
Учитель: В разных источниках приводится достаточно много определений
« терроризма»:
в одних – это общественное явление, заключающееся в противоправном
использовании крайних форм насилия,
в других – метод, посредством которого организованные группы или партии стремятся достичь своих целей преимущественно насильственными средствами,
в Федеральном Законе «О противодействии терроризму» - это идеология насилия и практика воздействия…
в Уголовном Кодексе РФ – совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность жизни людей… (списать в тетрадь)
6. «Толковый словарь» (ПР. №2 Слайд 4)
Термин «терроризм» и «террор» стал широко употребляться со времен Французской буржуазной революции 1789 – 94 годов. Чуть позже, в 1798 году, словарь Французской Академии Наук определит его как «систему страха».
В Великобритании он получит несколько иное значение: «правление ужаса». «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова предлагает самое общее из определений терроризма: «политика и практика террора», под которым в свою очередь мыслится «устрашение своих политических противников, выражающееся
в физическом насилии вплоть до уничтожения» или, во втором значении, «жестокое запугивание насилие».
Таким образом, даже в этой, самой общей, формулировке говорится
об опоре терроризма на силу в достижении своих целей – запугать и посеять панику. (ПР. №2 Слайд 5) «ТЕРРОРИСТ» - это лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности ( записать в тетрадь)
В среднем активная деятельность террориста составляет 3года, затем он или погибает, или попадает в тюрьму.
7. Первые проявления терроризма. (ПР. №2 Слайд 6 -7)
Ещё в I веке нашей эры на территориях ныне занимаемых Израилем действовала организация сикариев, которые ставили своей задачей
убийства представителей еврейской знати, сотрудничавших с римлянами.
Затем в средние века мусульманская секта ассошафинов физически уничтожала представителей власти в Сирии.
Примерно в это же время в Индии и Китае террористические методы практиковали всевозможные тайные общества.
Подлинный ужас на правителей земель, которые сегодня входят
в состав Ирана и Афганистана, наводила секта исмаилитов.
Новый этап терроризма приходится на середину и вторую половину XIX века. Именно к этому времени относится появление в странах Европы,
в США и в России хорошо организованных леворадикальных движений,
использующих «пропаганду действием» с целью повлиять на деятельность своих правительств.
В России это были народники (позднее эсеры), во Франции, Италии, Испании и США – анархисты.
Первая половина XX века отмечена приходом к террористической деятельности уже крайне правых организаций, среди которых можно назвать Румынскую «железную гвардию» и различные национально – сепаратистские, фашистские движения в Германии, Франции и Венгрии.
Как отдельный этап развития терроризма следует выделить вторую половину
XX века. Совокупность проявлений  террористической деятельности этого периода принято обозначать термином «международный терроризм».
(ПР. №2 Слайд 8) «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ» – преступные посягательства на международный правопорядок или объекты, пользующиеся международной защитой, а также отдельные, индивидуально направленные террористические акции, которые распространяются на территорию более чем одного государства.
8. Классификация терроризма.
Учитель: Эксперты – террологи выделяют около 200 видов современной террористической деятельности.
«Терроризм» можно классифицировать по территориальному признаку.
(ПР. №2 Слайд 9) ВИДЫ ТЕРРОРИЗМА по территориальному признаку:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - организуемый или проводимый одной страной против другой; ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЙ - посягающий на основы государственности;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ - осуществляемый международными
террористическими организациями.
Учитель: По оценкам специалистов в настоящее время существует 7 основных характеристик в зависимости от цели и преступной мотивации.
(ПР. №2 Слайд 10) ВИДЫ ТЕРРОРИЗМА по преступной мотивации:
1.Политический 2.Экономический 3.Национальный 4.Технологический 5.Религиозный 6.Криминальный 7.Кибертерроризм

9. Игра «Найди пару» (на карточках характеристика)
Определи по описанию:
Политический терроризм - тактика политической борьбы; направлен
на предотвращение или принятия каких-либо решений, относящихся
к государственному устройству; провокация или осложнение международных отношений; ослабление государства, устранение политических противников.
Националистический терроризм – выражается в утверждении превосходства определённой нации или расы; направлен на разжигание национальной нетерпимости, с целью ликвидации экономического и политического диктата инонациональных государств.
Религиозный терроризм – проявляется в крайней нетерпимости
к представителям различных конфессий, либо непримиримом противоборстве
в рамках одной конфессии.
Криминальный терроризм - заключается в использовании уголовными преступниками методов насилия и устрашения, заимствованными из практики террористических организаций; направлен на удовлетворение корыстных потребностей, вытеснение конкурентов.
Технологический терроризм – наиболее опасен, заключается в применении или угрозе применения ядерного, химического и бактериологического оружия, радиоактивных и высокотоксичных (химических и биологических) веществ,
а также угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей (часто имеет политические цели).
Экономический терроризм - направлен на захват промышленных производств и комплексов, природных ресурсов и целых отраслей народного хозяйства, а также сферы услуг (рейдерский захват).
Кибертерроризм – действия по дезорганизации автоматизированных информационных систем, создающих опасность жизни людей, причинение значительного материального ущерба или наступления иных общественно опасных последствий. Основная форма проявления – информационная атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных; наиболее опасны атаки на объекты энергетики, телекоммуникации, транспортные диспетчерские системы, финансовые и правительственные информационные системы управления войсками и стратегическим оружием.
10. Справка: «Страшные цифры».
(ПР. №2 Слайд 11)
Учитель: «Терроризм» по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям превратился в одну из наиболее опасных общественно – политических и моральных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие.
Учитель: Что несёт терроризм миру? (ПР. №2 Слайд 12)
Материальный ущерб!!! Человеческие жертвы!!! Страх, горе и боль!!!
(ПР. №2 Слайд 13)
11. Наиболее типичные способы террористической деятельности:
(ПР. №2 Слайд 14)
нападение, совершаемое, как открыто так и из засады,
минирование объектов промышленности, транспорта, связи, жилых и
административных зданий, военных объектов,
минирование мест постоянного нахождения или маршрутов передвижения объекта преступного посягательства,
применение взрывчатых и отравляющих веществ, закамуфлированных
под бытовые предметы, а также в почтовых посылках или бандеролях,
адресованных конкретному лицу (жертве),
вооружённый захват заложников.
(ПР. №2 Слайд 15)
Кроссворд: ТЕРРОР (на доске)
Учитель: Какие способы используют террористы в своей деятельности?
1          т  2         е        3   р     4   р      5  о        
 6 р    (захват, похищение, взрыв, угроза, поджог, вред)
12. Особенности террористической деятельности.
Учитель: Современная террористическая деятельность характеризуется рядом особенностей.
(ПР. №2 Слайд 16)
«Терроризм» стал главной угрозой миру и стабильности, и его подавление является общим делом всего международного сообщества.
(ПР. №2 Слайд 17)
Учитель: После масштабных «террористических акций», осуществлённых в начале XXI века в США, Великобритании, России и др. странах, возникли реальные предпосылки для формирования
МЕЖДУНАРОДНОЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ КОАЛИЦИИ.
Учитель: 8 сентября 2006года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Глобальная контртеррористическая стратегия, направленная на комплексное противодействие «ТЕРРОРИЗМУ», как общемировой проблеме.
Насилие и угроза – эти действия вызывают широкий резонанс в обществе, серьёзно воздействуют на психологию населения, подрывают веру людей в безопасность, спокойствие, стабильность в обществе.
Российская Федерация активно поддерживает усилия мирового сообщества по борьбе с международным терроризмом. В связи с этим ставит главные задачи и выдвигает основные направления деятельности системы противодействия терроризму.
(ПР. №2 Слайд 18) Вопросы противодействия терроризму.
(ПР. №2 Слайд 19) Антитеррористическая комиссия.
(ПР. №2 Слайд 20) Руководство борьбой с терроризмом.
(ПР. №2 Слайд 21) Главные задачи и основные направления деятельности
системы противодействия терроризму.
III Заключительная часть.
Итог – вывод:
«Терроризм» сегодня многолик, многообразен, многонационален.
Он охватил большинство стран мира. Поэтому действия террористов всё больше находятся в центре внимания мирового сообщества.
Против международного терроризма формируется
«международное противодействие».
Народная мудрость гласит:
«Если ты не победишь –
победит твой враг.
Если ты не побежишь –
побежит твой враг».