Патриотическое воспитание детей на уроках музыки и во внеурочной деятельности (собственный опыт)


Патриотическое воспитание детей на уроках музыки и во внеурочной деятельности(собственный опыт) Патриотизм  предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности. Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу, к родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. . Искусство – это творческое отражение действительности, воспроизведение её в художественных образах. Искусство помогает воспитывать школьников добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны. Патриотическое воспитание на уроках музыки и в дополнительном образовании в школе осуществляются через:- постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов – классиков;- знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;- знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;- изучение основных жанров фольклорных сочинений и т. д. Приоритетным направлением содержания программы является тема патриотизма и любви к Родине, которая проходит во всех классах, и находит своё отражение на таких уроках, как «Россия - Родина моя», «Всю жизнь мою несу Родину в душе...», «О подвигах, о доблести, о славе…» и других. Перед учениками раскрываются страницы русской истории, отраженные в музыке разных жанров и эпох: от детской песни, исполняемой всем классом, к кантам, увертюре, симфонии, концерту и опере. В певческий репертуар включаются исторические и военные песни, патриотические песни советских и современных композиторов. Работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает хорошие результаты: она способствует обогащению эмоционального и духовного потенциала личности каждого ребенка, раскрытию творческих способностей и потребностей, формированию эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. Работа в этом направлении ориентирует учащихся на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре своего народа, стимулирует к исследовательской деятельности в области музыкального искусства. Исследовательская работа «Роль песни в Великой Победе над фашизмом» Концертная деятельность является важнейшим элементом вокального обучения. Она обогащает их мировосприятие, объединяет детей различной национальной принадлежности и воспитывает уважение друг к другу, а также чувство достоинства и гордости за свою страну. Учащиеся школы активно принимают участие в конкурсах патриотической направленности, концертах, общешкольных, поселковых, районных, городских, окружных мероприятиях, олимпиадах по музыке. Районный смотр-конкурс патриотической песни «Славим Отчизну!» Районный смотр-конкурс патриотической песни «Славим Отчизну!» Праздники, общешкольные мероприятия Городской конкурс патриотической песни «Дорогами поколений» Открытый конкурс патриотической песни «Дорогами поколений» г. Ноябрьск Городской смотр-конкурс «Хрустальный звук» посвященный 70-летию Победы в ВОВ Поселковые мероприятия Проект «Фронтовые бригады» Общешкольные мероприятия Общешкольные мероприятия Смотр строя и песни Таким образом, проблема гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день очень актуальна и несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования. Спасибо за внимание