Программа факультативного курса. Культурные памятники России (9 класс)


Федеральное государственное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №155»




Программа факультативного курса
«Культурные памятники России»










Разработал учитель истории
Лубенский Ю.Н.



2015г.
Пояснительная записка.
Тема памятников культуры рассматривается на протяжении всего периода школьного обучения. На уроках литературы, русского языка, истории, изобразительного искусства, МХК обучающиеся обзорно знакомятся с культурными памятниками России. Для углубленного изучения вопросов данной тематики разработан курс факультативных занятий, предназначенный для школьников 8-9-х классов. Он позволяет обучающимся расширить и закрепить свои знания об истории создания, о прошлом и настоящем важнейших культурных памятников нашей Родины.
Факультативный курс помогает в реализации следующих
задач:
1) создать условия для:
развития у обучающихся способности воспринимать культурные памятники и потребности ознакомления с ними;
воспитания чувства причастности к историческому процессу;
пробуждения исторической памяти;
развития у обучающихся эстетического вкуса;
2) расширить и углубить знания школьников о:
прошлом и настоящем культурных памятников России;
многообразии и уникальности культурных памятников Отечества;
3) вызвать у обучающихся позитивный эмоциональный отклик в результате знакомства с культурными памятниками;
4) привить уважение к культурному достоянию своей малой родины и России в целом, ответственность за сохранение памятников культуры.

Программа курса реализуется путем:
предоставления обучающимся достаточного количества информационного и демонстрационного материала об истории создания и судьбе культурных памятников, рассматриваемых в ходе работы факультатива;
посещения выставок, картинных галерей, тематических экспозиций музеев родного города, а также православных храмов (с согласия родителей (законных представителей).
Формы работы на занятиях варьируются в зависимости от конкретных образовательных целей и задач. Каждый педагог может подобрать оптимальные с учетом индивидуальных особенностей обучающихся методы обучения. На занятиях возможно проведение виртуальных экскурсий, слайдовых презентаций, игр, викторин, создание проблемных ситуаций. В ходе реализации образовательной программы осуществляются поисковая и творческая работа, применимы уроки-беседы и мини-лекции. Для подготовки занятий используется рекомендованная литература, а также интернет-ресурсы.
Программа курса рассчитана на 34 часа.


Итогом работы в каждой учебной четверти может стать проведение обучающимися выставки на выбранную тему, составление экскурсионных маршрутов и путеводителей по историческим местам, представление презентаций памятников, а итогом всего курса познавательная игра-путешествие «Моя Россия».
Вводимые понятия: Родина, малая родина, собор, церковь, храм, музей-памятник, дворцово-парковый ансамбль, культурный центр, культурное наследие, библиотечная система, реставрация, архитектура, зодчество, галерея, путеводитель, туристический маршрут, путешественник.

В результате изучения курса «Культурные памятники России» обучающиеся должны:
понимать:
значимость культурных памятников страны;
важность сохранения культурного наследия;

знать:
терминологию курса;
типологию культурных памятников;
историю появления основных культурных памятников и их современное состояние;
уметь:
соотносить название памятника, его автора и место расположения;
создавать творческие работы на основе полученных знаний.
Тематическое планирование курса.
№ урока
Тема урока
Задачи
Основные понятия
Форма учебного занятия

1
2
3
4
5

1
Вводный урок. Застывшая музыка истории.
Привить интерес к программе курса, обозначить круг изучаемых тем.
Культура, архитектура, памятники культуры
Урок- беседа с просмотром
Видеоматериалов.

2.
Православные храмы Белгородчины.
Знакомство с архитектурным многообразием храмов Белогорья.
Канон, храм, иконостас, алтарь
Урок изучения нового материала.

3.
Белгород- областной центр.
Вызвать интерес к истории малой Родины, познакомить с культурными памятниками
Соборная площадь, культурный центр
Урок – путешествие.

4.
Прогулка по Белгороду.
Познакомить с историей зданий, памятников
Здание- памятник, наукоград.
Урок- беседа с просмотром
Видеоматериалов

5.
Символы земли Белгородской.
Познакомить с геральдикой и флагом.
Геральдика, флаг
Урок- исследование с просмотром
Видеоматериалов

6.
Малая родина М.С. Щепкина
Расширить представление
о жизни и творчестве знаменитого земляка.
Щепкинские театральные сезоны.
Заочная экскурсия .

7.
Исторический музей и диорама г. Белгорода.
Познакомить с содержанием культурных центров.
Культурный центр.
Урок-виртуальная экскурсия.

8.
Экскурсия в Никольский храм г. Грайворона.
Вызвать интерес к произведениям каменного зодчества
Церковная утварь, памятник зодчества.
Урок-экскурсия.

9.
Преображенский кафедральный собор
г. Белгорода.
Познакомить с главной достопримечательностью областного центра.
Иконостас, алтарь, икона, приход, прихожане.
Урок-экскурсия.


1
2
3
4
5


Санкт-Петербург- Северная столица

10.
Санкт-Петербург - Северная столица.
Сформировать представление об истории возникновения города и его культурных памятниках.
Северная- столица
Виртуальная экскурсия.

11.
Известные музеи Санкт- Петербурга.
Познакомить с многообразием культурного наследия.
Галерея, дворцовый ансамбль.
Виртуальная экскурсия.

12.
Музей- памятник Исаакиевский собор.
Познакомить с историей собора, показать уникальность музея памятника.
Фреска, витраж, мозаика, музей- памятник.
Виртуальная экскурсия.

13.
Петродворец - дворцово-парковый ансамбль.
Раскрыть красоту и богатство ансамбля, подчеркнуть его индивидуальность.
Каскад, инженерное искусство, скульптура.
Урок- беседа с просмотром видеоматериалов.

14.
Эрмитаж- известный музей Санкт- Петербурга.
Познакомить с многообразием коллекций всемирно- известного музея.
Национальное достояние, экспозиция, выставочный зал.
Виртуальная экскурсия.

15.
Русский музей Санкт- Петербурга.
Познакомить с многообразием коллекций всемирно- известного музея.
Коллекция мирового искусства.
Виртуальная экскурсия.

16.
Итоговый урок: подготовка слайдовой презентации памятника в Санкт- Петербурге.
Научить подбирать материал раскрывающий тему творческой работы, развивать творческие способности обучающихся.
Повторение изученных понятий.
Самостоятельная творческая работа, защита групповых проектов.


Москва- столица России

17.
Красная площадь- символ России.
Раскрыть значение Красной площади как культурно- исторического памятника.
Лобное место, мавзолей.
Урок- викторина.


1
2
3
4
5

18.
Кремль- сердце Москвы.
Познакомить с историей Кремля и его историческим значением.
Кремль, архитектурный ансамбль, собор.
Урок- исследование с просмотром видеоматериалов

19.
Храм Василия Блаженного.
Показать уникальность храма ставшего культурным памятником России.
Купол, зодчий, зодчество, храм.
Виртуальная экскурсия.

20.
Храм Христа Спасителя.
Показать судьбу храма в разные исторические периоды.
Историческое наследие, исторический период, историческая эпоха.
Урок- путешествие в прошлое. Исследование исторических источников.

21.
Триумфальная арка.
Сформировать представление об историческом событии и создании памятника.
Арка, триумф, изразцы, барельеф.
Урок-беседа с просмотром
слайдов.

22.
Обзор известных музеев Москвы.
Познакомить с многообразием музейного наследия столицы России.
Экспозиция, хронология.
Виртуальное путешествие.

23.
Исторический музей.
Познакомить с историей возникновения, многообразием коллекций.
Материальные и духовные ценности, материальная и духовная культура.
Урок- виртуальная экскурсия.

24.
Третьяковская галерея.
Познакомить с историей возникновения, многообразием коллекций.
Галерея, меценат, реконструкция, реставрация.
Урок- практикум.

25.
Оружейная палата.
Познакомить с историей возникновения, многообразием коллекций.
Регалии, коронация, мушкет,
царская одежда.
Урок- виртуальная экскурсия.

26.
Практическое занятие: составить путеводитель по памятным местам Москвы. Дать им краткую аннотацию.
Закрепление на практике полученные теоретические знания.
Путеводитель, маршрут, гид.
Урок применения знаний.

27.
Итоговый урок « Экскурсия по Москве»
Закрепление на практике полученные теоретические знания
Повторение изученных понятий.
Урок защиты проекта.


1
2
3
4
5


Литературные памятники страны.

28.
Библиотека - культурный центр.
Сформировать представление о истории возникновения библиотек, их назначении в прошлом и настоящем.
Библиотека, архив, архивариус, каталог, иероглифы, клинопись, береста, пергамент.
Урок- исследование.

29.
Библиотека- информационный центр.
Показать работу библиотеки
Информационный центр, детская библиотека, библиотечная система.
Урок – экскурсия.

30.
Книгопечатание на Руси.
Раскрыть историю возникновения книгопечатания, сформировать представление о первопечатниках, первых книгах.
Первопечатник, печатный станок, литера, типография, переплёт.
Мини-лекция с анализом видеоматериалов.

31.
Литературные памятники России.
Расширить знания обучающихся о литературных памятниках: «Повесть временных лет», « Слово о полку Игореве», « Поучение Владимира Мономаха»
Летопись, летописец.
Урок – практикум.
Работа с историческим источником.

32.
История одной книги
Рассмотреть литературный памятник ХVI века- «Домострой» Сильвестра.
Свод правил, уклад, категории населения.
Урок – практикум.
Работа с историческим источником.

33.
Итоговый урок по теме : « Литературные памятники страны»
Закрепить полученные знания по теме.
Повторение и закрепление изученных терминов.
Урок- викторина

34.
Итоговое занятие по курсу « Культурные памятники России».
Обобщить и закрепить знания полученные в ходе изучения курса, применять их на практике.
Закрепление основных терминов и понятий.
Урок-игра
«Что? Где? Когда?



Учебно- методические пособия.
Александров Ю.Н. История Москвы в памятниках. М., 2002.
Государственный русский музей: Путеводитель. СПб., 1997
Евдокимов Д.В. Кремль и Красная площадь. М., 2003
Кантор Ю.З. Петербург: Эрмитаж. СПб., 2004
Кулемзин А.Н. Охрана памятников в России. Томск, 1999.
Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. И., 2005.
Проняев Б.Н. Все музеи Москвы.-М., 2007.
Русский первопечатник. «Азбука И.Фёдорова 1578г.»- М., 1998.
Фролов А. Музеи Москвы.-М., 2007.
Шаповалов В. Белгородоведение.-БелГУ., 2002.



.

15