Устный журнал «Женщины в истории России»


Чернусская И.А.
учитель истории
Устный журнал «Женщины в истории России».
(для учащихся 9 – 11 классов)
Тема: «Женщины в истории России».
Оборудование: Плакаты с изречениями о женщинах, иллюстрации, фильм «Звезда пленительного счастья», «Последний царь», клипы с записями русских народных песен и песни «Императрица» И.Аллегровой.
Литература:
В. Пикуль «Фаворит, В.Пикуль «Нечистая сила», Р.Масон «Николай и Александра», В.Александров «Декабристы», О.Чайковская «Как любопытный скиф…», Э.Павлюченко «В добровольном изгнании», Екатерина II «Сочинения», сборник «Клятву верности сдержали: 1812 год в русской литературе».Участники и персонажи:
2 ведущих, библиотекарь, 2 ученика – помощники ведущих, «княгиня Ольга», «княгиня Трубецкая», «Екатерина II», «Надежда Дурова», «Императрица Александра Федоровна» (все в костюмах соответствующей эпохи).
План устного журнала:
Страница 1 – Книжная полка.
Страница 2, 3 – Гости страницы.
Страница 4 – Почтовый ящик.
Страница 5 – В минуты досуга.
Ход действия:
1 ведущий- Женщины в русской истории. В чем их суть? Какую роль они играли и играют? Немец З.Клауснитцер сказал о них так: «У российских женщин особенное сердце. Только они могут так жалеть, плакать и любить», В поэме Н.Некрасова женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».
II ведущий – Может быть, суть женщины в мужестве оставаться ею даже в трагических обстоятельствах? В готовности к самопожертвованию? Женщина, ее влияние присутствует во всех выдающихся эпохальных событиях.
I ведущий – Но все ли сводится к самопожертвованию, семье, чувственности? Какова роль женщины в русской истории? Попробуем в этом разобраться.
Страница 1 (открывая страницу, двое учащихся выносят обложку).
Библиотекарь – Где можно найти сведения о знаменитых женщинах? Конечно, в литературе. Перед вами несколько книг, которые мы рекомендуем прочитать (краткий рассказ о книгах с их демонстрацией): О.Чайковская «Как любопытный скиф…». Увлекательное чтение о жизни Екатерины II, ее ближайшем окружении. Она дает богатую пищу для размышления о роли Екатерины в истории России.
Р.Масон «Николай и Александра». Перевод вышедшего в США в 60-е годы XX века исторического исследования о жизни последней царской семьи. Книга основана на большом количестве мемуарного материала.
В.Пикуль «Нечистая сила» - бурные, полные событий дни. Царица, Алекс, Распутин, Николай II. Изложено доступно и увлекательно.
В.Пикуль «Фаворит». Роман – хроника, основан на подлинных материалах. Охватывает многолетнее царствование Екатерины II.
Кроме того, я хочу порекомендовать посмотреть документальный филь «Последний царь». Документальные кадры истории семьи Романовых столетней давности. Художественный фильм «Звезда пленительного счастья» - о судьбах жен декабристов (показ кадров из фильма).
Страница 2 – 3 (представление исторических персоналий)
1 ведущий – Прошу в зал княгиню Ольгу – жену славного князя Игоря. (княгиня выходит под мелодию рожка, гуслей, на видео идут эпизоды эпохи).
Княгиня Ольга – Я княгиня Ольга, первая княгиня – христианка. Обо мне сложены песни и сказания. Нестор восславил меня в «Повести временных лет». Упомянул А.С.Пушкин в «Песни о вещем Олеге» - «Князи Игорь и Ольга на холме сидят, дружина пирует у брега».
Вопросы к княгине:
Каждая ли женщина на Руси могла руководить княжеством?
Каков удел женщины в наше время?
Для чего Вы так жестоко погубили убийц мужа?
Почему Вы отвергли веру предков и приняли христианство?
Что Вам нравится и не нравится в современной жизни?
I ведущий – Ее величество, государыня императрица Екатерина Вторая Великая. Более трети века она была у трона, с необыкновенной яркостью и полнотой выразила свой век с его противоречиями, особенностями, сложностями. Яркая, противоречивая натура. Споры о ней (Какая она?) не утихают до сих пор. Но пусть лучше она сама о себе расскажет.
Екатерина выходит под песню И. Аллегровой «Императрица» и «Благовест».
Екатерина II – Мне было 15 лет, когда я приехала в Россию. Я говорила по – немецки и по – французски. Но я должна была стать русской государыней – и стала прилежно учить русский язык. Приняла православие. Я честолюбива, умна и очень одинока. Меня мало привлекал супруг, но манила корона. Мне запретили связь с родными. Я увлеклась идеями Просвещения. Лишь через 17 лет – трон!!! Душа стала жестокой
Вопросы к императрице:
Как Вы стали единовластной императрицей?
Почему А.С.Пушкин писал о Вас «Старушка умная жила (Приятно и немножко блудно), «Наказ» писала, флоты жгла…»
Как могли сосуществовать в Вас две разных женщины: просветительница и крепостница, развратница и строгая монархиня, низкая и благородная?
Главная мечта Вашей жизни?
II ведущий – В 1826 году декабристы были сосланы в Сибирь за участие в восстании 1825 года. Вскоре за многими из них последовали жены: Муравьева, Трубецкая, Волконская…Жены каторжных рабочих лишались всех прав, бросали богатство и ехали на всю оставшуюся жизнь в Сибирь. Правительство пыталось неофициально не допускать этого, но они ехали.
Инсценировка отрывка из поэмы Н.Некрасова «Русские женщины».
Под звон бубенцов и отрывки из кинофильма «Звезда пленительного счастья» входит княгиня Трубецкая.
Княгиня Трубецкая - краткий рассказ о себе.
Вопросы к княгине:
Вам не жалко было бросить своих родных?
Чем Вы могли помочь мужу? Может Вы лишь усилили его страдания?
Как изменилась Ваши взгляды на сегодняшний день?
I ведущий – Не многие сегодня слышали о женщине – гусаре. Не женское это дело – война. Она всегда круто меняет людские судьбы. История одной такой судьбы перед вами.
(На фоне видео сцен по Бородинскому сражению выходит Надежда Дурова).
Надежда Дурова – краткий рассказ о себе.
Вопросы к Дуровой:
Что побудило Вас идти в армию?
Почему до конца жизни Вы остались «мужчиной»?
II ведущий – Да, женский фактор в истории порой был судьбоносным. Взять хотя бы историю любви Николая II и Алекс. Эта любовь погубила империю. Прекрасный муж из-за любви оказался не самым лучшим самодержцем. (Под звуки вальса, сменяющегося торжественным колокольным звоном выходит Александра Федоровна. Кадры документального фильма «Последний царь» комментируются ее рассказом).Вопросы к Александре Федоровне:
Как Вы относитесь к словам «Весь мир под женским каблуком»?
Какой должна быть женщина? А женщина – государыня?
Кем для Вас был Распутин?
Страница 4. – «Почтовый ящик».
В «Почтовый ящик» - в течение хода журнала собираются записки с вопросами, затем ведущие учителя истории, отвечают на них.
Страница 5 – «В минуты досуга» - мини – викторина.
I ведущий – В минуты отдыха хорошо размышлять о минувших днях. Давайте освежим наши воспоминания:
В каких песнях можно найти упоминания о женщинах нашей эпохи?
Чьи это слова:
«Нет, я не жалкая раба!
Я женщина, жена!
Пуская горька моя судьба,
Я буду ей верна…
Я знаю, к Родине любовь
Соперница моя…»
Первая женщина – математик.
Первая советская женщина – посол.
Какой город назван именем русской царицы?
Наши современницы, играющие видную роль в современной политической жизни.
Итог устного журнала:
II ведущий – Никто не спорит – роль женщин в истории велика! «Без женщин жить нельзя на свете, нет!» Но… вопрос по – прежнему остается открытым!