Особенности и возможные трудности адаптации пятиклассников

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Успешность адаптации школьника к обучению в 5-м классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:
учитывать психологические особенности 10-11-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;
анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
Для того чтобы адаптационный период протекал у учащихся эффективно, можно предусмотреть следующие этапы его организации:
Разработка педагогами и психологом школы программы адаптации учащихся.
Принятие каждым классным руководителем идеи адаптационного периода и осознание его смысла, необходимости подготовки.
Составление классным руководителем программы адаптационного периода с учетом возможностей учителей и детей на основе базовой программы.
Создание директором школы, его заместителями организационных условий, обеспечивающих адаптационный период для детей (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т.п.).
Привлечение других специалистов (учителей физкультуры, руководителей театральных кружков) для помощи ученикам в их адаптации к средней школе.
Перед началом учебного года классным руководителем совместно с психологом разрабатывается программа адаптационного периода для детей, которая затем реализуется в работе с ними в течение первой четверти обучения в школе.

I.Работа с учащимися
4 класс:
1.Итоговая диагностика
2. Изучение классного коллектива
3. Психологическая игра «Дорога в 5 класс»
5 класс:
1. Тематические классные часы «Возможные трудности обучения в средней школе»
2.Такие разные «Деревья» (методика-игра)
3. Психологическая игра «Символ класса», «Планета моего класса».

II. Работа с педагогами. Методическая копилка.

Возрастные особенности младшего подростка:
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
повышенная утомляемость;
стремление обзавестись верным другом;
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
повышенный интерес к вопросу о "соотношении сил" в классе;
стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
отсутствие авторитета возраста;
отвращение к необоснованным запретам;
восприимчивость к промахам учителей;
переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
отсутствие адаптации к неудачам;
отсутствие адаптации к положению "худшего";
ярко выраженная эмоциональность;
требовательность к соответствию слова делу;
повышенный интерес к спорту.

Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
нежелания выполнять домашние задания.
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
жалобы на те или иные события, связанные со школой.
беспокойный сон.
трудности утреннего пробуждения, вялость.
постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Чем можно помочь ?
Первое условие школьного успеха пятиклассника безусловное принятие ребенка, несмотря те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Для пятиклассника учитель - уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Особенности адаптации учащихся при переходе на уровень основного общего образования.

Трудности, связанные с перестройкой сложившихся стереотипов и приспособлением к новой дидактической ситуации:
переход на кабинетную систему обучения;
возрастание объема и сложности материала, что нередко приводит к перегрузкам учащихся;
переход на предметное преподавание;
усложнение форм и методов обучения;
изучение новых предметов;
нестабильность учебного процесса (перестановки, замены уроков); несоответствие учебных программ и учебников; <
нет преемственности программ начального и среднего звена;
увеличение удельного веса самостоятельной работы учащихся;
дефицит свободного времени.

Трудности, связанные с наличным фондом знаний и способностями к усвоению:
несоответствие знаний, умений, навыков требованиям программы начальной школы (не усвоенный материал не позволяет успешно продвигаться дальше);
неумение учиться;
низкий уровень развития интеллектуальной сферы личности;
несформированность основных новообразований младшего школьного возраста произвольности и рефлексии.

Трудности, связанные с особенностями личностного развития:
ни
·зкий уровень учебно-познавательной мотивации;
потеря интереса к учебе в целом, определяющее нежелание учиться;
слабая информированность учащихся об особенностях перехода в среднее звено;
неадекватная самооценка; повышенный уровень тревожности;
несформированность таких качеств для обучения как самостоятельность, самокритичность, трудолюбие, усидчивость.

Трудности, связанные с характером межличностных отношений:
необходимость общения с новыми учителями, принятие их требований, не являющихся одинаковыми, и отличающихся от требований первого учителя;
переход на качественно иной тип взаимоотношений - "взрослый";
(потребность быть не только субъектом деятельности, но и утвердиться в сфере взаимоотношений со взрослыми "на равных"); потребность в личностных взаимоотношениях со взрослыми;
изменение характера межличностных отношений в семье -повышенное внимание или наоборот отсутствие такового, слабый контроль;
неадекватные ожидания от предстоящей деятельности учащихся со стороны значимых окружающих (родителей, учителей, сверстников);
наличие стереотипов в ожидании учащихся в отношении будущих учителей и ожиданиях учителей предметников в отношении своих будущих учеников.



Рекомендации по организации учебного процесса в 5-м классе
1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
2.Уделять особое внимание организации учебного процесса учащихся:
готовности к уроку (наличию необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядку на парте);
правильности оформления тетради, различных видов работ;
требованиям к ведению дневника.
Сделать нормой единые дисциплинарные требования:
начинать уроки со звонком;
готовиться к уроку на перемене;
не перебивать ни учителя, ни ученика;
поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа;
при ответе выйти из-за парты, для развернутого ответа - выйти к доске.
Не задерживать детей, урок заканчивается со звонком.
Домашнее задание не оставлять на самый конец урока, его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.
Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
Урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, необходимо проводить физкультминутки.
На уроках не должна превышаться норма времени, отводимого для письма, формирования речевых, коммуникативных умений.
Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
Особое внимание на всех уроках следует уделять поэтапному развитию навыков работы с текстом.
Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися, убеждать в целесообразности.
Желательно не использовать дневник для записи дисциплинарных замечаний (найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролировать своевременность записей, заполнять дневники вместе на классном часе, ежедневно в конце учебного дня проверять наличие записей с заданиями на следующий день.
Ввести за правило среди учащихся сообщать о домашнем задании отсутствующим на уроке, оказывать им помощь в усвоении пропущенного материала.
Задача учителя - знать о затруднениях в усвоении учебного материала у учащихся, своевременно прийти на помощь.
Не забывайте! Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным. Учитесь учить, не уча.

Памятка классному руководителю 5-го класса
1.Знакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным составом заблаговременно.
2.С первых дней обучения в 5-м классе организуйте работу ученического актива.
3.Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной работы с учетом направлений, по которым проводилась такая работа в начальных классах.
4.Последовательно и целенаправленно включайте в план работы с родителями вопросы адаптации учащихся.
5. Поддерживайте тесную связь с учителями-предметниками, учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, привлекайте к работе психологическую службу школы.
6.Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышайте самооценку ребенка и семьи, поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе.

Критерии оценки организации учителем преемственности в обучении
Учитель должен:
Вести преподавание на основе:
соблюдения единых требований к учащимся;
знания и учета особенностей психологического развития детей 10-12 лет;
знания и учета уровня познавательной активности учащихся , их психофизических особенностей;
знания целей, программы, результатов обучения на уровне начального общего образования.
Соблюдать преемственность:
в формах;
методах;
контрольно-оценочной деятельности;
в области взаимоотношения с учащимися.
Устанавливать требования, соответствующие возможностям ученика.
Осуществлять развивающую деятельность:
по улучшению познавательной активности;
в развитии учебной самостоятельности учащихся;
в разнообразии форм уроков;
в групповой работе на основе типов познавательной активности учащихся;
в развитии рефлексивной и контрольно-оценочной деятельности ученика и учителя.











Заголовок 115