Советы психолога родителям первоклассника в период адаптации к школе


О.В. Сорокина,
педагог-психолог ГБОУ «Интеллект»,
г. Владикавказ
Советы психолога родителям первоклассника
в период адаптации к школе
Совет первый: помогите первокласснику привыкнуть к новому режиму жизни. Постарайтесь научить ребенка засыпать в одно и тоже время. Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне (не менее 11 часов). Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Перед сном учите ребенка собирать портфель на завтра, готовить одежду. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.
Совет второй: Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
Совет третий: Ни в коем случае не прощайтесь «предупреждая»: «Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!» Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
Совет четвертый: Обнимайте ребенка не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день. Когда вы обнимаете ребенка, он чувствует себя защищенным и любимым.
Совет пятый: Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Интересуясь, как прошел день, задавайте вопрос не «Как ты себя сегодня вел?», а «Что было интересного?», «Что тебя удивило?», «Что было сложно?» и т.д. Важно, чтобы ребенок делился с вами своими открытиями, успехами, трудностями и сомнениями, а не формальными оценками своего поведения.
Совет шестой: Поощряйте первоклассника за любые успехи в учебе и других сторонах школьной жизни.
Учите ребенка адекватно оценивать себя, сравнивая свои прошлые и нынешние результаты. Подчеркивайте сильные стороны вашего ребенка. Хвалите за конкретные достижения, а не в целом.
Совет седьмой: Помогайте ребенку наладить общение с одноклассниками. Обсуждайте сложные ситуации общения, конфликты, подсказывайте ребенку способы подружиться с другими детьми, делитесь собственным детским опытом. Старайтесь не пропускать совместных классных мероприятий.
Совет восьмой: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.
Не занижайте авторитет учителя в глазах ребенка. Помните, что любовь и уважение к учителю – один из важнейших механизмов, заставляющих хорошо учиться первоклассника.
Совет девятый: Уделяйте большое внимание занятиям, развивающим и укрепляющим мелкие мышцы рук: лепке, рисованию, работе с ножницами, играм с конструкторами и мозаиками различного типа. Они способствуют также, и развитию мышления ребенка, и в дальнейшем, формированию у него хорошего почерка.
С этой же целью, полезно использовать и подручные средства:
можно отделять горох от фасоли,
сортировать пуговицы,
нанизывать бусы,
развязывать узелки,
застегивать и расстегивать пуговицы;
разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь;
конструировать из бумаги («оригами»),
шить, вышивать, вязать;
рисовать узоры по клеточкам в тетради;
заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина);
хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе;
делать пальчиковую гимнастику.
Совет десятый: Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги,
сделанные каждым малышом в школьном мире,
были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными!