Статья Компетентностный подход в преподавании английского языка


Компетентностный подход в преподавании английского языка
Иностранный язык как предмет межкультурной образовательной парадигмы обогащает человека во многих смыслах, так как повышает не только практический эффект обучения, выражающийся в приобретении новых знаний, но также вносит существенный вклад в формирование человека как личности. Поэтому ценность английского языка как учебной дисциплины проявляется и в его воспитательном потенциале.
Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная компетенция, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции;
развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:
- формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
- развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
- осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
ФГОС нового поколения нацелен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению ИЯ, поэтому в основе организации учебного процесса в современной школе ключевой фигурой является учитель, а главным действующим лицом – ученик. При таком подходе учиться приходится как школьникам, так и педагогам.
А. Гин выделяет пять основных принципов педагогической техники для формирования универсальных учебных действий.
1. Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии необходимо предоставлять ученику право выбора, которое всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
2. Принцип открытости – не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
3. Принцип деятельности – освоение учениками знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности.
4. Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
5. Принцип идеальности – максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения.
Существуют разные приемы реализации этих принципов. Рассмотрим один из приемов принципа деятельности на уроках английского языка.
Каждый урок английского языка включает знакомство с каким-либо фактором культуры англоязычных стран через чтение или аудирование , а заканчивается обсуждением данной информации . Обсуждение изученного строится на обмене мнениями, которое подразумевает не просто повествование, а носит деятельностный характер: высказывание своего мнения, своего отношения к предмету общения, что является проявлением личности, которое стимулирует развитие общих речевых способностей(монолог, диалог). Именно эта личностная заостренность и является тем каналом, через который осуществляется воспитательное воздействие. Выполняются такие задания как: «за и против», «сходства и различия», «ваше личное отношение», «ваше мнение». Содержание текстов для чтения и аудирования соответствует возрастным особенностям и интересам подростков, имеет образовательную и воспитательную ценность, воздействует на эмоциональную сферу обучающихся.
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования выделяются 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Как можно и нужно формировать эти виды УУД на уроках английского языка?
Личностные УУД направлены на развитие мировоззрения, связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентируясь в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решение. Они обеспечивают механизм самоопределения ученика в учебной деятельности, от них зависит образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности. Ученик научится самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделить тип упражнений и способы их выделения: ученикам предлагается ряд упражнений, в котором необходимо найти схему, отображающую логическое отношение между правильными и неправильными данными. В процессе чтения, слушания, письма, при выполнении упражнений у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умение различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебных упражнений, производить анализ и преобразование информации. Это осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).
Формирование регулятивных действий – действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические) и т.д. В процессе работы ребенок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать ее, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
В своей работе я использую следующие приемы для развития УУД:
УУД Приемы педагогической техники Результаты развития УУД
коммуникативные Make up the dialogue
Act the dialogue
Tell about…
Ask each other Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли.
личностные What is your opinion?
What can you say about …?
Your attitude to …
Write a letter/postcard
Итог урока. Рефлексия.
Отсроченная реакция (вопрос – пауза - ответ)
Сomplete the sentences. Say what you must or mustn’t do… Самоопределение,
смыслообразование ;
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания.
познавательные Чтение/аудирование:
Find information in the text
Take a note
Match the words/phrases
True or false?
Fill in the table…
Choose a right answer according to the text…
Письмо:
Write/correct a postcard
Write/correct a letter
Write essay
Find and correct
mistakes Поиск и выделение необходимой информации;
развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и т.д.)
Построение речевого высказывания в письменной форме;
Умение производить анализ и преобразовывать информацию (по образцу, модели, аналогу)
Регулятивные Самопроверка (Сheck yourself)
Взаимопроверка
(Check each other)
Показательный ответ
Обсуждаем домашнее задание
Райтинг (ученик/учитель)
Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Из всех УУД особое внимание уделяется развитию личностных результатов, формированию человека как личности, что и является одной из целей ИЯ в школе.
УМК современных учебников представляют достаточно возможностей, чтобы на каждом уроке планировалась конкретная воспитательная цель, связанная с темой урока. Кроме того, технология коммуникативного обучения предусматривает работу на каждом уроке в парах, группах (речевое партнерство), поэтому следующей воспитательной целью является – воспитание уважительного отношения друг к другу при работе в группе, паре, в коллективной работе, умение слышать и слушать друг друга.
Воспитательный потенциал 4 уроков английского языка представлен в таблице, в которой обозначены темы уроков, воспитательные цели ориентированные на формирование общечеловеческих ценностей, пути и способы формирования ценностных ориентаций средствами АЯ и проблемы .Учитель, класс Тема Воспитательная цель Пути и способы реализации Проблемы
Цепкова М.А., 9 класс
7 класс
10класс
5 класс
Education
Образование
Who do you admire?
Кем ты восхищаешься?
Is it easy to be young?
Легко ли быть молодым?
The Place we live in
Место где я живу 1.воспитание уважительного отношения к культуре другой страны, образовательной системе Британии; 2.воспитание потребности и необходимости хорошо учиться;
1. воспитание гордости за свою страну, за выдающихся людей своей страны;
2.уважение к выдающимся деятелям страны изучаемого языка;
3. толерантное отношение и уважение друг к другу.
1. познакомить с конвенцией ООН по правам детей и основными правами;
2.формировать у обучающих-ся сознательное отношение к своим правам;
3.развивать правовую культуру обучаемых.
1.воспитание любви к своему родному городу/селу;
2. воспитание уважительного отношения друг к другу при работе в группе, паре. 1. получение информации о системе образования в Британии (чтение);
2. Сравнение образовательных систем Британии и России (упражнение «сходства и различия»)
1.аудирование с целью извлечения конкретной информации – знакомство с выдающимися деятелями Британии;
2.грамматическое упражнение на основе текста о выдающихся деятелях России;
3. подготовка учащимися медиа - проектов на тему «кем я восхищаюсь»
1.получение информацию через введение новых ЛЕ;
2.чтение текстов с выборочным извлечением информации и полным пониманием прочитанного;
3.путем аудирования материала.
1.чтение текста;
2. вопросо-ответная работа;
3. составление рассказа о своем поселке.
Низкая мотивация на учебную деятельность; недостаточно
сформированны навыки самостоятельной работы.
1.не выработано
долговременное внимание;
2.несформированность внутреннего самоконтроля и саморегуляции.
Низкий уровень познавательной активности.
Неумение слушать и слышать друг друга
Как видно из таблицы основными проблемами являются:
- низкая мотивация на учебную деятельность;
- неумение слушать и слышать друг друга;
- низкий уровень познавательной активности;
- отсутствие внутреннего самоконтроля и саморегуляции;
- отсутствие единства в вопросах воспитания в семье, в школе, в социуме (то что закладывается на уроках не находит должной поддержки в семье, среди подростков).
Одним из путей решения данных проблем является курс «Самосовершенствования личности» Г.К. Селевко, который был введен в гимназии с 2007 года. В технологии саморазвития личности предусмотрено целенаправленное и системное обучение детей теории и практике самовоспитания (самосовершенствования) личности. С помощью этого курса реализуются положения о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов и воспитательной работы.
Курс «Самосовершенствования личности»- это интегральный предмет, объединяющий в себе несколько областей знаний и практической деятельности людей.
Он является:
психологическим, т.к. содержит основные сведения о психических качеств человека: эмоциях и чувствах, потребностях и способностях, сознании и мышлении, процессах саморазвития, самосовершенствования, формирует умения самоанализа, самооценки, саморефлексии, самодиагностики и т.д.
воспитательным, знакомящим учащихся с основными понятиями морали и нравственности, общечеловеческими ценностями, с приемами и методами самовоспитания;
социализирующим, готовящим к социальным отношениям в экономической и духовной сферах, упражняющим подростков в разборе социально-педагогических ситуаций – проб, вооружающих их знаниями по общению и конфликтологии;
профориентирующим, включающим знания о профессиях, формирующим отношение учащихся к труду, способы профессионального самоопределения;
образовательным, раскрывающим перед школьниками механизмы процесса их собственного учения и формирующим их общеучебные умения;
методологическим, ориентирующим учащихся в области идеологии, философии, методологии и организации своей деятельности, методики строительства личности.
Использование данного курса и воспитательного потенциала УМК английского языка способствует формированию и развитию ключевых компетенций, которые необходимы в условиях реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО:
- коммуникативная (языковая) – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, овладение умениями общения;
- социальная – умение жить и работать с другими людьми, в коллективе, в команде, в паре;
- нравственная – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам;
- учебно-познавательная – готовность к самостоятельной познавательной деятельности;
- информационная – готовность обучающихся самостоятельно работать с информацией;
- межкультурная – осведомленность обучающихся об общечеловеческой культуре, традициях, об основах социальных, семейных отношений;
- специальная – подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда.
Список литературы
Г.В. Рогова, Б.Е. Сахаров. Методика обучения ИЯ – М.: Просвещение, Высшая школа, 1999.
Селевко Г.К., Смирнова С.В. Рыбинская современная гимназия им.Л.М. Марасиновой. Опыт построения технологии саморазвития личности.- Ярославль-Москва 2004-2005.
Фатохов Д.В. Вопрос нравственного воспитания на уроках ИЯ. Уфа, изд. УГКР, 2003.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М.: Прогресс, 1994.
Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык – М.: Просвещение, 2009.
Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа – М.: Просвещение, 2011.
Компетентностный подход в преподавании английского языка
Цепкова М.А.,
учитель английского языка
МБОУ «Гимназия п. Н. Куранах»
2015