Конспект урока русского языка в 5 классе по теме Приставка


-1-
Урок русского языка в 5Б классе по теме «Приставка» 07.02.2017
В рамках республиканской декады филологических наук.
Учитель 1 категории Терских Л.Ю.
ЦЕЛЬ: уточнить понятие о приставке как значимой части слова; показать роль приставок в образовании слов; учить выделять приставки, определять их значения; развивать мотивацию к аналитической деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: учащиеся научатся выделять приставки в словах; образовывать слова с помощью приставок; определять значения приставок; объяснять языковые явления.
ХОД УРОКА
Орг. момент.
Актуализация знаний.
А) проверка домашнего задания: упр. 414
Б) Хочу удивить (выступления учеников)
В) Оформление работы в тетради.
3. Объяснение новой темы.
- Сегодня мы поговорим о приставках. Как вы думаете, все ли знаете о них? Проверим.
Прием “Верные и неверные утверждения”.
Учитель: Положите перед собой листочки, на которых есть таблица.
1 2 3 4 5 6 7
             
             
Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов “Верите ли вы, что….”. Если вы верите, то во второй строчке ставьте знак “+”, если нет, то “-”. Третья строчка остается пустой.
Вопросы:
1. Верите ли вы, что слов без приставок не бывает?
2. Верите ли вы, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?
3. Верите ли вы, что с помощью приставки образуются новые слова?
4. Верите ли вы, что приставка может стоять перед любой морфемой?
5. Верите ли вы, что приставка может изменить лексическое значение слова?
6. Верите ли вы, что в слове может быть три приставки?
7. Верите ли вы, что приставка может употребляться только с определенной частью речи? (Например, приставка за – употребляется только с глаголами, а с другой частью речи уже нет)
- На вопросы вы ответили, в конце урока мы к ним снова вернемся, а сейчас мы отправимся в путешествие по зимнему лесу и посмотрим, из каких звуков и шорохов он состоит.
Работа на уроке. Послушаем музыку.
Ваши ассоциации, чувства? Какие картины вы увидели?
Кто узнал композитора? (Правильно – Вивальди. Что вы о нем знаете?) Какие картины, на ваш взгляд, более всего соответствуют этой музыке? СЛАЙДЫ с пейзажами) Составьте по одной из картин два словосочетания со словами, в которых есть приставки, и запишите их, выделяя приставки.
Мы говорим о приставке, а не представили ее. Познакомимся. (Сценка ) Приставки всегда существовали в волшебной стране русского языка. До одного прекрасного дня все приставки были одиноки, но в этот день одна очень умная Приставка решила подружиться с другими частями слова. Сначала Приставка подошла к Окончанию и сказала: «Давай дружить!» Но
-2-
злое Окончание отказало Приставке. Затем Приставка подошла к Суффиксу, но и он отверг ее предложение. У Приставки осталась надежда только на Корень. И, как ни странно, Корень подружился с ней, и с тех пор они дружат.
Сказка о приставке и окончании- Спокойно, безмятежно живёт Корень слова, - говорю я. - Он всех роднит, делает родственниками, не изменяется ни при каких обстоятельствах. Но вот вдруг Окончание расхвасталось:- Если бы ни я, была бы сущая ерунда. Я люблю слова конец. Без конца не было бы словца. Вот ведь какая вещь: я регулирую всю речь. Тоже родню слова, помогаю им дружить, сливаться в одну законную мысль. И тут слышится голос:- Погоди, не спеши хвастаться, я тоже к корню приставлена и навсегда у него оставлена. Зовут ПРИСТАВКОЮ меня, значение слова меняю я, но без корня – никуда. Нельзя нас с корнем разделять. К вам обращаюсь, ребята, я: «Не отделяйте от корня нигде и никогда».
Вопрос: Что же еще мы узнали о приставке, посмотрев выступления ребят?
Посмотрите, как Катя увидела Приставку.(Рисунки)
А теперь откроем учебник страницу 20, нужно самостоятельно прочитать материал, добавить к уже известному и представить всем.
Проверка усвоения. Упр.415 – самостоятельно со взаимопроверкой.
3. Восстановление деформированных слов. Слайд
- Ребята, пока мы играли, налетел ветер, и слова “рассыпались” на части. Пожалуйста, восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове, и запишите получившиеся слова. (На доске и в тетрадях)
ок, лес, пере         ___________________(перелесок)к, беж, про, а       ____________________(пробежка)ок, гор, при         ____________________(пригорок)ушк, корм, а        _____________________(кормушка)за,енн,снеж, ый    ____________________(заснеженный)н , зим, ий             _____________________(зимний)

Физминутка.
Две весёлые лягушкиНи минуты не сидят.Ловко прыгают подружки,Только брызги вверх летят.
Пальцы в парту упираем,Потихоньку нажимаем. Если мы сильней нажмём,Дырку в парте мы проткнём.
“Я сильней наверняка!” -Молвит правая рука.“Почему же! Вот и нет!” -Спорит левая в ответ.
Закрепление. Упр. 418 (распределение в три колонки) Индивидуально - КАРТОЧКИ
Вернемся к нашим ответам в табличке. Попробуем заполнить снова. Какие несоответствия есть? Разберемся.
-3-
Проверка по ключу:
1. +
2.+
3.+
4. –
5. +
6. +
7. –
Посчитайте совпадения.
РЕФЛЕКСИЯ
-Если у вас совпали все ответы и вы с легкостью научились находить приставку и справились с учебной задачей на уроке, нарисуйте круг на полях (всё правильно),
если вы встретили трудности при определении приставки и решении учебной задачи(1-2 ошибки) - нарисуйте квадрат,
если вам не понятна эта тема и вы не научились решать эту учебную задачу(более 2-х ошибок) - нарисуйте треугольник.
Вызываю на бой!!! Интерактивный тест
Домашнее задание:
П77, правило выучить,
Упр.417 или приготовить материал для игры «Составь слово»