Урок русского языка по теме: Приставка как часть слова(2 класс)


Урок русского языка по теме: Приставка как часть слова.
(Программа «Начальная школа XXI века»)
Цель урока:
Сформировать новые знания и умения по теме: Приставка как часть слова.
Задачи:
- образовательные:
1. Сформировать понятие приставки, как части слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов;
2. Вывести алгоритм нахождения приставки;
-развивающие:
Создать условия для развития умения рассуждать, анализировать, формулировать учебную задачу
-воспитательные:
Создать условия для воспитания бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью.
Тип урока: формирование новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальный опрос, дифференцированная самостоятельная работа, моделирование опорной схемы
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная приставка Mimio Studio, учебник Русский язык 2 класс С. Иванов, издательство Вентана – Граф.
Дидактические средства: слайды презентации, ЦК ЭОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/574b6f18-1c4b-4e5a-9b50-bfbaf6bad02e/%5BNS-RUS_2-11%5D_%5BMA_011%5D.swf
Структура и ход урока
1.Организация начала урока.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать!
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
2.Работа в тетради.
- Запишите число, классная работа.
- Минутка чистописания. Прописать буевосочетания: за, вы, при, пере, от ….
- Словарная работа. Слайд 1
дорога, мороженое, кино, мультфильм, земляника, праздник, фамилия
Проверка.
- Какие вопросы можно задать к этим словам? (что)
- Что они называют? (предметы)
- Как называются слова, которые отвечают на вопрос что? И называют предметы? (имя сущ.)
II.Актуализация опорных знаний. Формулирование целей и задач урока.
Слайд 2
- Посмотрите и подумайте, какое здесь слово лишнее?
Суффикс,
корень,
существительное,
окончание
- Почему? (часть речи, а все остальные части слова)
- Какая часть самая главная? (корень)
- Может слово быть без корня? (нет)
- Что называется корнем?
- Как найти корень слова? (надо подобрать к нему однокоренное слово или родственное)
- Послушайте стихотворение и назовите однокоренные (родственные) слова слову «сад»
Как-то много лет назад
Посадили странный сад
Не был сад фруктовым
Был он только словом.
Это слово было корень.
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло
Стало много новых слов
Вот из садика - рассада
И ещё посадки рядом.
(сад, садик, рассада, посадки )- Запишем эти слова: сад, садик, рассада, посадки
- Выделите в словах все части слова. (один ученик на доске выделяет части слова)
- Вспомните алгоритм разбора слова по составу:
окончание
корень
суффикс
2. Самоопределение к деятельности
- Почему осталась невыделенная часть в словах « рассада, «посадки»? (не знаем что это)- Какой у вас возникает вопрос? (как называется эта часть и как выделяется)
- А есть ли желание у вас узнать? (да)
- Тогда поставьте задачу урока.
Узнать:
как называется часть, которая стоит перед корнем
как обозначается
для чего служит
III. Изучение нового материала.
1. Открытие новых знаний.
- Как вы думаете, где можно найти ответ на этот вопрос? (в учебнике)
- Откройте учебник на стр.144 и раскройте тайну русского языка. (дети читают)
-Что же это за часть слова?
2. Первичная проверка усвоения знаний.
Ответьте на вопросы:
- Что такое приставка?
- Где находится приставка в слове?
- Для чего служит приставка?
- Какова тема урока? Приставка как часть слова.
- Послушайте сказку о приставке. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/574b6f18-1c4b-4e5a-9b50-bfbaf6bad02e/%5BNS-RUS_2-11%5D_%5BMA_011%5D.swf
- Почему приставка стоит вначале слова?
(Потому что, корень и суффикс по отношению к приставке поступили как галантные кавалеры.)
-Что подарили приставке? (зонтик) Для чего?
-Кто сможет правильно поставить приставку в схеме?

3. Первичное закрепление знаний.
1) Работа в парах.
- А сейчас вы поработаете в парах. Найдите упр.1 в учебнике стр. 143
Прочитайте задание. Подберите к слову нужную приставку, запишите словосочетания.
Проверка. (Дети читают получившиеся словосочетания)
2) Составление алгоритма нахождения приставки.
- А как же найти приставку в слове. Давайте рассмотрим в учебнике с. 145
Подбери однокоренные слова.
Укажи корень.
Назови часть слова перед корнем, которой слова различаются. Это приставка.
Назови приставку.
3) Дифференцированная работа по учебнику.
- Продолжим работу по учебнику. Найдите упр.2 и 3 на стр. 129
Прочитайте задание, подумайте, с каким заданием вы сможете справиться самостоятельно.
В упр. 2 нужно списать слова 1 и 2 столбика и выделить приставку
В упр. 3 составить сначала слова 1 столбика, записать, а потом выделить в них приставку.
(Дети самостоятельно выполняют упражнения)
Проверка.
- От чего зависит значение в данных словах?
-Какие приставки вам встретились?
5. Работа с электронным приложением.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У вас на столах утверждение, и если вы считаете, что оно верное, то в конце предложения ставите +, а если неверное, то -
Приставка – значимая часть слова. (+)Приставка стоит после корня. (-)С помощью приставки образуются новые слова. (+)Приставка стоит перед корнем. (+)Приставка – главная часть слова. (-)В слове всегда есть приставка. (-)- А теперь посмотрим на экран. В таком ли порядке стоят у вас знаки? (самопроверка)
2. Самооценка детей (по уровню самоконтроля) звездочки
* ХОЧУ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ (зеленая)
* ВСЕ ПОНЯТНО (желтая)
* НИЧЕГО НЕ ПОНЯТНО (красная)
V. Информация о домашнем задании. с.128, у. 5, правило