Рабочая программа кружковой деятельности Волшебная газета


Принято
на педагогическом совете,
протокол № 1
от «01» сентября 2016г. Утверждаю:
Заведующий МБДОУ-
Боровихинский
д/с о/в «Солнышко»
________Л.А. Колчановаприказ № 56 от «01» сентября 2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружковой деятельности
«Волшебная газета»
в подготовительной к школе группе «Колокольчики»
на 2016-2017 уч. год
Составлена:
Семёновой И. В.
Терпуговой А.Б.
с.БоровихаПояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Волшебная газета» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей, ведь плетение из газет – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (карандашницы, кашпо, корзины и т.д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности в процессе овладения элементарными приемами техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
-знакомить с основными понятиями и базовыми формами плетения
-обучать различным приемам работы с бумагой,
-создавать композиции с изделиями, выполненными в технике плетения.
Развивающие:
-развитие, внимания, память, логическое и пространственное воображение,
-развиваем мелкую  моторику рук, развивает художественный вкус, творческие способности и фантазию детей, развивает у  детей способность работать руками, приучать к  точным движениям пальцев.
Воспитательные:
-воспитывает интерес к искусству плетения;
-способствует созданию игровой ситуации, расширяет коммуникативные способности детей,
-совершенствует трудовые навыки, формирует культуру
Программа кружка «Волшебная газета» рассчитана на детей с 6 до 7 лет. Группа работает 1 раза в неделю по 1 часу. Практические занятия составляют большую часть программы.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, конкурсы и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам плетения из газетных трубочек;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ на персональном сайте педагога.
• Проведение выставок работ учащихся
Содержание программы.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из газетных трубочек. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Плетение из газетных трубочек - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы – из листов газеты свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки.
Учебно-тематический план по кружку «Волшебная газета» на 36 часов в год
№ п/п Наименование раздела, темы Всего часов Теория Практика
1. «Знакомство с плетением». Презентация. 1 1 2. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. 1 1 3. Вырезание полосок для скручивания трубочек. Основные правила работы. 3 1 2
4. Приёмы и способы покраски изделий 2 1 1
5. Основы техники плетения из газетных трубочек 7 7
6. Плетение простейших изделий. 1 1
7. Плетение по спирали новогодних поделок. 3 1 2
8. Плетение простейших изделий. 4 4
9. Подарок маме. Плетение шкатулки, вазы. 3 1 2
10. Виды плетения загибок. 3 1 2
11. Плетение игольницы. 1 1
12. Плетение коляски 2 2
13. Плетение корзинки 2 2
14. Панно из газетных трубочек. 1 1
15. Мельница из газет. 2 2
Итого: 36
Содержание курса «Волшебная газета»
Знакомство с плетением – 1 ч.
Занятие 1. Знакомство с плетением из газеты. Рассказ о программе обучения. Из истории рукоделия. Показ презентации, демонстрация готовых изделий.
Инструменты и материалы. Правила техники безопасности – 1 ч.
Занятие 2. Основные сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. Организационные вопросы.
Задание на дом: подготовить газету, журналы к следующему занятию.
Вырезание полосок для скручивания трубочек. Основные правила работы -3 ч.
Занятие 3. Освоение техники скручивания газетных трубочек. Мастер класс по скручиванию газетных трубочек.
Занятие 4-5. Правила работы с ножницами и клеем. Техника безопасности. Практическая работа: вырезание полосок, скручивание трубочек из газет 2 способами.
Приёмы и способы покраски изделий – 2 ч.
Занятие 6. Приемы и способы окрашивания готовых газетных трубочек. Правила работы с различными красителями.
Занятие 7. Техника безопасности при окрашивании. Практическая работа: окрашивание газетных трубочек.
Основы техники плетения из газетных трубочек – 7 ч.
Занятие 8. Скручивание по спирали.
Правила работы с ножницами и клеем. Техника безопасности. Практическая работа: скручивание по спирали из газетных трубочек округлых заготовок. Работы по выбору (ваза, панно)
Занятие 9. Веревочное плетение. Знакомство с техникой веревочного плетения из газетной трубочки.
Правила работы с ножницами и клеем. Техника безопасности. Практическая работа: заготовка донышка для корзинки, плетение корзины, панно (на выбор)
Занятие 10. Послойное плетение. Знакомство с техникой послойного плетения из газетной трубочки. Этапы и виды послойного плетения.
Правила работы с ножницами и клеем. Техника безопасности. Практическая работа: основа корзинки.
Занятие 11. Плетение по спирали. Знакомство с техникой оплетение по спирали.
Правила работы с ножницами и клеем. Техника безопасности. Практическая работа: Работа по выбору (оплетение бутылки, карандашница)
Занятие 12. Знакомство с техникой плетения «Косичка».
Правила работы с ножницами и клеем. Техника безопасности. Практическая работа. Работа по выбору (корзинка, шкатулка)
Занятие 13. Знакомство с техникой ситцевого плетения.
Правила работы с ножницами и клеем. Техника безопасности. Практическая работа.
Занятие 14. Знакомство с техникой ажурного плетения из газетной трубочки.
Правила работы с ножницами и клеем. Техника безопасности. Практическая работа: Работа по выбору. (корзинка, ваза)
Плетение простейших изделий. Ёжик. Крокодил – 1ч.
Занятие 15. Плетение простейших изделий техникой «восьмерка».
Правила работы с ножницами и клеем. Техника безопасности. Практическая работа: работа по выбору (Ёжик, крокодил)
Плетение по спирали новогодних поделок – 3 ч.
Занятие 16-18. Плетение сувениров, подарков и елочных украшений в изученной технике. Правила работы с ножницами и клеем. Техника безопасности. Практическая работа: плетение по спирали «Елка», «Венок», «Новогодняя игрушка».
Плетение простейших изделий – 4 ч.
Занятие 19-22. Плетение простейших изделий техникой «восьмерка».
Правила работы с ножницами и клеем. Техника безопасности. Практическая работа: работа по выбору (Рыбка. Улитка. Филин. Цветы)Подарок маме. Плетение шкатулки, вазы. – 3 ч.
Занятие 23-25. Сувениры и подарки к 8 марта. Выбор изделия. Оформление подарка.
Правила работы с ножницами и клеем. Техника безопасности. Практическая работа: работа по выбору.
Виды плетения загибок. – 3 ч.
Занятие 26. Знакомство с разными видами загибок: «Гретхен», «Косичка», «Розга». МК.
Занятие 27-28. Правила работы с ножницами и клеем. Техника безопасности. Практическая работа: плетение загибок на выбор.
Плетение игольницы. – 1 ч.
Занятие 29. Плетение игольницы в любой ранее изученной технике.
Правила работы с ножницами и клеем. Техника безопасности. Практическая работа: «Игольница».
Плетение коляски – 2 ч.
Занятие 30-31. Плетение сувенира «Коляска» техникой «Косичка» или «Ситцевым» плетением. Правила работы с ножницами и клеем. Техника безопасности. Практическая работа: сувенир «Коляска».
Плетение корзинки – 2 ч.
Занятие 32-33. Плетение игольницы в любой ранее изученной технике.
Правила работы с ножницами и клеем. Техника безопасности. Практическая работа: «Корзинка»
Плетение панно – 1 ч.
Занятие 34. Плетение панно в любой ранее изученной технике.
Правила работы с ножницами и клеем. Техника безопасности. Практическая работа: «Панно».
Мельница из газет – 2 ч.
Занятие 35-36. Плетение более сложной композиции. Плетение мельницы в ранее изученной технике.
Правила работы с ножницами и клеем. Техника безопасности. Практическая работа: «Мельница».
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке «Волшебная газета»
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;Знать:
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея.
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, спицы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.)
Общетрудовые умения
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать своё мнение.
Методическое обеспечение программы
Важнейшими условиями успешной реализации программы являются следующие: Методические: интенсивное применение методов индивидуально-групповой работы, ориентированных на детей с разным темпом восприятия искоростью выполнения учебно-творческих заданий.
Дидактические: необходимо создание по каждой учебной теме специальных заданий, дифференцирующих учебную работу по степени ее сложности и доступности для обучающихся с различным уровнем практической обученности по плетению из газетной трубочки. Для этого необходимо: наглядные пособия по темам; образцы изделий; схемы.
Материально–технические: для кабинета, в котором систематическипроводятся занятия, необходимо специальное оборудование, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам: (лампы, столы, стулья и др.). Инструменты и материалы: спицы № 2 и №3, медная проволока, ножницы, цветные и простые карандаши, тетради в клетку, клей ПВА, ластик, шило, клей-пистолет, газета, журналы, пищевые красители (или водная морилка), акриловая краска, акриловый лак.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Л. В. Горнова и др. Студия декоративно-прикладного творчества. Волгоград: Учитель, 2008 г.
О. Семенова. Плетение из газетных трубочек. Москва: АСТ, 2016 г.
Е. Тищенко. Плетение из газет. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016 г.
С. А. Караманский. Плетеные изделия. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999 г.
Т. А. Троекурова. Плетение из лозы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 г.