Рабочая программа по кружковой деятельности Юным умникам и умницам


I. Пояснительная записка.
Рабочая программа к курсу "Умники и умницы" составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
- в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
- анализ, сортировка информации, аргументации, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
- конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
- соотношение урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- содержание и объем внеурочной деятельности учащихся.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
II. Общая характеристика учебного процесса.
1. Принцип лежащий в основе построения программы. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения , задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
2. Линии развития личности ученика средствами кружка. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
3. Основной способ получения знаний. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного типа. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач.
4. Принципы. системность: задания располагаются в определенном порядке;
принцип "спирали": через каждые семь занятий задания повторяются;
принцип "от простого - к сложному": задания постепенно усложняются;
увеличение объема материала;
наращивание темпа выполнения заданий;
смена разных видов деятельности.
5. Образовательные технологии. Технология проблемного диалога.
Технология оценивания (правило самооценки).
Технология продуктивного чтения (задания для работы с текстом).
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Продолжительность и общая характеристика составляющих занятий:
«Мозговая гимнастика.(2-3минуты.) 
Выполнение упражнений для улучшения мозговой  деятельности и профилактики нарушений зрения.
Разминка (3-5минут). 
Данный этап создает у ребят определенный эмоциональный фон. В разминку включены вопросы, способные вызвать интерес, рассчитанные на сообразительность и быстроту реакции.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей – памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут).
Задания на этом этапе способствуют развитию перечисленных качеств, позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности.
«Веселая переменка» (3-5 минут).
Динамическая пауза развивает не только двигательную активность, но и умение выполнять несколько заданий одновременно.
Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут).
Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом. Решение не учебных типовых задач опирается на поисковую активность ребенка, на умение в нужный момент «достать из своего багажа» тот или иной алгоритм и применить его в данной ситуации.
Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты) 
Этот этап направлен на снятие зрительного утомления, достижение состояния зрительного комфорта.
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут).
Ребенок учится производить анализ, сравнение, строить умозаключения.
III. Описание места в учебном процессе.
Класс Внеурочная деятельность Количество недель Количество часов в неделю Количество часов в год
2 Умники и умницы 34 1 34
IV. Описание ценностных ориентиров содержания.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Умения
Личностные Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
МетапредметныеРегулятивные УУД Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий  .Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий  .Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.  
VI. Содержание курса.
Данный  курс занятий  по развитию познавательных способностей продолжает курс первого класса и создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по данному курсу происходит становление у детей развитых форм самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии. Умения, полученные в ходе занятий, ребята применяют и в других видах деятельности.
Методы и приемы организации деятельности второклассников на занятиях в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков самоконтроля. Задания носят не оценочный, а развивающий и обучающий характер. Внимание на занятиях обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление. Во время проведения занятий один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу более динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Тренировка психических процессов:
развитие концентрации внимания;
тренировка внимания;
тренировка слуховой памяти;
тренировка зрительной памяти;
совершенствование воображения;
развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).
Задания геометрического характера.
 уникурсальные кривые;
составление и моделирование предметов;
построение фигур из счетных палочек;
построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".
Нестандартные задания алгебраического характера.
арифметический шифр;
математический фокус ;арифметические лабиринты с воротами;
математические ребусы;
магические квадраты 3*3;
Нестандартные задания логического характера
анаграмма;
комбинаторные задачи;
задачи с альтернативным условием.
Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы").
VIII. Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.
Учебно-методическая литература для учителя:
№ Автор, год издательства Название пособия Вид пособия
1 Холодова О.А., 2009 г. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет). Информатика, логика, математика. Методическое пособие, 2 класс. Методическое пособие для учителя
2 Холодова О.А., 2014 г. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет). Информатика, логики, математика. 1 часть. Рабочая тетрадь
3 Холодова О.А., 2014 г. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет). Информатика, логики, математика. 2 часть. Рабочая тетрадь
Учебная литература для учащихся:
№ Автор, год издательства Название пособия Вид пособия
1 Холодова О.А., 2014 г. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет). Информатика, логики, математика. 1 часть. Рабочая тетрадь
2 Холодова О.А., 2014 г. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет). Информатика, логики, математика. 2 часть. Рабочая тетрадь
Материально-техническое обеспечение:
- моноблок.
Тематическое планирование курса «Умники и умницы»

п/п Тема урока Виды деятельности Планируемые результаты Формы контоляДата по плану Дата по факту
предметные метапредметныеличностные 1 Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы Уметь различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы Потребность в общении
со взрослыми и сверстниками.
Осмысление основных критериев оценивания своей деятельности Стартовый контроль
Диагностика 1.09.2015 2
Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.
Целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, находить самый короткий путь Уметь демонстрировать способность распределять внимание Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.  Формирование
учебных мотивов. Прогностический
Пооперационный контроль 8.09.2015 3 Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Проводить анализ и синтез предложенных задач, выбирать удобный способ решения Уметь демонстрировать способность распределять внимание Стимулировать учащихся к выражению собственного мнения Объективная оценка результатов деятельности Самооценка
Самоконтроль 15.09.2015 4 Тренировка внимания. Логически-поисковые задания Проводить аналогию между разными предметами;
выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей Уметь выделять закономерности, проводить аналогии между предметами Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности Формирование ответственности за свою деятельность Рефлексивный контроль 22.09.2016 5 Тренировка внимания. Логически-поисковые задания Целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, находить самый короткий путь Уметь концентрировать внимание, выделять закономерности, завершать схемы. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности Интерес к способу решения и общему способу действия Прогностический контроль
Контроль по результату
Самоконтроль 29.09.2015 6
Палиндромы. Тренировка слуховой памяти. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Знать понятие палиндром. Уметь
узнавать предметы по их признакам. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний Рефлексивный контроль
Прогностический контроль 06.10.2015 7 Тренировка слуховой памяти. Учись решать, стараясь рассуждать Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Уметь узнавать предметы по их признакам, объяснять закономерности. Построение логической цепочки рассуждений. Доказательство. Интерес к общему способу действия. Прогностический контроль 13.10.2015 8 Сравнение предметов
по признакам. Тренировка зрительной памяти.
Находить и выделять общие и отличительные признаки разных предметов.
Уметь сравнивать предметы, выделяя общие и отличительные
признаки Анализ объектов с целью выделения общих признаков.
Объективная оценка результатов деятельности Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль 20.10.2015 9 Тренировка внимания. Коррегирующая гимнастика для глаз. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно - следственные связи. Уметь анализировать ситуацию, устанавливая причинно – следственные связи. Выбор оснований и критериев для классификации объектов. Формирование
учебных мотивов. Прогностический
Пооперационный контроль 27.10.2015 10
Поиск закономерностей. Учись решать, стараясь рассуждать Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач Уметь выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями Творчески использовать
приобретенные знания и
умения в своей деятельности. Соблюдение правил поведения при сотрудничестве Самооценка
Самоконтроль
10.11.2015 11 Изографы. Совершенствование воображения. Дорисовывание несложных композиций из геометрических линий до какого-либо целого изображения. Составлять и преобразовывать фигуры. Уметь составлять и преобразовывать фигуры, дорисовывать несложные композиции
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме Развитие доверия, готовности к сотрудничеству и дружбе. Рефлексивный контроль 17.11.2015 12 Логически–поисковые задачи. Задания по перекладыванию спичек. Выделять свойства предметов; обобщать по некоторому признаку, находить закономерности
Уметь выделять свойства предметов, проводить обобщение Создание условий для проявления способностей учащихся Эмоционально-положительное восприятие учения Прогностический контроль
Контроль по результату
Самоконтроль 24.11.2015 13 Игра «Шифровальщик».
Развитие быстроты реакции. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Уметь излагать свои мысли ясно и последовательно.
Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта Формирование ответственности за свою деятельность Рефлексивный контроль
Прогностический контроль 1.12.2015 14 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Выделять свойства предметов; обобщать по некоторому признаку, находить закономерности
Уметь выделять свойства предметов, проводить обобщение, находить закономерности Выбор оснований и критериев для классификации объектов. Интерес к способу решения и общему способу действия. Прогностический контроль 8.12.2015 15 Волшебные нити. Развитие концентрации внимания.
Демонстрировать способность переключать и распределять внимание, вести поиск нужного пути Уметь демонстрировать способность переключать, распределять внимание Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.  Рефлексия как адекватное осознанное представление о качествах ученика. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль 15.12.2015 16 Поиск закономерностей. Учись решать, стараясь рассуждать Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач Уметь выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями Адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников Эмоционально-положительное восприятие учения Прогностический
Пооперационный контроль 22.12.2016 17
Следопыты. Тренировка внимания. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Составлять и преобразовывать фигуры. Уметь переключать, распределять внимание. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений Прогностический контроль 29.12.2016 18
Тренируем внимание. Синонимы Узнавать предметы по их признакам и давать их описание. Объяснять значение слов и выражений. Уметь описывать предметы, ориентироваться в пространстве листа Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Развитие доверия, доброжелательности к людям Прогностический
Пооперационный контроль 12.01.2016 19 «Кодированное слово».
Развиваем слуховую память. Логически-поисковые задания Формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями. Выделять черты сходства и различия Уметь выделять черты сходства и различия, составлять алгоритм и работать по нему Анализ объектов с целью выделения признаков сходства и отличия Широкая мотивационная основа учебной деятельности Рефлексивный контроль 19.012016 20 «Шифровальщик». Развитие зрительной памяти, логически-поисковые задания Осмысление и сохранение в памяти различных учебных терминов и определений. Уметь сохранять в памяти различные учебные задания Осуществлять организацию и планирование собственной деятельности Осознание социально значимой и социально оцениваемой деятельности Прогностический
Пооперационный контроль 26.01.2016 21
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Осмысливать и сохранять в памяти различные учебные термины и определения. Описывать признаки геометрических фигур. Уметь сохранять в памяти различные учебные задания и описывать признаки фигур Осуществлять организацию и планирование собственной деятельности Интерес к способу решения и общему способу действия. Самооценка
Самоконтроль 2.02.2016 22
23 Развитие быстроты реакции. Определять главное и существенное на основе развивающих заданий, путем решения логических задач и дидактических игр. Уметь выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями Высказывать свою точку зрения и
пытаться её обосновать, приводя аргументы Развитие доверия, готовности к сотрудничеству и дружбе. Рефлексивный контроль 9.02.2016 24
Тренировка концентрации внимания. Узнавать предметы по их признакам.
Складывать и перекладывать спички с целью составления заданных фигур Уметь узнавать предметы по их признакам, составлять из спичек заданные фигуры Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации Формирование
доброжелатель-
ного отношения к товарищам Прогностический контроль
Контроль по результату
Самоконтроль 16.02.2016 25 Что сначала, что потом? Развитие быстроты реакции Различать предметы по цвету, форме, размеру. Составлять и преобразовывать фигуры. Уметь переключать, распределять внимание. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.  Осознание своих возможностей в учении Рефлексивный контроль
Прогностический контроль 1.03.2016 26
Не верь глазам своим. Развиваем внимание. Целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, находить самый короткий путь Уметь демонстрировать способность переключать, распределять внимание Планировать последовательность практических действий для реализации замысла Осмысление основных критериев оценивания своей деятельности Прогностический контроль 15.03.2016 27 Развитие внимания. Логически-поисковые задания Различать предметы по цвету, форме, размеру. Составлять и преобразовывать фигуры. Уметь переключать, распределять внимание. Осуществлять организацию и планирование собственной деятельности Интерес к способу решения и общему способу действия.
Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль 29.03.2016 28 Зоркий глаз. Тренируем внимание Формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями Уметь составлять и работать по алгоритму Выбор оснований и критериев для сравнения. Формирование
познавательных
мотивов – интерес к новому. Прогностический
Пооперационный контроль 5.04.2016 29 Тренируем внимание. Учись решать, стараясь рассуждать Формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями Уметь составлять пошаговый алгоритм и работать по нему Контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания Контроль процесса и результатов деятельности Самооценка
Самоконтроль 12.04.2016 30
«Зашифрованные имена». Развиваем слуховую память Развивать и совершенствовать слуховую память. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств Уметь узнавать и описывать предметы по их признакам. Использовать
приобретенные знания и
умения в своей деятельности. Соблюдение правил поведения при сотрудничестве Рефлексивный контроль 19.04.2016 31 Мозговой штурм. Тренируем зрительную память. Находить и выделять признаки разных предметов.Определять на глаз размеры предмета.
Уметь определять главное и существенное на основе развивающих заданий Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта Формирование адекватной оценки своих достижений. Прогностический контроль
Контроль по результату 26.04.2016 32 Фразеологизмы. Логически – поисковые задания Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Уметь сравнивать различные объекты, анализировать ситуацию Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. Интерес к способу решения и способу действия. Рефлексивный контроль 3.05.2016 33 Поиск закономерностей Выполнять простые виды анализа и синтеза, классифицировать и обобщать понятия, устанавливать связи Уметь анализировать ситуацию, классифицировать и обобщать понятия Определять наиболее целесообразные способы выполнения работы.
Производить контроль и оценку результатов работы. Прогностический контроль 10.05.2016 34 Конкурс эрудитов Сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями Уметь анализировать ситуацию, устанавливая причинно – следственные связи. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Производить контроль и оценку результатов работы Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль 17.05.2016