Урок по физике в 7 классе на тему: «Расчёт пути и времени движения. Инерция».

Урок по физике 7 класса, учебник Пёрышкин А. В. по теме: «Расчёт пути и времени движения. Инерция». (2 часа)

Цель урока1) Получить соотношения для определения пути и времени движения. Сформировать умение строить и объяснять графики равномерного движения, производить расчёты для задач в устной форме. Ввести понятие «инерция».
2) Развивать умение обобщать знания о целостном представлении механического движения, закрепить навыки перевода единиц измерения физических величин; развивать самостоятельность при решении физических задач и познавательный интерес к предмету
3) Овладение умением аккуратно оформлять физические задачи, аккуратно строить графики; развивать межпредметные связи, использование знаний из курса математики при решении задач на движение.

Тип урока: комбинированный.




Ход урока
Организационный момент.
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. А по старинному обычаю, когда в дом приходят гости, им предлагают самое лучшее. Давайте и мы с вами покажем гостям все свои лучшие качества и порадуем своими знаниями.
Сначала мы восхитимся вашими глубокими знаниями, а для этого проведём маленький опрос. Потом выясним, как применять наши знания. Затем потренируем мозговой центр – решим задачи. А для этого вытащим из тайников памяти кое-что ценное.
Проверка знаний учащихся.
Фронтальный опрос.

Какое движение называется механическим?
Какие виды механического движения вы знаете?
Какое движение называется равномерным?
Какое движение называется неравномерным?
Какие характеристики механического движения вы знаете?
Что называется траекторией? Путём? Скоростью?
Что показывает скорость при РМД?
Записать формулу. В каких единицах измеряется?
Чем, кроме числового значения, характеризуется скорость?
Какая скорость является характеристикой неравномерного движения?
Записать формулу на доске.
Какими величинами характеризуются механические движения?

Самостоятельная работа
Перевод единиц.
Ответы

10 м/с

360000 м

9000 с

0,08 м

100 м/с

4,5 м

7900 м/с



Вопросы

360 км/ч

360 км

2,5 ч

80 мм

6 км/мин

450 см

7,9 км/с

В м/c
м
с
м
м/с

м
м/с

Дополнительное.
Муха села на край грампластинки и катается с ветерком. Какова средняя скорость этого ветерка, если длина окружности пластинки 65 см, а время 5 оборотов 10 с?

UСР=S/t=L/T=650/2=325 м/с


Изучение нового материала.
Мы научились определять скорость тела, если известен путь и время, за которое он пройден. А сейчас мы с вами будем учиться находить путь, зная скорость и время движения, и время, зная путь и скорость.
Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке, на практике?
Записали тему урока: «Расчёт пути и времен6и движения».
На странице 48 учебника найдите в таблице среднюю
скорость страуса. (22 м/с).
Что обозначает это число?
А какой путь пройдёт страус за 1 мин?
1 мин = 60 с=> в 60 раз больше, то есть 22*60=1320 м

S=U*t


- путь при равномерном движении.


Значит, чтобы найти путь при равномерном движении, что надо сделать?




Записали в тетрадь.

А что надо сделать, чтобы определить время равномерного движения, если известны путь и скорость движения?

t=S/U


- время движения.



Для лучшего запоминания используйте треугольник.






Задача. №121 (Лукашик)

Решение графических задач.
Тело находится в покое.













2





1





0
1
2
3
4







3





2





1




·y°

0
1
2
3




















4





2





0
1
2
3


Тело движется равномерно.












4





2





0
1
2
3









S=U*tU=S/tU=4м/2с=2 м/с






Задача.
Дан график движения тела. Какой вид движения? Чему равна скорость движения? Какой путь пройдёт тело за 8 с? Построить график U(t).



















8








6








4








2








0
2
4
6
8
10
12

























0,6






0,4






0,2






0
2
4
6
8



1) Равномерное.
2) U=0,5 м/с.
3) S=4 м.




Закрепление. Решение задач.
Задача. №123 (Лукашик)
Дополнительное.


По графику определить скорость и пройденный путь.











4








3








2








1








0

2

4

6












U1=1 м/с S1=2 м
U2=0 м/с S2=0 м
U3=2 м/с S3=2 м
S=4 м. t=5 c
UСР=4/5=0,8 (м/с).


Новый материал.
1. Может ли тело, находящееся в покое, само изменить скорость? Увеличить? Уменьшить?
2.Как можно изменить скорость тела? (толкнуть, то есть подействовать рукой)
Перестаю действовать, что происходит? (останавливается)
Вывод. Скорость тела изменяется, если на него действуют другие тела.
3.Как можно изменить направление скорости?
Вывод. Направление скорости тела изменяется, если на него действуют другие тела.
4.Так при каком же условии движутся тела?
Тело движется, если на него действуют другие тела.
Хорошо. Вы рассуждаете,как выдающийся философ Древней Греции Аристотель (в IV веке до н. э.)
«Всё, что находится в движении, движется, благодаря воздействию другого. Без действия нет движения».
То есть тело движется только тогда, когда на него действуют другие тела, а при отсутствии внешнего воздействия тело может только покоиться.
Идеи древнего философа господствовали около 2000 лет.

1. Опыт с тележкой и шариком. Тележка движется и останавливается резко. Шарик продолжает своё движение.
В 17 веке итальянский учёный Г. Галилей первый показал, что тело может не только покоиться, но может и двигаться, если на него не действуют другие тела.
2. Выясним, как будет двигаться тело при отсутствии внешнего воздействия.
Опыт с шариком (желоб, песок).
Как двигался шарик при наличии песка?
Как двигался шарик без песка?
Почему? (1 случай – сила трения, 2 случай – без силы трения).
Как бы двигался шарик, если бы трения не было совсем?
Вывод. Чем меньше действие одного тела на другое, тем дольше сохраняется скорость движения,и тем ближе оно к равномерному.
Так как же будет двигаться тело, если на него не действуют другие тела? (Равномерно и прямолинейно).

Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называется инерцией.
(инерция (лат.) – неподвижность, бездеятельность).
Примеры.
Вывод. Если на тело не действуют другие тела, то оно находится в покое или движется с постоянной скоростью.

Закрепление.
У учителя технологии вышел из строя молоток. Как можно посадить молоток на рукоятку?
Эксперимент бутылка и лист бумаги. Выдёргиваем лист из-под бутылки. Почему бутылка не падает?
Объясните назначение ремней безопасности в автомобиле?
Почему заяц делает резкие прыжки в сторону, когда его догоняет волк?

Задание на дом.
Инерция

Польза
Вред




§§ 17, 18 упр. 4, 5.
Заполните таблицу

Найти в сказках эпизоды, в которых говорится о движении. Оформить красочно на А-4.
S

t

U

t,с

S,м

U,м/с

S,м

t,с

U,м/с

t,с

t,с

S,м

t,с

U,м/с

t,с

S,м

t,с

S,м