Система сопровождения воспитанников школы- интерната, направленная на создание траектории личностного развития каждого воспитанника и его социализацию


Система сопровождения воспитанников школы- интерната, направленная на создание траектории личностного развития каждого воспитанника и его социализацию
Методическая разработка
Автор: Ирина Николаевна Дмитриева , директор КГУ «Рудненская специальная школа- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с особыми образовательными потребностями»
1.Обоснование содержания.
История зарождения в структуре образования системы комплексных педагогических усилий развития детей- сирот одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков, и очень краткая –10-15 лет. Более 200 лет в мировой системе специального образования развиваются модели взаимодействия специалистов разного профиля: взаимодействия, направленного на всестороннюю диагностику уровня и потенциал развития ребенка и проектирование целесообразных коррекционно- развивающих программ. За последние 5-7 лет число классов коррекционно- развивающего обучения (КРО) в Казахстане значительно возросло. Потребность в их открытии обусловлена постоянно увеличивающимся количеством детей с пониженной успеваемостью, в том числе и с задержкой психического развития. Для детей с ЗПР создаются специальные условия обучения и воспитания, адекватные особенностям их развития (использование специальных методов обучения и воспитания, охранительного режима, дозированных учебных нагрузок, организация индивидуальных коррекционных занятий и др.).
Но только 10-15 лет назад вместе с развитием гуманистических ориентацией в казахстанской педагогике была продекламирована необходимость и начала развиваться отечественная система развития воспитанников детских домов и школ- интернатов, где основным условием является система сопровождения.
Именно сопровождение, как необходимое педагогическое условие, рассматривается как необходимое условие развития ребенка. На сегодняшний день сопровождение в системе специального образования стали своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие.
Теоретическая идея необходимости помощи в трудных ситуациях развития нашла свое отражение в работе центров и служб психолого- педагогического и медико- социального сопровождения развития детей.
Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения как необходимого педагогического условия стал системно ориентационный подход, в логике которого развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Важнейшим положением системно ориентационного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта.
Теоретико- методологическим обоснованием организации системы сопровождения детям с отклонениями в развитии, являются: культурно- историческая теория Л.С.Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна; теория отношений Б.Г.Ананьева, М.М.Кабанова, В.Н.Мясищева; теория личности и концепции неврозов В.Н.Мясищева; учение об акцентуациях характера К.Леонгарда, А.Е. Личко.
Нами были выделены несколько источников создания современной отечественной системы сопровождения, которые легли в основу модели сопровождения личности каждого воспитанника:
опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе специального образования;
опыт функционирования специализированных служб, обеспечивающих разноплановую психолого- педагогическую, медико- социальную поддержку детей (психиатрические больницы, коррекционные центры)
многолетняя работа психолого- медико- педагогической комиссии для детей с проблемами в развитии.
2. Модель
системы сопровождения ребенка в школе-интернате



факультатив кружки
ТГТЛ

НМЦ
Центр коррекции

Научно-
методический координационный
центр



2
служба просвещения и консультирования
1
служба диагностики и прогнозирования

урок секции
педагогический
совет
МО

4
служба контроля
3
служба
коррекции и
развития

ЭС
Совет методического
кабинета

Экспертный
совет
ЦД иП
Центр
диагностики и прогнозирования

МО



Особенностью данной модели сопровождения является интегративный, межпредметный характер. В ней представлена единая система сопровождения УВП школы- интерната.
Сфера накопления представлена Центром содействия развития личности ребенка
В центре модели– личность ребенка. Модель имеет четырех уровневое пространство: сфера накопления, сфера направления, сфера действия, сфера контроля.
Сфера накопления представлена Центром содействия развития личности ребенка

Центр состоит из четырех служб. В центре - личность ребенка. Работа каждой службы строиться на основе трехуровневого пространства: психологического, психолого- педагогического, социально- педагогического.
Центр был создан с целью объединения и координации усилий педагога- психолога, медицинских работников, логопеда, социального педагога и других педагогических работников по обеспечению физического и духовного становления личности каждого ребенка, реализации его потенциала, формированию неповторимой индивидуальности.

Первая служба- «Диагностики и прогнозирования».
Задачи данной службы:
-разработать критерии, с помощью которых можно оценить различные аспекты психологического развития личности ребенка; уровень развития определенных психических процессов, содержание различных сторон психической жизни детей;
- отбор системы методик для диагностики различных составляющих УВП;
- углубленное психолого- педагогическое изучение реализации потенциала детей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов, затрудняющих развитие детей;
-подобрать конкретные методики для обследования учащихся, которые позволяют выявить и оценить важные для сопровождения аспекты их психической жизни.
Задачами второй службы просвещения и консультирования являются:
- формирование у обучающихся, воспитателей, учителей потребности в психолого- педагогических знаниях;
- наполнить психолого- педагогическим содержанием просветительскую работу с педагогами; ознакомить их с психолого- педагогическим статусом ребенка и причинами возникающих у них психологических проблем;
- передача знаний о психологических закономерностях и особенностях возрастного и личностного развития детей в условиях образовательной среды интерната;
- передача знаний о методах психологического и дидактического проектирования учебного процесса, образовательной среды и ее разновидностей;
- выдача рекомендаций по способам улучшения как отдельных составляющих УВП, так и процесса в целом в работе с детьми.
Задачами третьей службы – службы коррекции и развития являются:
- наполнение коррекционно- развивающей работы содержанием, которое позволяет сопровождать развитие личности ребенка;
- модификация существующих коррекционно- развивающих программ в соответствии с требованиями и возможностями, которые предъявляют детям данная социально- педагогическая среда;
- психологическое сопровождение и поддержка детей, испытывающих трудности в обучении.

Последняя служба – Служба контроля за результатами работы Центра, где анализируются ключевые психологические, социально- педагогические параметры систем обучения и воспитания учащихся интерната.
Сфера направления представлена следующими структурами: методическая служба: МО. Цель: способствует созданию оптимальных условий для развития творческого потенциала педагогов и воспитателей (2005), Экспертный совет. Цель: оценка инновационных проектов, работа по актуальной проблеме, выход на конкретный продукт (2006-2007 учебный год), Центр диагностики и прогнозирования. Цель: систематическое изучение и отслеживание результатов УВП, систематизация диагностического материала, составление компьютерных баз данных на вопитанников (2007-2008); Научно- методический координационный Центр. Цель: координация научно- методической работы, координация работы МО, ТГ, ТЛ (2007-2008),Центр коррекции и развития. Цель: систематизация коррекционного УВ материала. (2007-2008); административно- хозяйственная службы, медицинская служба.
Сфера деятельности представлена урочной и внеурочной деятельностью, где проявляется деятельность самого ребенка в различных направлениях: интеллектуальной, творческой, эстетической, трудовой, спортивной и др. Следует отметить, что именно в этой сфере мы достигаем или нет желаемого результата (сформированная мотивированная личность ребенка, готовая самореализации; перевод ребенка на более высокий уровень обученности; спортивные или творческие достижения ребенка и другое).
Сфера контроля представлена ВШК, который имея разнообразные формы направлен на отслеживание единой мониторинговой системы школы- интерната.
Школа-
интернат
Городская комиссия по делам
Модель взаимосвязи системы сопровождения ребенка школы-интерната с социальными институтами


МППК

несовершен-нолетних
УЮ
ГУ «РПБ»
ГУ «КОПБ»

ГОВД
Проку-ратура


ГЦВП

МСЭК
ВКК
СПЭК
ППЭК
Банк


* система комплексной помощи и поддержки в коррекционной школе-интернате
** сотрудничество коррекционной школы-интерната со специализированными службами города, области
*** сотрудничество коррекционной школы-интерната с комиссиями для детей с проблемами в развитии
СПЭК – судебно-психиатрическая экспертная комиссия
ППЭК – психолого-педагогическая экспертная комиссия
МСЭК – медико-социальная экспертная комиссия
ВКК – врачебно-консультативная комиссия
ГЦВП – государственный центр по выплате пенсий
УЮ – управление юстиции
ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия
ГОВД – городской отдел внутренних дел
Следует отметить, что содержательным компонентом деятельность Центров связана с методическими объединениями, которые являются первичными в плане диагностического и коррекционного направления.
Методические объединения

Диагностика (УВП, ВП) Коррекция Просвещение
Центры

Необходимость оптимизации учебно- воспитательной деятельности диктуется так же задачами совершенствования коррекционно- развивающего обучения этой категории детей в условиях их интеграции в общеобразовательную школу.