В«Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроке, направленная на развитие индивидуальных способностей»ыступление на МО

МБОУ «Средняя школа №9»






Выступление на заседании МО учителей начальных классов
по теме:
«Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроке, направленная на развитие индивидуальных способностей»








Васильева Наталья Евгеньевна
учитель начальных классов.










2015 год


Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие самостоятельной деятельности, воображения, мышления, творчества, принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. При активном и в большей степени самостоятельном участии ребёнок на каждом этапе учебной деятельности - принимает учебную проблему, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы, самостоятельности выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Самостоятельная деятельность учащихся – это многообразные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности школьников, осуществляемой ими по заданиям, без непосредственного участия учителя. Выполнение этих заданий требует от учащихся активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных познавательных задач и использование ранее усвоенных знаний и имеющегося собственного опыта.
На примере урока « Окружающий мир» по теме - Строение тела человека рассмотрим виды самостоятельной деятельности учащихся на уроке.
Например: 1этап урока. Орг. момент.
Цель данного этапа: эмоциональный настрой и включение детей в учебную деятельность. (Загадка)
С обучающимися интересно начинать работать с загадок, стишков с пропусками слов, орфограмм и т.п. Можно предложить выбрать одноклассника, которому сейчас хочется пожелать успеха (написать без ошибок, разобраться в новой теме, получить пятёрку и т.д.).
Если у вас герой на уроке присутствует или вы отправляетесь в путешествие, то можно придумать соответственно теме и карточку для этой ситуации, (описание героя, качества героя, пожелания герою, приветствие герою, найти лишние слова, предметы, какое будет путешествия, что необходимо для этого путешествияи т.д.). На этом этапе плавно продолжаем направлять их мышление в нужное русло заинтересованности в будущей теме урока.
Например: (Под песенку дети самостоятельно как кто может, рисуют.)
2 этап. Актуализация опорных знаний.
Цель: Актуализация ЗУН, достаточных для построения нового способа действий, тренировка соответствующих мыслительных операций, создание затруднений в индивидуальной деятельности.
( Далее опираясь на личный опыт детей, выясняем из каких частей получилось тело человечка, и тут же предлагается самостоятельно сравнить это строение с телом человека. Мы выясняем, что знают ученики про тело настоящего человека, так же назовем, части тела или нет ).
(С помощью наводящих вопросов дети выясняют, что человек имеет внешнее строение тела, но показать эти части тела все правильно, ещё не могут, а желание уже есть). Выполняя разминку, дети самостоятельно выясняют, что внешнее строение тела человека им хорошо знакомо. Поэтому, работая в паре, самостоятельно справляются с заданием, показывая части тела человека.
(Гигиена). Далее развивая мысли детей, приходим к выводу о том, как беречь части тела и коллективно выполняют тест.
3 этап. Постановка учебной проблемы. Цель этого этапа будет создание проблемной ситуации. Вопрос о том если вы не будите соблюдать личную гигиену, то пострадают только части тела.? А что у нас находится внутри? Вывод дети делали самостоятельно, но назвать главные внутренние органы не смогли. (внутренние органы). Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения.
4 этап. Открытие нового знания. На этом этапе урока ученики получают карточки для самостоятельного изучения темы и, работая по плану, подчёркивают ответы, рассказывают новую информацию друг другу.
5 этап. Первичное закрепление во внешней речи. Вместе или один из пары выступают, показывая изученный ими орган. По итогам выступлений детей и демонстрации опытов учителя, дети самостоятельно заполняют кластер.
6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель - рефлексия достижения целей, создание ситуации успеха.
( Заполняют табличку, нужно - нельзя.) По желанию дети выступают, индивидуально приводя отмеченные им аргументы Делают выводы по теме, заботе о собственном организме и т.д. итогом этого этапа является самостоятельное выполнение итогового теста по теме.
6 этап. Рефлексия. На этом этапе проводятся итоги, проводится самооценка деятельности на уроке, и получают домашнее задание разного уровня.


Самостоятельные работы, заключающиеся в решении нетиповых задач,
способствуют формированию у обучаемых знаний и деятельности, лежащих в основе решения нетиповых задач, когда осуществляется перенос знаний, умений и навыков. Такая деятельность сводится к поиску, формированию и реализации способа решения (3 уровень).

1 класс
- Найди слово в слове.
ПЕНАЛ -
ПОЛЮС -
ПИЛОТ _
- Составь из букв слова.
А, М, Й
Л, А, У, Н
Р, О, Ё, Л
- Подумай, как связаны слова в первой паре и допиши подходящее по смыслу слово вместо пропуска.
У птицы это крыло, у человека – рука.
У собаки морда, у человека - _________.
У машины – мотор, у человека - ___________.
2 класс
Тема: Корень
- Запиши пары слов в таком порядке:
а) однокоренные слова;
б) формы одного и того же слова.
Еловый – ельник, дождик – дождиком, трава – травинка и т. д.
- Как ты думаешь, прав ли Саша, который под буквой а) записал птица – птицы? Почему?
Тема: Омонимы.
- Найди «спрятанную» шутку.
Ел старик хлеб с ухой, откуда же
Под столом рыбьи кости?
- На чём основана шутка?


Творческие самостоятельные работы.
Дидактическая цель творческих самостоятельных работ - создание предпосылок для творческой деятельности .

1 класс
- Составь предложения по картинке.
- Составь предложения по схеме.
- Придумайте слова к схемам.












2 класс
Тема: Значение слова.
- Слова иней, роса называют явления природы. Назови и запиши известные тебе явления природы. Составь и запиши с написанными словами предложения.



Самостоятельные работы творческого характера используются и на уроках «Литературного чтения», «Окружающего мира».

Литературное чтение, 3 класс.
Сочини загадки, скороговорки, сказки, двустишья, четверостишья.
Оформи книжки – самоделки на определённую тему.
Составь картинный план.
Расскажи историю от лица одного из героев.
Озаглавь каждую часть текста.
Окружающий мир, 3 класс.
Тема: Солнце – источник тепла.
подготовь рассказ «Если бы на Земле всё время была ночь»
Тема: Размножение растений.
подготовь книжку в картинках «Как человек использует плоды и семена растений?»


Самостоятельные работы в парах, коллективно, задания повышенной сложности.

Русский язык, 3 класс.
Тема: Правописание непроизносимых согласных.
- Прочитайте слова. Составьте с каждым из них словосочетание таким образом, чтобы придуманное слово начиналось с непроизносимой согласной, имеющейся в исходном слове.
Сонце, празник, грусный, звёзный, месный, тросник.
(Работа в парах)
Окружающий мир, 3 класс.
Тема: Животные – часть природы.
- Составьте рассказ «Человек и животные»
(Работа в парах)
- Расскажи о посещении зоопарка, цирка или театра зверей. Какое животное тебе особенно понравилось? Почему?


Очень важно обратить внимание на то, что при самостоятельном чтении про себя, при письме, при решении задач все учащиеся работают в разном темпе и требуют разную степень помощи. Скорость выполнения заданий для самостоятельных работ зависит не только от степени подготовленности учащихся, но и от их индивидуальных физиологических особенностей. Чтобы преодолеть возникшие в процессе обучения неравенства, использую в работе дифференцированные задания.
Для этой же цели применяю многоуровневые задания. Объём и трудности заданий увеличиваются от уровня к уровню. Первый уровень соответствует оценке «3», второй – оценке «4», третий – оценке «5». Для каждого предмета свои варианты заданий. Главным при выполнении таких заданий является включение механизмов саморегуляции. Ученик сам выбирает, стоит ли ему выполнять минимальное задание или решать задания более сложного уровня.
Пример.
Математика, 4 класс.

1 уровень
1. Выполни сложение и вычитание:
82139 - 40253
+7951 31349

2. Выполни умножение и деление:
.2613 .702 5505 : 15
8 49 42000 : 175

3. Имеется 168 трёхлитровых банок с томатным соком и столько же литров морковного сока в двухлитровых банках. Сколько имеется банок с морковным соком?
4. Измерь длину и ширину прямоугольника и вычисли его периметр и площадь.








5.* Во сколько раз увеличится площадь квадрата, если длину каждой его стороны увеличить в 2 раза?
6.* На покупку 3 кг яблок мама потратила пятую часть денег. Сколько килограммов яблок она бы купила на все деньги?
2 уровень
1. Запиши числа столбиком и выполни сложение и вычитание.
78217 +51896
410653 – 1954
2. Выполни умножение и деление:
3680 · 29 111780 : 54
403 · 158 126027 : 603

3. В 4 пакета разложили поровну 3 кг сосисок. Осталось разложить в такие же пакеты
5 кг 250 г сосисок. Сколько пакетов для этого потребуется?

4. Начерти прямоугольник, ширина которого равна 30 мм, а длина в 2 раза больше ширины. Вычисли его периметр и площадь.

5.* На каждый костюм пришивают 8 пуговиц. В коробке 25 пуговиц. Для скольких костюмов хватит этих пуговиц?

6.* Сколько значений имеет выражение: а : 20?
3 уровень
1. Найди значение выражения:
201010 – 96512 + 890364
2. Выполни умножение и деление:
360 · 127 250315 : 5
209 · 506 628320 : 204

3. Полотенце в 4 раза дороже носового платка. Купили 12 носовых платков и 8 полотенец. За платки заплатили 72 рубля. Какова стоимость полотенец?

4. Длина клумбы прямоугольной формы равна
1 м 60 см, а ширина – 8 дм. Вычисли периметр и площадь клумбы.

5.* Игорь спешит на электричку и идёт со скоростью 6 км/ч. От дома до станции ровно 1 км. Хватит ли ему двадцати минут, чтобы успеть к поезду?

6.* Верно ли утверждение: «Если периметр двух прямоугольников равны, то равны и их площади»?


Главное достоинство таких заданий это полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящих от уровня к уровню. Задания могут быть написаны на доске, на карточках, возможна выдача заданий на дом. Опыт использования разноуровневых домашних заданий показал, что при работе дома большинство ребят выполняют все задания, затрачивая разное время на эту работу. У учеников возникает устойчивая мотивация к более быстрому и качественному выполнению заданий не только в классе, но и дома.
Важным аспектом при самостоятельной работе является контроль. В своей практике использую виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя, контроль со стороны родителей. Конечный этап контроля – внутренний самоконтроль. Переход к внутреннему самоконтролю означает, что правильные учебные действия сформированы, и необходимость во всех видах внешнего контроля отпала. Движение к внутреннему самоконтролю снимает постепенно необходимость подготовки средств обратной связи и позволяет перейти к овладению творческими, эвристическими видами деятельности.
Таким образом, систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником, выполнению наблюдений и опытов) при правильной её организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний; развитию их познавательных и творческих способностей; развитию мышления; ускоряются темп формирования у учащихся умений и навыков практического характера; при сочетании самостоятельной работы с различными видами домашней работы у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельности. Это позволяет постепенно наращивать темп изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.









13PAGE 15


13PAGE 14115




15