ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В рамках кружка « Я гражданин Символы России.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В рамках кружка « Я гражданин »
Подготовила и провела С.АКуценко,
учитель начальных классов МБУ школы № 91 (Б)

Общая характеристика учебного занятия
Тема
Тема «Символы России»

Цель
способствовать становлению у учащихся гражданского самосознания
  познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;
  способствовать развитию навыков  аналитического мышления, речи и памяти учащихся;
  воспитание чувства гражданства, формирование уважительного отношения к государству и государственной символике.


Основное содержание темы, термины и понятия
Россия, Российская Федерация, герб, флаг, гимн, президент, иногурация.

Планируемый результат






Предметные
УУД


Знать и правильно применять понятия.

Уметь применять полученные знания на практике.




Личностные: развитие познавательных мотивов

Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи; волевая саморегуляция

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с партнером, взаимодействие в паре

Познавательные:
Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации

Логические: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, синтез как составление целого из частей, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Межпредметные связи

Учебный предмет (курс)
Формы работы
Ресурсы

Окружающий
Фронтальная, парная
Презентация, аудиозапись
дидактический материал, .



Структура учебного занятия (этапы)

Мотивационный этап

Цель
Содержание

Организация, мотивировка учащихся на обобщение полученных знаний и применение их на практике
















Слайд 1  Заставка «3 коня»
Ребята, мы начинаем наш классный час. Внимание на экран!


Актуализация знаний
Слайд 2 Отрывок из мультфильма «Гора Самоцветов»    –  Ребята, сейчас мы с вами посмотрели отрывок из мультфильма. Что вы узнали? (Ответы учащихся)
Слайд 3 (При нажатии мышкой (появляется ладошка) на определённое место территории  России, появляются слова Россия, Москва, Флаг, Гимн, Герб, Президент)
Нажимаем на верхний левый угол – появляется слово Россия. Нажимаем на верхний правый угол – появляется слово Москва.  Нажимаем на нижний левый угол – появляется слово Герб.  Нажимаем на нижний правый угол – появляется слово Флаг.   Нажимаем на середину слайда – появляется слово Президент.   Нажимаем внизу в середине – появляется слово Гимн.  
–  Ребята, о чём мы с вами поговорим в первую очередь? (О России) –  Что такое Россия? (Ответы учащихся)


Этап учебно-познавательной деятельности

Цель
Содержание

Постановка учебной задачи, обобщение полученных знаний и применение их в практической деятельности
Сообщение темы занятия

Слайд 4 и 5  (Учитель читает текст)  Россия
это 1/9 площади всей суши
это самая большая страна в мире
это более 100 наций и народностей
это страна, победившая во 2-ой мировой войне
это ракеты, автомат Калашникова, истребители СУ-27 пилотажной группы «Русские витязи»
это самые большие запасы газа и нефти в мире
это первый полет в космос (Ю.А.Гагарин)
это Пушкин и Толстой
это Гжель, Жостово, Хохлома, Вологодское  кружево и Городецкая роспись
это русский балет и фигурное катание
это самовары и русская печка
это русские матрешки,
балалайки и гармошки,  частушки и «Калинка-малинка»
это царь-колокол и царь-пушка, оружейная палата, алмазный фонд и янтарная комната
это шапки-ушанки и валенки, сарафаны и кокошники
это Сибирь, Волга, Уральские самоцветы, Байкал
Россия – это самая великая страна, на территории которой проживает самая великая нация, говорящая на самом великом языке!
Россия – моя Родина, я горжусь ею!
Работа над темой
Слайд 6  Родина
Что такое Родина? (Ответы учащихся)
Посмотрите какие определения слова Родина, я нашла в словарях.
У Михаила  Матусовского есть хорошие слова:
     С чего начинается Родина?
На этот вопрос каждый ответит по своему, у каждого свои представления о Родине. Но одно ясно, что Родина – это  самое дорогое, что есть у человека.
Слайд 7 Клип к песне «С чего начинается Родина?»
(После окончания клипа нажимаем на картинку и возвращаемся на слайд №3)
Слайд 3 
Мы поговорили с вами о России, о Родине, а о чём будем говорить дальше? (О Москве)
(Дети объясняют свой выбор)
Нажимаем на слово Москва
Слайд 8 
Москва – столица России.
Москва – это Красная площадь. Москва – это башни Кремля. Москва – это сердце России,  Которое, любит тебя. (О Москве нам расскажут сегодня на экскурсии)
Физминутка
 Выполняется под музыку «Москва майская» в исполнении Софии Ротару
Давайте немного отдохнём.
(После окончания песни нажимаем на картинку и возвращаемся на слайд №3)
Слайд 3
Почти вся территория планеты (за исключением южного и северного полюса) разделена на государства. У каждого государства есть свои оригинальные эмблемы или символы, по которым эту страну отличают от остальных. У каждого государства есть правительство и глава государства, в том числе и у России.
Кто является главой нашего государства? (Президент)
Нажимаем на слово Президент.
Слайд 9
Глава Российского государства – президент Владимир Владимирович Путин
Слайд 10 Инаугурация  президента – принесение присяги
Штандарт Президента России является главным символом президентской власти и представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов (цвета Государственного флага России). В центре - золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой.
На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента России и датами его пребывания на этом посту.
Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.
После принесения присяги Президентом России штандарт Президента России устанавливается в его рабочем кабинете, а дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в Московском Кремле.
Знак Президента России состоит из знака и цепи знака. Знак из золота представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны, покрытый рубиновой эмалью.
На лицевой стороне креста в центре – накладное изображение Государственного герба России.
На оборотной стороне креста посередине - круглый медальон, по окружности которого - девиз: «Польза, честь и слава».
Цепь знака из золота, серебра и эмали состоит из 17 звеньев, 9 из которых - в виде изображения Государственного герба России, 8 - в виде круглых розеток с девизом: «Польза, честь и слава». На оборотной стороне звеньев цепи знака помещаются накладки, покрытые белой эмалью, на которых золотыми буквами выгравированы фамилия, имя, отчество каждого Президента России и год его вступления в должность.
После принесения присяги Президентом России знак Президента России хранится в резиденции Президента в Московском Кремле.
           (Нажимаем на картинку и возвращаемся на слайд №3)
Слайд 3 
Государства отличаются друг от друга географическим положением, языком, на котором разговаривает народ, своей историей, традициями, своими символами. Символов  у государства несколько, и мы с ними сегодня познакомимся.
У всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать о какой стране идет речь.
Каждый гражданин Страны должен знать ее государственные символы.
Какие вы знаете символы нашей Родины!
Это герб, флаг и гимн.
Нажимаем на слово Герб.
Слайд 11, 12, 13  Герб
 У России величавой На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад и восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он России дух свободный.
Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия. Он олицетворяет добро и добродетель. Георгий убивает копьем черного змия – символ зла.
Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.
Ребята, а где мы можем увидеть изображение герба?
Герб – это эмблема государства,  он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
(Нажимаем на печать в нижнем правом углу и возвращаемся на слайд №3)
Слайд 3 
Второй наш символ – это флаг
Что вы знаете о флаге? (Ответы учащихся)
Нажимаем на слово Флаг.
Слайд 14 
(Текст для учителя, если дети не смогут рассказать о флаге)
Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.
Кто из вас знает, как иначе называют флаг? (Знамя)
Эти слова означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – голландское. Раньше на Руси знамя еще называли стягом. Знамена появились еще в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.
Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый. Синий. Красный.)
Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.
Белый означает мир, чистоту совести, благородство. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.
Синий цвет – это вера и верность. Народ любит Россию и верен ей.
Красный цвет – огонь, отвага, героизм и сила. Люди всегда защищали свою Родину.
Когда поднимают флаг? (Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.)
Мы гордимся нашим флагом – ему уже более трехсот лет.
Флаг, как и герб – отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность. Впервые бело-сине-красный флаг дал русскому флоту и армии царь Петр I.
В России эти цвета издавна почитались, и имели еще и такие значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие. (По щелчку мыши появляются определения цвета на флаге)
(Нажимаем на флаг и возвращаемся на слайд №3)
Слайд 3 
– О каком символе России мы еще не говорили? (О гимне)
Нажимаем на слово Гимн.
Слайд 15, 16, 17   –  А вы знаете, что такое гимн?
ГИМН - это торжественная песня. У каждого государства есть свой Гимн. Музыка гимна неторопливая и величавая. В ней поется о любви к Родине, об уважении к ее истории, о красоте ее природы, о надежде на прекрасное будущее.
Государственный гимн один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождают знаками высшего уважения.
При исполнении гимна все присутствующие встают, а мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь или салютуют оружием.
Гимн всегда поют и слушают стоя.
Гимн исполняется на торжественных праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях, при награждении спортсменов.
Музыку гимна написал  Александр Александров. Текст написал Сергей Михалков.
А сейчас мы встанем и исполним главную песню нашей Родины.
ЗВУЧИТ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН» (слайд №17)  муз. А. Александрова слова С. Михалкова
(По окончании гимна нажимаем на верхний правый угол и возвращаемся на слайд №3)
Мы с вами поговорили обо всём, а теперь давайте проверим, что вы сегодня узнали.


Этап рефлексии

Цель
Содержание

Оценка результатов деятельности

Слайд 18  Проверь себя
Итог:
О чем шла речь на занятии? (О государственной символике)
Что означает слово герб? Расскажите, где помещают герб страны.
Из каких основных изображений состоит герб России?
Какие цвета у Государственного флага России? Что они означают?
Кто является автором слов и музыки гимна РФ?
О чем говорится в гимне?
Рефлексия
А теперь возьмите лепесточки (у каждого на столе лежат лепесточки – белые, синие и красные). Наклейте лепесточек на поляну цветов.


\
















15