Статья Формирование гражданских качеств личности на уроках истории и в внеурочной деятельности


ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Калинкина Светлана Анатольевна,
преподаватель истории
ГАПОУ ТКСТП
Актуальность вопроса о духовно-нравственном воспитании и формировании гражданской позиции личности в процессе ее обучения не вызывает сомнений. В современной образовательной системе много пишут и говорят об интерактиве, о мультимедиа-уроках, о применении ИКТ и забывают об одном самом важном, самом неистощимом, самом трудноизмеримом ресурсе урока - воспитательном.
Работая над проблемой формирования гражданских качеств личности студентов, я ориентировалась на актуальность данной проблемы. Федеральный Государственный стандарт выдвигает новые требования к работе педагога. Одна из главных задач - это формирование гражданских качеств и выработка гражданской позиции у подрастающего поколения. Добиться поставленной задачи можно через соединение важнейших компонентов воспитательно-образовательной деятельности: учебной, внеклассной и внеколледжной работы.
Поэтому целью деятельности преподавателя истории является -формирование гражданских качеств личности студента и воспитание активной гражданской позиции. Достижению этой цели помогут следующие задачи:
1. Создание условий в образовательном процессе для развития гражданской активности и ответственности студентов.
2. Повышение личностной мотивации студентов для участия в общественно-значимых делах.
3. Достижение общественной активности и творческой инициативы студентов.
4. Формирование умений видеть актуальные проблемы общественной жизни и стремления их решать во взаимодействии с другими людьми. 
Урок выступает действенным способом патриотического и гражданского воспитания молодого поколения. Наибольшая нагрузка по формированию гражданской позиции приходится на уроки гуманитарного направления: историю, литературу, обществознание, право, философию, ОБЖ и т.д.
На этих уроках формируется образ страны, представления об отношениях человека и государства, о ценности человеческой жизни, о правах и свободах человека, о нравственных основах культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традиций народов мира и многонационального народа России, передаваемых от поколения к поколению. Гуманитарные знания способны укрепить веру у студента в культурную уникальность своего народа, сформировать у него культурную идентификацию со своим народом и воспитать ответственность за судьбу своей страны.
Воспитательная цель урока по формированию гражданской позиции у молодого поколения приводит к развитию следующих понятий, взглядов, компетенций:
понятия основных социальных ролей - дочери, сына;
преемственность поколений, семейные традиции;
любовь к Родине, гордость;
гражданский долг;
активность жизненной позиции;
соблюдение правил и норм поведения;
верность долгу;
профессиональное самоопределение и польза обществу;
призвание и успех в жизни;
роль коллектива;
уважение других людей;
сопереживание и участие;
лидерская позиция и др.
Как предметник могу сказать, что история обладает большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании и формировании таких компетенций.
Актуальность содержания курсов истории чрезвычайно велика в связи с происходящими в обществе коренными изменениями. В последние годы патриотизм снова становится национальной идеологией нашего государства. Знания о своей стране, о происходящих в обществе процессах, обсуждение их и прогнозирование возможных результатов способствуют формированию социально значимых ценностных ориентиров: чувство причастности к судьбе Отечества, установку на активное участие в развитии своей страны, патриотизм, толерантность, правовую и политическую культуру. В связи с этим особую значимость придаю отбору содержания и тем для обсуждения со студентами. Важным результатом своей работы считаю научить студента осмыслению изучаемого материала, умению самостоятельно добывать знания и перерабатывать информацию. Главным звеном каждого урока является рефлексия, которая позволяет достигнуть максимально полной осознанности изученного материала. Это не простая проверка знаний, а возможность отследить то новое, что получено студентами на уроке, соотнести те знания, которые у них были, с теми, которые они приобрели. 
Основными приемами для формирования гражданских качеств личности при помощи излагаемого материала могут служить следующие:
- приведение примера (героизм воинов, в том числе земляков студентов, превосходство отечественной техники, профессионально компетентная деятельность российских городских специалистов, добросовестное и самоотверженное выполнение конституционного долга гражданами России и др.);
- использование сравнения, сопоставления, противопоставления (внешняя политика различных государств, возможности науки и образования в разных странах, уровень развития культуры и др.);
- яркий рассказ (народные традиции и обычаи большой и малой родины, эпизоды боевых действий, перспективы развития региона, города, профессионального образования, эстетика служения Отечеству, нравственный и профессиональный облик выпускников колледжа);
- разъяснение, разоблачение (фальсификация истории Великой Отечественной войны, необоснованные нападки на политику государства в Кавказском регионе, в Украине, на Ближнем Востоке и др.);
- анализ фактов, явлений (сильные и слабые стороны в экономическом развитии страны, противоречия в развитии духовной сферы общества);
- позитивное отношение к народным традициям, истории России, будущему выпускников колледжа. Конструктивные высказывания о положении дел в учебной группе, колледже;
- уважительное и доверительное отношение к студентам, недопущение ущемления их личного достоинства; положительный эмоциональный фон высказываний по социальной тематике и др.
Воспитательное воздействие на студентов оказывает система отношений, складывающаяся в ходе занятий. Определяющее влияние на характер этих отношений оказывает личность преподавателя, мастера производственного обучения, их педагогическое мастерство. Такие качества, как идейная убежденность, высокоразвитое гуманитарное мышление, патриотизм и гражданственность, безупречная нравственность, научная подготовленность, высокий уровень общей культуры в сочетании с профессиональным мастерством имеют решающее значение. Педагог воспитывает студента личным примером — внешним видом, доброжелательным взглядом, тоном речи; эстетикой позы, осанки, походки.
Отличительной чертой преподавания истории является проблемность изложения, открытое обсуждение «острых» вопросов, как истории, так и современности, использование разных источников информации (в том числе электронных). На учебных занятиях и во внеклассной работе со студентами использую Интернет-ресурсы: www.istrodina.com – сайт журнала «Родина», www.idf.ru/almanah.shtml- электронный альманах «Россия. ХХ век»,www.warheroes.ru- биографии Героев Советского Союза и России, http://www.wciom.ru - Всероссийский Центр изучения общественного мнения, www.school-collection.edu.ru –  единая коллекция цифровых образовательных ресурсов и др.
Большое значение необходимо придавать использованию общественных ресурсов: приглашение для участия в занятиях специалистов в различных сферах жизни общества, организация выездных учебных занятий, различные события и мероприятия, в которых студенты должны принимать участие совместно с преподавателями. Использование общественных ресурсов позволяет расширить рамки учебной деятельности, получить реальный и взвешенный взгляд на сложные политико-правовые и социально-экономические явления, создать условия для профессиональной ориентации и социализации студентов.
Формирование гражданских качеств обеспечивают и общеколледжные мероприятия: тематические литературно-музыкальные вечера, посвященные Дню Победы, Уроки мужества, выходы к памятным местам, экскурсионные поездки, общероссийские акции. Анализ проведенных мероприятий, таких как «Мы салютуем Победе!», «Войны священные страницы навеки в памяти людской», выявили ответственное и трепетное отношение студентов к их подготовке и проведению. И особенно радостно удивили нас студенты-зрители, которые проникновенно и серьезно воспринимали всю преподнесенную им информацию.
Таким образом, становится очевидной необходимость модели интеграции патриотического начала в суть современного профессионального образования, его патриотической ориентации, в становление молодого специалиста, гражданина, патриота, ответственной личности российского общества.
Патриотизм есть то, что не имеет специализации, не придается к аттестату, диплому, ни тем более к должности. Патриотизм есть достоинство и совесть, ибо он - морально-психологическое здоровье общества. Потенциал патриотизма — это инвестиция в будущее. Именно поэтому можно со всей ответственностью заявить такую идею: «Через патриотизм, интегрированный в образование, - к возрождению России»!
Итак, формирование гражданско-патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс, для которого в нашем учебном заведении созданы необходимые условия, и их формирование возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую гражданскую деятельность.
Библиографический список:
1.  Бурлаков А. И., Похилюк А. В. О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодежи // Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2002.
2.  Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
3.  Лукьянова В. П. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.
4.  Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
5.  Устякин В. Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.