Доклад на педагогическом совете: Системно-деятельностный подход к обучению


Педсовета №4. 2015-2016 уч. год «Качество образования и возможности его повышения в современных условиях образования»
В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Современный педагог Марк Поташник определяет «Качество образования – это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса, иными словами соотношение цели и результата, мера достижения цели.
Прежде чем начать обсуждение названной проблемы, дадим определение терминам «образование» и «качество образования» Это важно, так как даже словари дают разное толкование терминов.
По мере развития науки и практики понятие «образование» претерпевает изменения, развивается, дополняется, конкретизируется с учетом новых требований и условий. В нынешнем обыденном сознании понятие «образование» ассоциируется с передачей и освоением социального и культурного опыта, с передачей культурных ценностей, становлением личности.
В школе XXI века образование все больше должно становиться самообразованием. И тогда хороший педагог – это не искусный формовщик детской личности, а искусный создатель условий, при которых эта личность как можно раньше становится творцом собственного саморазвития. Сегодня на педсовете мы будем рассматривать понятие «образование» в широком смысле включающем в себя обучение, воспитание и развитие.
Что же понимается под термином «качество образования»?
Каждый работающий в сфере образования сразу может сказать, что основные показатели качества образования в том или ином учреждении - это показатели ЗУН, результаты поступления выпускников в вузы, итоги предметных олимпиад того или иного уровня. Но только ли эти параметры определяют качество образования?
Понимание качества образования претерпело на протяжении последних лет существенные изменения. Традиционно оно рассматривалось как достижение запланированных результатов, отраженных в образовательных программах, и приравнивалось уровню обученности учащихся, имело количественное выражение.
В словаре понятий и терминов по законодательству РФ об образовании (В. М. Полонский) «качество образования выпускников» трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательной организации в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.
Таким образом, понятие «качество образования» предстает как соотношение цели и результата, мера выполнения цели. Иначе говоря, образование, полученное школьником, признается качественным, если учащиеся достигли высоких результатов достижении поставленных целей, которые формулируются обычно в модели выпускника.
Модель выпускника - примерный, желаемый образ личности школьника. Это тот идеал выпускника, на достижение которого направлена деятельность педагогического коллектива образовательной организации.(слайд)
Общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Актуальность выбранной темы объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым Федеральным государственным образовательным стандартам уже на втором уровне образования. Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом.
В связи с этим актуальной является проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений школьников.

Прежде всего меняется её роль и функции в образовательной программе. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательной программы, но и как:
•самостоятельный и самоценный элемент содержания;
•средство повышения эффективности преподавания и учения;
•фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;
•регулятор программы обучения.
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих
Аксиом оценивания:
•Всегда есть более одного метода оценивания для каждой цели
•Ни один метод не может адекватно оценить все разнообразие способностей ученика
•Важно провести предварительную проверку, чтобы увидеть подходит ли метод для данной программы.
•Невозможно использовать все методы (время и ресурсы)
•Необходимо установить приоритеты использования методов
•Нет идеального метода для измерения всех целей/результатов
•Необходимо использовать имеющиеся в наличие ресурсы
•Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.
•Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут».
•Например, нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками («Вы не справитесь с контрольными государственного стандарта!») и т. п.•У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.
•Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кто-то из учеников получил от педагога оценку вроде: «у тебя «два» по нравственности, «незачёт» по патриотизму» и т.п.
•Обеспечение личной психологической безопасности ученика.
•Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса.
При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленного за период обучения отметок.
Анализ работы лицея за последние несколько лет показывает низкий уровень качества обучения учащихся.

Следовательно, актуальность вопроса качества обучения очевидна. Контроль за качеством знаний в нашем лицее проводится в системе. Регулярно проводится мониторинг показателей качества знаний в целом по классам, по отдельным учителям-предметникам, по отдельным предметам и направлениям. По полученным данным также проводится анализ информации. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.
Неудовлетворенность современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению. На новое отношение к качеству образования должно уделяться внимание всех участников образовательного процесса. Одна из главных проблем — отношение отдельных учителей к качеству знаний учащихся. В развивающейся школе показатель качества должен включать: уровень знаний, уровень развития, уровень воспитанности.
Среди учащихся 9-11-х классов нашего лицея было проведено анкетирование. Данные анкетирования показали следующее
Отметьте правильные, на Ваш взгляд, ответы.
Вопрос 1. Как Вы понимаете: «Что такое качество знаний?»
Ответы.
Когда в классе много отличников и хорошистов;
Количество «4» и «5» получаемых учащимися;
Оценки, успеваемость, стремление ученика получить положительные оценки;
Качество знаний – это желание учить и учиться;
Положительный результат ученика;
Подготовленность ученика по школьным предметам;
Когда ученик отвечает на любой вопрос учителя;
Когда ученик читает не по учебнику, а берет все из головы;
Человек, который не у кого не списывает;
Вопрос 2. От желания учителя или желания ученика в большей степени зависит качество знаний учащихся?
От желания учителя - 5%
От желания ученика - 81%
От желания учителя и ученика – 14%
Вопрос 3. Какие действия должен предпринять учитель, чтобы качество знаний, оценки стали лучше?
Ответы.
Учитель должен объяснять материал интересно и понятно;
уроки должны быть интересными для каждого;
Помогать ученику, если что-то не получается, давать советы, рекомендации;
Проводить дополнительные занятия, помогать учащимся
Постоянно спрашивать
Вызывать родителей в школу и информировать их об успехах и неудачах своих учеников
Меньше задавать на дом.
Вопрос 4: Какие действия должен предпринять ученик, чтобы его качество знаний, его оценки стали лучше?
Ответы.
больше времени уделять выполнению домашнего задания
Использовать дополнительную литературу;
Больше заниматься самостоятельно; попросить помощи у учителей или родителей, если что-то не понятно;
Никаких;
Не отвлекаться на уроках;
Ходить на дополнительные занятия;

Таким образом, качество образования определяется:
- качеством образовательных результатов – предметные и межпредметные компетенции, ситуационное поведение (деятельностная составляющая), способность к осмыслению и оцениванию возникших ситуаций (рефлексивная составляющая). Творческие успехи (личностная составляющая);
- качеством процесса достижения этих результатов – управленческо-организационные условия (стабильность основного состава педколлектива, системность и адресность в обучении педколлектива), валеологические условия (социально-психологическая поддержка учащихся, педагогическая диагностика учащихся), условия получения общего образования (профили, образовательные программы по уровням образования, количество и спектр предметов по выбору учащихся, материально-техническая оснащенность образовательного процесса, соблюдение прав учащихся в образовательном процессе), сочетание основного и дополнительного образования (доступность внеурочной деятельности для обучающихся всех категорий, наличие кружков, секций, системы работы с учреждениями культуры), комфортность образовательной среды;
- ценой достижения этих результатов, т.е. затратой кадровых ресурсов (кадровая обеспеченность, профессиональная квалификация учителей, нагрузка педагогов), здоровьесберегающих ресурсов (объем учебной нагрузки учащихся, режим обучения учащихся, объем домашних заданий), обеспеченность учебниками и УМК.
Нельзя сегодня ни сказать о факторах, влияющих на качество знаний

Уровень индивидуальных особенностей учащихся (интересы, мотивы, склонности, способности, психологический тип и т.п.)знаний
Уровень профессионального мастерства учителя
Традиции и новации в обучении (содержание, объем, технологии и методы обучения). Уровень подготовленности к обучению
Состояние учебно-методического обеспечения учебного процесса (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика)
Внешнее влияние (семьи, взрослых, друзей, одноклассников и т.п.)
Физиологические факторы
Система оценивания знаний учащихся
Педагогическое взаимодействие детей и взрослых. Уровень коммуникативных отношений
Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?
Вдумайтесь в эти слова.

Сухомлинский: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”.
Чем больше мы воспитываем успешных учеников, тем больше мы понимаем, что работаем качественно.

Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создает пробудившийся у школьника интерес к предмету. Существует широкий спектр способов и приемов развития такого интереса.
Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношение учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций и т. д.
Слагаемых в работе учителя-предметника очень много. Я думаю, что этот список должен быть дополнен, продолжен, но это разговор следующих семинаров, педсоветов. Опыт, который представят учителя, имеющие успех, могут использовать все педагоги.

Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов:
•Личностные
•Метопредметные;
•Предметные.
Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности, формирование внутренней позиции школьника, развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности, развитие системы ценностных ориентаций выпускников начального, основного и среднего уровня школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, чувства и личные качества.
Под метопредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные – коммуникативные и способы регуляции своей деятельности:
•Планирование;
•Контроль;
•Коррекция.
Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, в рамках внеурочной деятельности, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный материал обучающимися в ходе изучения учебного предмета.
К основным результатам общего образования стандарт относит:
•формирование универсальных и предметных способов действий, опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования;
•воспитание основ умения учиться – способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
• индивидуальный прогресс развития личности.
Документ, который конкретизирует, уточняет требования ФГОСов к образовательным результатам являются «Планируемые результаты освоения образовательных программ». Таким образом, оценка достижения требований стандартов сводится к оценке достижения планируемых результатов.
Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Концепция и требования стандартов указывают, что к результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании:
•системы научных знаний и представлении о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах,
•умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
•коммуникативных и информационных умений.
Такая переориентация не только отвечает потребностям образовательного процесса, но и меняет место и роль системы оценки.
Особенности системы оценки достижения требований стандарта к образовательным результатам.

Как уже отмечалось, ФГОС второго поколения имеет новые особенности. Основные особенности стандартов второго поколения – подход к стандарту как общественному договору, нацеленность стандартов и регулируемого ими учебного процесса на достижение результата – требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса:
•организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников;
•отбор и организацию учебного материала;
•учебную среду.
Прежде всего меняется её роль и функции в образовательной программе. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательной программы, но и как:
•самостоятельный и самоценный элемент содержания;
•средство повышения эффективности преподавания и учения;
•фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;
•регулятор программы обучения.
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих принципов:
•оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
Аксиомы оценивания:
•Всегда есть более одного метода оценивания для каждой цели
•Ни один метод не может адекватно оценить все разнообразие способностей ученика
•Важно провести предварительную проверку, чтобы увидеть подходит ли метод для данной программы.
•Невозможно использовать все методы (время и ресурсы)
•Необходимо установить приоритеты использования методов
•Нет идеального метода для измерения всех целей/результатов
•Необходимо использовать имеющиеся в наличие ресурсы
•Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.
•Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут».
•Например, нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками («Вы не справитесь с контрольными государственного стандарта!») и т. п.•У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.
•Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кто-то из учеников получил от педагога оценку вроде: «у тебя «два» по нравственности, «незачёт» по патриотизму» и т.п.
•Обеспечение личной психологической безопасности ученика.
•Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. [2.2][1]
При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленного за период обучения отметок.
•Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся.
•Оцениваются с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
•Оценивать можно только то, чему учат.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценках.
В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством:
•Оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он принес в выполнение задания или в изучение темы;
•Учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;
•Учета способов демонстрации понимания материала, изученного каждым ребенком;
•Побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения.
В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой.
Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации ОУ и т.п.), результаты которых не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.
Новые образовательные стандарты внесли изменения не только в содержание образования, но и в требования к результатам обучения, и в подходы к диагностике и к оценке результатов. Перед педагогами встали следующие вопросы:
•В чем особенность предметных, метапредметных и личностных результатов и как их оценить?
•Как оценивать сформированность действий, а не просто наличие знаний?
•Как по-новому использовать отметки, уровни достижений?
•Как фиксировать новые результаты, чтобы ими пользоваться?
•Какие современные формы и методы оценивания применять?

Постепенное введение Образовательных стандартов в учебный процесс способствовало постепенному ознакомлению, подбору, апробации форм и методов оценивания; выявление скрытых рисков при нововведении, продумывание оформление и способы передачи для взаимоконтроля между всеми участниками образовательного процесса; понимание, что система оценки результатов будет развиваться, по ходу её внедрения, будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.Учёт индивидуальных особенностей.
Притча Джорджа Х. Риверса «Школа для животных».
Однажды животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы «нового мира». И они организовали школу.
 Они составили программу занятий, которая состояла из беганья, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных.
Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но е нее были посредственные оценки за полет и еще хуже – за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно. Но посредственные оценки по этой школе засчитывались, так что это никого не беспокоило, кроме самой утки.
Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании.
Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. У нее также произошел срыв из-за переутомления, и она получила тройку за лазанье и двойку за бег.
Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали.  На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему.
В конце года аномальный лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса.
Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научил своих детей охотиться и позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу.
Какова мораль данной притчи? (Учет индивидуальных способностей)
Методы оценки знаний, умений и навыков с учётом индивидуальных особенностей (работа по группам)
Использование, стимулирующий функции оценки - мощное средство в руках учителя с помощью которого можно добиться очень многого. Прежде всего оценка должна быть справедлива. Под этим понимается как оправданность ее с точки зрения качества ответа, так и понятность ее для ученика. Далее, психологическая грамотность подразумевает умение учесть индивидуальные особенности учащегося, представить глубину психологических пластов, задаваемых оценкой и степень воздействия на учащегося. Скажем, ребятам хрупкого душевного склада, обладающим  большой впечатлительностью, нередко можно причинить психологическую травму неосторожно высказанным оценочным суждениям.
Поэтому важнейшим компонентом педагогического мастерства учителя является умение найти верный тон для высказывания своей оценки.
Давая оценку, каждый учитель думает о дальнейшем росте ученика. Оценивая,  так или иначе, он преследует определенные цели. Педагогические знания и умения, опыт и интуиция в сочетании с основополагающей педагогической позиции учителя – чувством ответственности перед подрастающим поколением и обществом. Но будет ли при этом, действительно достигнут ожидаемый эффект, сказать с абсолютной уверенностью никогда не возможно.
Так как учебно – воспитательный процесс идет под руководством учителя, то все переживания учащегося, связанные с учебным трудом, обязательно отражаются на его взаимоотношениях с учителем и, следовательно, являются показателем педагогического мастерства учителя.
Мастерство педагога состоит, в частности, в том, чтобы увеличить вероятность получения желательных состояний ученика и уменьшить вероятность получения нежелательных состояний. Не бывает учащегося, который бы, переступая порог школы, не хотел учиться и иметь положительные оценки. Есть ученики, не умеющие  учиться, есть которым учение дается трудно, и есть, которым что - то может мешать учиться.
Причины могут быть разными, но последствия получаются схожими – не умеющие учиться и  не имеющих нормальных условий к учению постепенно становятся не желающими учиться, "трудными" учениками, если учитель формально относится к результату и оценке учебного труда таких учащихся.
4. Безотметочная система оценивания
Сегодня перед учителем стоит задача – не передать ребёнку определённую сумму знаний, умений и навыков, а сформировать такие умения, которые позволят ему успешно учиться в дальнейшем, развить самостоятельность учебных действий. Все эти изменения влекут за собой и изменение системы оценивания учебных достижений.
В последние годы педагогами ведётся поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.
При безотметочном обучении используются такие средства, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребёнка, с другой – не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определённому критерию, различные формы графиков, таблиц, «Листов индивидуальных достижений», технологических карт, в которых отмечаются уровни учебных достижений ребёнка по множеству параметров. Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребёнка и его родителей.
Основными принципами безотметочного обучения в школе являются:
• дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
• контроль и оценивание строятся на критериальной основе, выработанной совместно с учащимися;
• самоконтроль и самооценка учащегося предшествуют контролю и оценке сверстников и учителя.
            Функциями самооценки и самоконтроля являются определение учеником границы своего знания-незнания, выявление своих возможностей на разных этапах обучения.
            Функцией контроля и оценки является определение педагогом уровня обученности личностного развития учащихся.
            Безотметочная система контроля и оценки предметных знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предметов учеником и не подразумевает сравнения его с другими детьми.