Статья Реализация ФГОС при проведении интегрированных уроков в условиях вечерней школы


Реализация ФГОС при проведении интегрированных уроков в условиях вечерней школы
Аликина Ирина Анатольевна,
Учитель истории и обществознания
МАОУ В(С)ОШ г.Березники
Вопросы введения нового стандарта образования Федеральных Государственных Общеобразовательных Стандартов (далее ФГОС), предусматривающего самостоятельные виды деятельности учащихся, практическое применение предметных и социальных знаний в настоящее время особенно актуальны. Желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов на овладение способами взаимодействия с миром, учительское сообщество приходит к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса.
Концепция социально-экономического развития России до 2020 года предусматривает высокий уровень общественного участия в управлении образовательной системой.
Главная задача ФГОС – организовать деятельность обучающегося, направленную на достижение результатов образования.
В условиях реализации ФГОС педагогическое сообщество учителей нашей школы пришло к выводу, что целью вечерней школы как учебного учреждения становятся не только давать знания, но и формировать умения:
- ставить цель и добиваться ее;
- составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия;
-самостоятельно добывать и применять знания;
- ясно выражать свои мысли.
Принятый в 2010 году ФГОС общего образования рассматривается как инструмент консолидации, государства, социального и гражданского заказов образования. При этом основную образовательную программу конкретное образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно с учетом его специфики, контингента и профессиональной подготовки педагогического коллектива.
Стандарты нового поколения требуют в образовании смещения на активную деятельность. Среди наиболее эффективных форм работы при системно-деятельностном подходе являются интегрированные уроки, которые создают особые условия для его реализации, именно поэтому в настоящее время им отводится достойное место в работе учителя вечерней школы.
Педагогическими исследованиями установлено, что интегрированные уроки способствуют дискретности обучения в рамках предметно-нормативной модели. Дело в том, что использующееся ранее традиционное обучение закладывало в сознание учащихся дискретную картину мира и являлось причиной того, что ученики самостоятельно не переносят знания из одной предметной области в другую. Нет целостной картины мира, нет целостного представления о событиях, явлениях, закономерностях развития, есть лишь разрозненные без всякой системы знания по отдельным предметам и областям. Перед школой возникла необходимость перестроить учебный процесс в соответствии с запросами общества. Существующая система общего образования не обеспечивает должного уровня развития навыков самостоятельной работы учащихся.
Анализируя результаты экзаменов, текущие ответы учащихся вечерних школ на уроках, можно отметить разрозненность их знаний и умений. Большинство учеников неспособно связать воедино, систематизировать исторические, литературные, социальные процессы. Мало того, учащиеся нередко смешивают эпохи, века, искажают суть, идею исторических, общественных процессов, описываемых в исторических и художественных произведениях. Выход из такого положения дел, многие преподаватели видят в проведении интегрированных уроков при реализации ФГОС.
В нашей школе была создана творческая группа «Интегрированные уроки гуманитарного цикла», для того чтобы на практике увидеть преимущества или какие-то особенности уроков подобного типа. Примерная тематика интегрированных уроков на литературно-исторической, литературно-культурной, историко-биологической основе. Подобные уроки в нашей школе были проведены в 7, 9, 10 классах. В 7 классе был проведен учителями истории, русского языка и литературы урок на тему: «Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины». Педагоги после проведения урока пришли к такому выводу, что учащиеся работали легко и с интересом, усвоили обширный по объёму материал, переключаясь с одного вида деятельности на другой; раскрытие учителем истории общественной обстановки того времени способствовало лучшему пониманию духовных возможностей человека, нравственных понятий в поэме Некрасова. Учащимся стала более понятна связь исторического времени и созданного литературного образа. Это позволило углубленно раскрыть тему и достичь цели урока.
Учителем высшей квалификационной категории нашей школы была разработана система интегрированных уроков по литературе для 9 классов. Уроки были спланированы на основе проблемно-эмоционального погружения, имели выход на проблемы нравственно-эстетического содержания. Они различались по формам и приемам, например «Реквием» Ахматовой в контексте эпохи с использованием видеомы Вознесенского, аудиозаписи «Реквиема» Моцарта; «Разум или чувство?», где был использован наглядно-поисковый метод, частично-поисковый метод.
Интересен опыт проведения интегрированного урока повторительно-обобщающего плана в 9 классе - «Великая Отечественная война». Урок проводился преподавателями разных дисциплин – истории и биологии. Контроль знаний, умений, навыков осуществлялся на основе различных видов деятельности. На определенном этапе урока – при повторении «Блокады Ленинграда» - учителем биологии был предложен материал об ученом Вавилове, который был создателем уникальной коллекции селекционной пшеницы, сохраненной в осажденном городе, несмотря на все трудности военного времени. В ходе игрового момента у учащихся была сформирована связь, казалось бы, разных научных дисциплин, когда знания одного предмета способствует лучшему усвоению материала другой науки. При рассмотрении вопроса о войне СССР с Японией, учащиеся получили домашнее задание: «Выявить воздействие лучевой болезни на человеческий организм» На уроке были использованы презентации по истории, биологии, видеоролики.
Педагоги нашей школы решили продолжить опыт проведения уроков подобного типа. Подобные уроки позволяют лучше усваивать материал, понимать связь между различными дисциплинами. Преимуществом этих уроков является то, что они снимают утомляемость и перенапряжение, что способствует успешной адаптации обучающихся вечерней школы. Однако, подготовка такого урока, требует от учителя большой и кропотливой работы.
Таким образом, интеграция - необходимое условие современного учебного процесса, построенного в соответствии с новыми стандартами обучения ФГОС. Интегрированное обучение, несомненно,- образование будущего, а одна из важных идей - это осуществление интеграции в самых различных аспектах.
Особую ценность, интегрированный урок приобретает в связи с тем, что позволяет сформировать у учащихся ряд важнейших метапредметных умений и навыков, предусмотренных ФГОС: навыки работы с информацией, умение составлять план своей деятельности; выделять главное в большом объеме информации; умение анализировать; умение творчески применять знания в новых ситуациях; навыки ведения дискуссий. Как видим из вышесказанного, ФГОС II поколения требует от нас нового подхода к обучению детей, которых мы не должны учить, а должны научить учиться.
Список литературы
1.Авдеева О.Ф. Интегрированные уроки. //Педагогическая мастерская. – 2007. - № 6. – С. 49-51.
2.Власенко В.А. Принципы организации информационной среды учебного проекта по информатике. //Информатика и образование. -2013. - № 4. – С. 47-51.
3. Губанова Е.В. Федеральный государственный образовательный стандарт: формируем заказ. //Народное образование. – 2011.- №7. – С.116-123.
4. Губанова Е.В. Разработка образовательных программ: управленческий аспект. //Народное образование. – 2011.- №9. – С.111-115.
5. Тарасенко Л.И. Компьютер, как инструмент для работы с информацией и контроля знаний учащихся на уроках русского языка в классах компенсирующего обучения в условиях вечерней школы. //Педагогическая мастерская. – 2007. - № 1. – С. 25-28.