Разработка урока по ОБЖ на тему Безопасное поведение на водоемах в различных условиях (8 класс)


Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №4
с углубленным изучением отдельных предметов
Асбестовского городского округ
Разработка урока
по теме: «Безопасное поведение на водоемах в
различных условиях»
Учебный предмет: «Основы безопасности жизнедеятельности»
Раздел курса: «Обеспечение личной безопасности в повседневной
жизни»
Класс: 8
Разработчик: Лысенко Виктор Васильевич,
учитель ОБЖ,
высшая квалификационная категория
г. Асбест
2016 год
Тема: «Безопасное поведение на водоемах в различных условиях»
Цель урока:
- Вооружить знаниями по правилам безопасного поведения на водоемах в
в различных условиях;
- Развивать информационную и коммуникативную компетентности;
- Формировать представление о жизни как самой большой ценности;
Задачи:
1. Расширение знаний об опасных ситуациях на воде и особенностях воды в различные сезоны года. (П);
2. Развивать умение выражать личностное отношение к поведению людей на воде с точки зрения сохранения жизни и здоровья. (Л)
3. Продолжить отрабатывать опыт совместного поиска, анализа и отбора информации из предложенного кейса. (МП)
4. Умение устанавливать причинно-следственные связи между поведением человека и возможными последствиями. (МП)
5. Определить возможности применения разработок в повседневной жизни. ( Выход на взаимодействие с инспекцией по маломерным судам для совместного рейда по берегу реки Рефт. )

Планируемый результат:
- Оформить и представить листовки с десятью «НЕ» при нахождении на водоеме в различные сезоны года и плакаты, предупреждающие людей об опасности льда
Технология: Кейс-стади.
Конструкт урока:
№ Этап урока Содержание, действия учителя Характер действий учащихся Виды УУД Оценка Результат Время
1 Организационный момент Приветствие, проверка готовности к уроку Демонстрируют готовность к уроку Самоорганизация Оценка готовности (учитель) Общий настрой на работу 2 мин
2 Подготовительный (мотивационный) ЦелеполаганиеЗадают вопросы РУД. Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и того, что еще неизвестно Оценка учителя и самооценка учеников Сформулировано название урока. Мотивация. 15 мин.
Распределение по группам Учащиеся поочередно приглашаются для работы в группе по принципу выбора
КД. Умение интегрироваться в группу Объединение в группы Введение в ситуацию. Предлагает учащимся поставить перед собой цель урока. Знакомятся с состоянием водоемов в различные сезоны года. Постановка самоцели ПУД. Извлечение информации из прослушанного Понимание сложившейся опасной ситуации на водоемах. Получение информации. 3 Основной 1 раунд: Знакомство с заданием.
Поиск путей
решения. Составление текста листовки с десятью «НЕ» чего нельзя делать на воде в различные сезоны года.
2 раунд: Представление листовок и дополнение их содержания участниками других групп.
3 раунд:
Составление синквейна .
Смысловое чтение. Выделяют из текста
проблему. Моделируют ситуацию и составляют памятку. ПУД. Поиск и выделение информации.
Построение
логической цепи рассуждений.
КУД. Планирование сотрудничества и умение выражать свои мысли. Наблюдение за работой в группах. Листовка из десяти «НЕ».Синквейн. 23 мин.
Заключительный Оценка Отвечают на вопросы. Самооценка РУД. Выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что еще нужно узнать. Предложения того где и как применить полученные знания и разработанную памятку. Выход на внеурочную деятельность.
-распространить листовки среди отдыхающих на пляже;
-организовать рейд по берегу с целью поверки наличия предупреждающих знаков;
-изготовить и установить таблички предупреждающие отдыхающих о возможной опасности. 5 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент -2 мин.
- приветствие
- вопросы: «С каким настроением пришли на урок?»
«Как ваше самочувствие?» и т.д.
- проверка готовности к уроку (дневник, учебник, тетрадь, принадлежности)
2. Подготовительный этап (мотивационный) – 15 мин.
- демонстрация фрагмента учебного фильма «Правила поведения на воде» (3 мин.)
- целеполагание Вопросы: Какие вы знаете состояния воды? (Жидкое, твердое, парообразное)
Какое состояние наиболее опасное?
В каком состоянии вы используете воду в повседневной жизни?
Возникали ли опасности с вами или с близкими вам людьми при обращении с водой?
Как вы думаете, почему возникают такие опасности?
Всегда ли мы выполняем правила поведения на воде?
Как вы думаете, мы вольны делать все, что нам угодно на воде?
Формулируется название урока: «Чего мы НЕ можем делать на воде»

- распределение по группам
Учитель предлагает выйти к доске четырем желающим, которые в свою очередь предлагают выйти еще по одному человеку в каждую группу, вышедшие приглашают по одному человеку и т.д. - формируется группа.
- введение в ситуацию ( получение новых знаний)
Учитель рассказывает о:
- состоянии температурного режима воды в водоемах;
- качественном состоянии льда в зимний и весенне-осенний периоды;
- причинах получения травм и гибели на водоемах;
- последствиях опасных ситуаций на воде;
- несчастных случаях на воде.
Учитель: Увидев сюжет поведения людей на воде и прослушав информацию предлагаю вам сформулировать каждому для себя цель урока к которой мы вернемся в конце урока.
3. Основной этап (работа групп с кейсами) – 23 мин.

Кейсы:
1. Прочитайте текст. Дайте оценку действиям юношей. Оцените ситуацию, увиденную ими на берегу (предположите что происходит, каковы причины) В соответствии с этим определите проблему, над которой вам предложено поработать. Дополните памятку с точки зрения чего нельзя делать на водоеме и предложите варианты использования того, что вами будет разработано.

Текст: Закончился учебный год для Сергея и Михаила успешно. Теперь они, награжденные бесплатной путевкой за отличную учебу, загорали на берегу Черного моря. Ведя неспешную беседу, услышали крики о помощи.
- Серега, чего будем делать? – спросил Мишка.
- Мишка, смотри, здесь спасательная служба работает на уровне, уже спешит на помощь.
- Слушай, Серега, а почему это могло случиться с девушкой?
- Да элементарно просто – она не соблюдала правила поведения на воде, помнишь, нас учили этому на ОБЖ
- Серега, я эти правила видел на берегу, на стенде. Пойдем, прочитаем.
Так, обсуждая увиденное, они подошли к стенду. Внимательно прочитали.
- Мишка, здесь написано только как себя нужно вести, а про то, чего нельзя ничего - заметил Серега.
- Ну, давай допишем…


2. Прочитайте текст. Дайте оценку действиям юношей. Оцените ситуацию, увиденную на берегу (предположите что происходит, каковы причины) В соответствии с этим определите проблему над которой вам предложено поработать. Наглядно в виде плаката предупредите людей об опасности на водоемах в весенний период (укажите признаки опасного льда) и предложите варианты использования того, что вами будет разработано.
Текст: Весна в этом году наступила неожиданно рано. Стояла замечательная погода: журчали ручьи, деревья готовы были распахнуться во всей своей красе. Вот в это время, время подъема настроения и общего воодушевления, наши друзья (Саня, Тимофей и Игорь) решили отдохнуть на лоне природы. К месту отдыха продвигались не спеша, болтали, шутили и так незаметно подошли к речке. Река выглядела тоже приветливо. Белесый лед, местами весенние проталины – следы рыболовецких лунок, на берегу шуршал прошлогодний камыш, а до льда рукой подать.
- Ну, кто первый? - спросил Игорь.
- Конечно - же Саня – ответил Тимофей.
Саня,,воодушевленный поддержкой друга, смело шагнул на лед. Через минуту но оказался по - пояс в холодной речной воде. Друзья помогли ему, но задумались над тем, почему он попал в такую ситуацию и поняли, что нужно как-то предупредить посетителей водоемов о признаках весеннего льда.
Прослушав тексты кейсов сформулируйте, пожалуйста, цель работы в группах.
После обсуждения в группах проводится общее обсуждение с дополнением от групп и оценкой работы групп. Составление синквейна со словом вода. Особое внимание обращается на состояние воды с точки зрения ее опасности, выдерживание логичности.
Синквейн:
ВОДА
Мутная Холодная Недоброжелательная
Течет Бурлит Затягивает
Вода может причинить вред
Опасность
4. Заключительный – 5 мин.

Ответы на вопросы:
-Что нового вы узнали на уроке?
-Удовлетворены ли вы работой в группах и почему?
-Уверены ли в том, что правильно поняли и решили проблему?
-Где можно применить полученные сегодня знания и разработанную листовку?
Кейс №1
Прочитайте текст. Дайте оценку действиям юношей. Оцените ситуацию, увиденную ими на берегу (предположите что происходит, каковы причины) В соответствии с этим определите проблему, над которой вам предложено поработать. Дополните памятку с точки зрения чего нельзя делать на водоеме и предложите варианты использования того, что вами будет разработано.

Текст: Закончился учебный год для Сергея и Михаила успешно. Теперь они, награжденные бесплатной путевкой за отличную учебу, загорали на берегу Черного моря. Ведя неспешную беседу, услышали крики о помощи.
- Серега, чего будем делать? – спросил Мишка.
- Мишка, смотри, здесь спасательная служба работает на уровне, уже спешит на помощь.
- Слушай, Серега, а почему это могло случиться с девушкой?
- Да элементарно просто – она не соблюдала правила поведения на воде, помнишь, нас учили этому на ОБЖ
- Серега, я эти правила видел на берегу, на стенде. Пойдем, прочитаем.
Так, обсуждая увиденное, они подошли к стенду. Внимательно прочитали.
- Мишка, здесь написано только как себя нужно вести, а про то, чего нельзя ничего - заметил Серега.
- Ну, давай допишем…