Лабораторная работа Кислородсодержащие органические соединения

Лабораторная работа

КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ-

Цель работы:
Освоить качественные реакции на многоатомные спирты и альдегиды ознакомиться со свойствами карбоновых кислот.

Оборудование:
Раствор глюкозы
Раствор формальдегида
Аммиачный раствор оксида серебра
Горячая вода в широком стакане
Раствор гидроксида натрия
Уксусная кислота
Раствор глицерина
Раствор сульфата меди
Индикаторы – фенолфталеин и метилоранж
Раствор карбоната натрия или калия
Стружки магния

Требования безопасности:

1. Сначала прочесть инструкцию и посмотреть демонстрацию опыта, а затем приступать к работе. Работать предельно собранно и аккуратно. Убрать со столов все предметы, кроме тетрадей.
2. Тщательно продумать все свои действия.
3. Не нюхать реактивы и не пробовать их на вкус.
4. О всех непредвиденных случаях и ошибках, а также фактах пролива реактивов сразу сообщать преподавателю.

Порядок выполнения работы:

Опыт 1 Качественная реакция на многоатомные спирты (глицерин)

Сначала получите гидроксид меди (II). Для этого налейте в пробирку на высоту 1-1.5 см раствор сульфата меди (II) и добавьте в 2-3 раза больше раствора гидроксида натрия. Отметьте цвет осадка. Напишите уравнение реакции. Теперь прилейте примерно столько же раствора глицерина (или немного больше), сколько прилили щелочи. Запишите, что наблюдаете. Осторожно покачайте пробирку, слегка ударяя ладонью, чтобы ускорить растворение осадка. Составьте уравнение реакции. Какое вещество является реактивом на многоатомные спирты?

Опыт 2 Реакция серебряного зеркала – качественная реакция на альдегиды

В абсолютно чистую пробирку прилейте 2 мл аммиачного раствора оксида серебра. Осторожно добавьте немного раствора формалина или глюкозы, приливая по стенке пробирки. Что наблюдаете? При необходимости, поместите пробирку в стакан с горячей водой. Не встряхивайте и не перемешивайте раствор! Напишите уравнение реакции. Как называется этот реактив на альдегидную группу?




Опыт 3 Глюкоза – альдегидоспирт

а) В пробирку налейте раствор сульфата меди на высоту 1-1.5 см и добавьте в 2-3 раза больше раствора глюкозы. Затем прилейте столько же гидроксида натрия, сколько добавили глюкозы. Что наблюдаете? Как характеризует глюкозу эта реакция?
б) Поместите пробирку в стакан с горячей водой и наблюдайте изменение окраски до интенсивной розово-оранжевой. Как характеризует глюкозу данная реакция?

Опыт 4 Изучение свойств карбоновых кислот

Докажите, что уксусная кислота проявляет все общие свойства кислот:

а) К раствору уксусной кислоты добавьте немного индикатора – метилоранжа. Как окрасился
индикатор? О чем это говорит? Напишите уравнение диссоциации уксусной кислоты;
б) В пробирку бросьте несколько стружек магния и добавьте уксусной кислоты (осторожно – реакция может идти бурно и с сильным разогревом!) Напишите уравнение реакции.
в) Налейте в пробирку раствор щелочи (NaOH), добавьте индикатор – фенолфталеин и прилейте уксусной кислоты до обесцвечивания раствора. Напишите уравнение реакции.
г) К 1 мл раствора карбоната натрия или калия (осторожно – возможно бурное выделение газа!) добавьте уксусную кислоту. Напишите уравнение реакции и свои наблюдения.
д) Получите гидроксид меди(II), и прилейте уксусную кислоту до растворения осадка. Запишите наблюдения и уравнение реакции.
Напишите вывод по опыту 4, в котором охарактеризуйте свойства уксусной кислоты.