Оксиды — важнейшие бинарные соединения. 8 класс.


Тема: «Оксиды – важнейшие бинарные соединения»
Учебный элемент Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению
УЭ-0 Интегрирующая цель: в ходе работы на уроке вы должны: познакомиться с одним из важнейших классов неорганических веществ – оксидами и их составом; уметь записывать формулы оксидов по степени окисления и, наоборот, определять степень окисления по формуле; закрепить на оксидах знание химической номенклатуры; производить расчеты с использованием формул оксидов; знать практическое применение оксидов в жизни человека и роль в природе.УЭ-1 Входной контроль.
Цель: выяснить уровень усвоения изученного материала.
1.Запишите в тетради дату.
2.Выполните работу по вариантам (Приложение №1).
3.Проверка.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 5. Работа в тетради самостоятельно.
УЭ-2 Цель: выяснить ваш исходный уровень знаний по теме.
1.Запишите в тетради тему урока.
2. Из выполненного раннее задания дать краткую характеристику соединениям, которые вы назвали оксидами.
3.Проверка (содержат кислород, состоят из двух элементов, степень окисления О-2).
За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего - 3. Работа в тетради самостоятельно.
УЭ-3 Цель: прослушать приготовленные сообщения о разных оксидах и их практическом значении (работа групп по заданию к уроку, которое было выдано заранее).
1.Выступление групп по теме «Мы живем в мире оксидов» (по 2 минуты):
H2O - вода
SiO2 -кремнезем
CO2 – углекислый газ
Al2O3 - глинозем
CaO – негашеная известь
За каждое выступление от 1 до 5 баллов. Записи в тетрадь
УЭ-4 Цель: прослушать лекцию учителя, получить знания по теме «Оксиды».
1.Прослушайте лекцию учителя.
2.Составить ОК – схему.
3.Проверка.
За работу- 4 балла. Работа в тетради
УЭ-5 Цель: в ходе работы составить шифровальную запись представленных оксидов (групповая работа) (см. Приложение №2).
1.Составить шифровальную запись.
2.Проверка.
За каждый правильный ответ – 0,5 балла.
Всего – а) 7 баллов, б) 7 баллов. Самостоятельная работа в тетради
УЭ-6 Выходной контроль.
Цель: обобщить и закрепить полученные по теме знания.
1.Выполните работу по вариантам (см. Приложение №3).
2.Проверка.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего - 12 Самостоятельная работа в тетради
Оценки за урок и домашнее задание
37 - 43 5 Очень хорошо. Прочитать §18.
26 - 36 4 Хорошо. Прочитать §18, выполнить упражнение 1.
17 - 25 3 Тоже неплохо. Прочитать §18, выполнить упражнение 1, 2.
Приложение №1.
Вариант №1. CuCl2 , Al2O3 , MgS , P2O5 , Na4C.
Вариант №2. Al4C3 , CaCL2 , Na2S, K2O , CO2.
Вариант №3. ZnO, N2O3, AgCl, Li3N, K2S.
Приложение №2.
1.Составить шифрованную запись представленных оксидов с помощью условных знаков
а) по характеру входящих элементов (основные __ , кислотные ∩, амфотерные ∆ )
Li2O , Al2O3 , SiO2 , MgO , BaO , N2O5 , ZnO , CaO , P2O5 , FeO , Cl2O7 , K2O , Mn2O7 , SO3 .

б) по значению ст. ок. входящих в состав элементов (кроме кислорода) –
+1 __ , +2 ∩ , +3 ∆ , +4 ___ .
Al2O3 , Na2O , SnO2 , CuO , FeO , B2O3 , Ag2O , SiO2 , N2O3 , CO , Li2O , SnO , SO2 , BaO .
Приложение №3.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА ПО ТЕМЕ «ОКСИДЫ».
№ ВАР.1 ВАР.2 ВАР.3 ВАР.4 ВАР.5 ВАР.6
ВАР.7 N2O5 CaOCr2O3 SO2 H2O CO
ВАР.8 Al2O3 SO3 Na2O NO Cl2O7 H2O
ВАР. 9 BaOP2O5 H2O Cu2O CO2 CrO3
ВАР.10 Ag2O H2O MgOZnOPbOMn2O7
ВАР.11 SiO2 Cs2O NO2 H2O CoOFeOВАР.12 H2O CO2 SeO3 Fe2O3 CuOHgO1.Определить степени окисления элементов образующих оксид.
2.Дать название оксидам.
3.Определить молекулярные массы данных оксидов.
4.Определить характер данного оксида по входящим элементам.
ОК – схема
Оксиды
это сложные вещества
это бинарные соединения
в состав которых входит кислород со ст.ок. -2
Почти все химические элементы образуют оксиды.
Исключением является лишь инертные элементы (VIII группы), а также элементы, которые непосредственно с кислородом не соединяются, к ним относится золото(Au).
Для составления формул оксидов необходимо учитывать следующее ПРАВИЛО:
1.При написании формул кислород всегда пишут на втором месте.
2.В названиях оксидов вначале указывают слово оксид, а затем в родительном падеже название второго элемента.
BaO – оксид бария.
3.Если элемент может образовывать несколько оксидов, то после названия элемента в скобках указывают степень окисления электроположительного элемента римской цифрой.. CuO – оксид меди (II)
Cu2O – оксид меди (I )
Fe2O3 – оксид железа (III)
FeO – оксид железа (II) Физические свойства
Все оксиды в природе встречаются в разных агрегатных состояниях:
Г – оксид углерода, вода (пар)
Ж – вода, оксид серы
ТВ – оксид Fe(III), вода (лед)
Имеют различную окраску
CuO- черная
Cr2O3 –зеленая
Al2O3 –белый
Fe2O3 – красный
ОКСИДЫ ( Эл+пхО-2у )
2333625-63503629025-635
2209800175260СОЛЕОБРАЗУЮЩИЕ НЕСОЛЕОБРАЗУЮЩИЕ
590550-127002705100-12700 (CO, NO, SiO, N2O ) ОСНОВНЫЕ АМФОТЕРНЫЕ КИСЛОТНЫЕ
МеО ( n = +1,+2) Пер.Эл.О неМеО (n =+5,+6,+7)
Использованная литература:
Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. -М.: Дрофа, 2002.
Денисова В.Г. Химия. 8 класс: поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна. – Волгоград: Учитель, 2011.
Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8 класс. –М.: ВАКО, 2007.