Ранние государственные образования. Лекция.


Лекция №2. Ранние государственные образования.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: дать общеисторическое представление о развитии раннегосударственных образований на территории Казахстана.
Задачи:
-Обучающая: рассмотреть развитие общественного строя, охарактеризовать
племенные союзы на территории Казахстана, идеологию племен.
-Развивающая: развитие умения анализировать исторические периоды,
временного представления, творческих способностей.
-Воспитательная: воспитать уважение, самостоятельность,
мировоззренческую позицию.
Ключевые слова – ранний железный век, эпоха ранних кочевников, «звериный стиль», «Великое переселение народов» Могучие мужи, Туры с быстрыми конями, Авеста, Скифская тройка, Звериный стиль.
Ход урока:
Орг. момент
Опрос домашнего задания
Изучение нового материала
План:
1) Сакская эпоха на территории Казахстана
2) Усуни
3) Кангюи
4) Гунны (хунну)
5) Сарматы
1. САКИ – могущественное племя,
занимало основную часть территорий Казахстана в:
VII-IV в.в. до н.э.
Расселялись на территорий Казахстана :
Южный Казахстан Центральный
Казахстан Восточный Казахстан

«Могучие Мужи»------------САКИ--------------«Туры с быстрыми конями»
Персидские источники. Иранские источники.
Исторические ИСТОЧНИКИ-
тексты персидских царей Дария 1 и Ксеркса.
Священная книга древних иранцев - АВЕСТА.
Античные источники - труды Геродота, Страбона, Птолемея.

Сакские племена делились на 3 группы:
Заморские саки-
Парадарайя:
Сев.Причерноморье,
Вост. часть Приаралья,
Низовья рек: Сырдарья,
Амурдарья.
Саки- Хаомаварга:
Долина Мургаба,пределы областей Бактрии и Маргианы.
Саки-Тиграхауда:
Средняя часть реки Сырдарьи,на Тянь-Шане, Жетысу.

Родоплеменная структура была 4-ступенчатой:
1.СЕМЬЯ 2.РОД- 3.ПЛЕМЯ-ВОЖДЬ 4.РОДОПЛЕМЕННОЕ
РОДОВОЙ СОВЕТ ОБЪЕДИНЕНИЕ-
ПРАВИТЕЛЬ
7-3 в.в. до н.э. сакские племена объединились в союзы.
Система управления союзом племен.
Верховный вождь 1. избирался членами
или царь племени.
1.распределение
пастбищ м\у 2. забота об обеспечении,
племенами. вооружении, продовольствии.
2.установление Совет вождей
порядка пользо- (военные начальники 3. ведение переговоров
вания земель. племен) о мире и войне.
3.регулирование
военных столкно-
вений.
Народное собрание


ВОИНЫ ОБЩИННИКИ ЖРЕЦЫ
ВРЕМЯ ВЫСШЕГО РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ.
ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА.
Основной вид хозяйства- СКОТОВОДСТВО.
Занятия саков

РЕМЕСЛО ТОРГОВЛЯ СКОТОВОДСТВО ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
1.металлургия Виды: осёдлое, Ареал: Южный
2.ткачество кочевое, пастушеское. Казахстан.
Ареал: Восточный, Виды:
Центральный, Западный 1. ячмень
Казахстан. Тянь- Шань, 2. пшеница
Алтайские горы, Семиречье. 3. просо

В 1 тысячелетии до н.э. скифо-сакская культура сформировалась на территории от Монголии до Черного моря. Общие её черты были представлены в конской узде,вооружении и зверином стиле, так называемой «скифской тройке».
Факторы определяющие единство скифской культуры:
Территориальная близость перечисленных областей.
Общие признаки в социально-экономическом укладе.
Регулярные торговые, культурные и политические связи вдоль степей.
Культурно – мировоззренческая общность.
Степь становилась зоной, противостоящей Древней Греции, Персии, Китая.
Вооружение саков - лук и стрелы, кинжалы, мечи.
Искусство населения нашло в отражение в зооморфных изображениях на предметах конской сбруи, реже на оружии, предметах быта и культа.
Этапы развития «звериного стиля».
8-7 вв. до н.э. – АРХАИЧЕСКИЙ ЭТАП: животных изображали в статичной позе, без соблюдения пропорций.
6-4 вв. до н.э. – КЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП: животных изображали в движении, с соблюдением пропорций.
3-1 вв. до н.э. – ЭТАП ПОСТЕПЕННОГО УПАДКА: схематичное изображение животных, отдельные элементы переходят в орнамент (клюв, рога)
Степная цивилизация создала свою идеологию, основанную на культе солнца, представлениях о силах и круговороте природы, культе вождя – военного предводителе. Фигурка золотого барана была широко распространенным символом бога Митры. Золотые стрелы – лучи Солнца. Сам «Золотой человек» отождествлялся с солнечным божеством. Пара золотых коней означало «царский знак».
Знаменательным событием казахстанской археологии, имеющим мировое значение, стало открытие захоронения в кургане «Иссык» в 1969 году. Раскопками руководил К.А.Акишев. В кургане «Иссык», в погребении «Золотого человека», была найдена серебряная чаша, на дне которой вырезана надпись из 26 знаков. Она еще не прочитана. Одни ученые считают, что надпись выполнена на одном из иранских языков, другие на прототюрском. Также обнаружены 4000 тыс. золотых пластин, выполненные в стиле скифо-сакского звериного стиля.
2) В конце 1 тысячелетия до н.э. на территории Казахстана возникли новые племенные союзы, пришедшие на смену сакам. Это усуни, кангюи, сарматы, аланы.
Земли саков-тиграхауда в Семиречье заняли племена:

УСУНЕЙ, которые пришли из Центральной Азии во 2 в. до н.э.
Говорили УСУНИ на древнетюркском языке.

Занимали территорию от реки ЧУ на западе до Тянь-Шаня на востоке, от озера Балхаш на севере до побережья Иссык-Куля на юге.
ЧУГУЧЭН- столица усуней, город КРАСНОЙ ДОЛИНЫ.
Находилось на берегу ИССЫК-КУЛЯ.
Государство УСУНЕЙ делилось на 3 части:

Восточную Западную Центральную
Усуни вели упорные войны с кангюями и гуннами за пастбища, торговые пути. Имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем.
Первые сведения об усунях появляются в конце 2 века до н.э.
Китайский император У-ди из династии Хань в поисках союзников в борьбе с хунну направил посольство на запад во главе с Чжан Цянем, но

был взят в плен Хунну, сумел сбежать и оказался в СЕМИРЕЧЬЕ, откуда и привез СООБЩЕНИЯ об усунях, которые упоминаются как «УСУНЬ-ГО», т.е. ГОСУДАРСТВО УСУНЕЙ. Среди них были племена СЭ (саки) и юэчжей.
Численность населения государства составляла-
630 тыс. человек
Войско 188 ты.чел., в состав которого входила дружина усуньского правителя- 30 тыс. конников.









ГУНЬМО

( Верховный правитель)
Усуньское общество не было однородным, в нем имелись: богатые люди, племенная родовая знать, дружинники, жрецы и рядовые скотоводы и земледельцы.
Имевшие 4-5 тыс. лошадей



считались самыми богатыми.
своих лошадей метили,
ставили тавро, ТАКИМ ОБРАЗОМ определяя свою
собственность.
Военачальники, крупные чиновники имели
Менее знатные
имели

ЗОЛОТЫЕ И МЕДНЫЕ КАМЕННЫЕ И ГЛИНЯНЫЕ
печати печати
Одежда из грубошерстных тканей, кожи, овчины.
Одежда из шелковых и тонких шерстяных тканей.

ЗНАТНЫЕ УСУНИ РЯДОВЫЕ УСУНИ
СКОТОВОДСТВО: играло определяющую роль.
Разводили лошадей, овец. Коз. Двугорбых верблюдов, ослов. Кочевые усуни жили в юртах. Оседлое население и земледельцы жили в кирпичных, построенных из сырого кирпича и в каменных жилищах.
Умели: плавить железо, из которого изготавливали серпы, ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного металла и благородных металлов ювелиры делали бусы, серьги, украшения для одежды. Ткать, прясть, обрабатывать шкуры. Занимались резьбой по кости и камню. Для измельчения зерна из двух плоских камней делали ручную мельницу.
Интерес представляет диадема, найденная в Каргалинском ущелье, недалеко от г. Алматы. На высоте 2300м. Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35 см и шириной 4,7 см, украшена изображениями зверей, птиц и людей в окружении сложного растительного орнамента. Композиция на диадеме состоит из трех частей, разделенных изображениями крылатых коней на пьедесталах. В центре расположен дракон, группы животных, находящиеся слева и справа от него, направлены друг к другу. Диадема украшена вставками из бирюзы, сердолика, альмандина. Выполнена ювелиром, жившим в период с 1 в. до н.э. – 2 в. н.э. Главной идеей каргалинской диадемы было изображение модели вселенной.
3) КАНГЮИ


В 3 в. до н.э.
На юге Казахстана. Занимали территорию в бассейне Ставка- БИТЯНЬ
Сырдарьи и в предгорьях Каратау полит-е,эконом-е,культур-е
связи с Китаем,Парфией,
Римом,Закавказьем.
Население занималось СКОТОВОДСТВОМ и ПОЛИВНЫМ ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ.


преобладало коневодство выращивали злаковые культуры.
и овцеводство, также разводили каменные и металлические мотыги.
коров,верблюдов,яков.
Население состояло из 120 тыс.семей, 600 тыс.душ, строевого войска в 120 тыс.человек.
Собирательство
плодов
Рыболовство
Охота

+ + + +
Строительство водохранилищ

Строительство
прудов



Плавили железо, изготавливая из него оружие и орудие труда.
Из глины делали посуду способами круглой лепки и на гончарном круге.
В племенах КАНГЮЕВ - имущественное неравенство, население становится зависимым от знатных и состоятельных старейшин и вождей - военачальников. ВЛАСТЬ передается по наследству, от отца к сыну.
С середины 1 в. до н.э. у усуней и кангюев начались междоусобицы.
4) ГУННЫ (ХУННУ)
3 в. до н.э. во главе – ШАНЬЮЙ (правитель) по имени МОДЭ.

Запад-поход Север-подчинил племена Юг-успешно воевал с
против юечжей Саяно-Алтая ханьским Китаем,
и усуней. Договор –«О мире и родстве»
получил в жены китайскую царевну,
обязал платить хунну дань.
55 г. до н.э. разделение хуннского государства на 2 части: Южную и Северную.
Резиденция властителя северных гуннов Чжи Чжи

Северо-западная Монголия вблизи озера Кыргыз-Нур

Отсюда совершал походы на соседние племена усуней и Китай

Тем самым начинается междоусобная война м/у Северным и Южным
государствами хунну

Чжи Чжи заключает союз для совместной борьбы
Правитель Кангюй пригласил Чжи Чжи в Таласскую долину-дал право командовать кангюйской кавалерией. Отдал в жены свою дочь.
с государством Кангюй с гос-м УСУНЬ
Однако Чжи чжи не смог разгромить усуней, назревал конфликт м/у ним и кангюйскими аристократами


Шаньюй отказался подчиниться обычаям
кангюйцев, в гневе убил дочь правителя Чжи Чжи был изганан из
Кангюев, именитых людей и несколько ставки кангюйского
сотен простого народа. правителя и ушел на реку
Талас,где стал строить
город (строили 2 года).
Усиление Чжи Чжи сильно беспокоило китайскую империю, попытка нейтрализовать его дипломатическим путем не удалась, и китайцы стали готовиться к войне.
Несмотря на героическую оборону, китайцы ворвались в город и захватили крепость.
Чжи Чжи был пленен, с многочисленной родней-всего 1818 человек(обезглавлены).
1200 воинов отданы в награду вассальным князьям усуней и Ферганы.
93 г. н.э. - Вторая волна переселения гуннов.
Проникли на Сырдарью,
в Приаралье,
Центральный ,
Западный Казахстан.
В 4 в. до н.э. хунну вместе с другими
кочевыми племенами достигли южно-русских степей, дошли до
Дуная и поселились в Венгрии под именем гуннов.
В первой половине 1 тысячелетия н.э. меняется антропологический тип жителей Казахстана. У племен Семиречья и Южного Казахстана появляются монголоидные черты.
Главную роль в жизни хунну СКОТОВОДСТВО
- занимались земледелием
- высокое развитие военного дела: Основа войска - подвижная маневренная конница.
- важную роль также играла – ОХОТА.
В хуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений.
ХУННУ делились на 24 рода, во главе – старейшины

Старейшины составляли совет

Народное собрание (3 раза год)
Решали важные государственные дела.
Частно-семейная и личная собственность на скот и на землю.
Во главе – ШАНЬЮЙ князья «темники» - сыновья, братья или близкие
родственники шаньюя.
- Всего темников было 24 по количеству родов. Каждый из них имел свой участок земли для кочевки.
- Темники в своих владениях назначать тысячников, сотников.
- Шаньюй мог отобрать у провинившихся темников владения.
- Тем же правом обладали темники по отношению к тысячникам, сотникам и десятникам.
- Должности и высшие чины имели наследственный характер.
- Для содержания аппарата управления взимались налоги.
- Имелась письменность.

ВЫВОД: таким образом, появление у гуннов частной собственности на скот и землю, существование примитивного бюрократического аппарата, введение налога как форма эксплуатации, наличие права свидетельствовали о переходе хунну к классовому обществу и государству.
В 3-5 в. н.э. у степных племен развивается искусство так называемого «полихромного стиля».
- Инкрустация : вставка из цветных камней.
- Зернь : напаивание золотых шариков на основу.
- Скань : напаивание витой проволочки.
- Шнуровое плетение тончайших золотых проволочек
- Перегородчатая эмаль : заливка отдельных гнезд специальным составом.
Полихромный стиль сменил скифо-сакский звериный стиль.
Истоки этого замечательного ювелирного искусства уходят к началу 1 тысячелетия до н.э.
Уже в 7-5 вв. до н.э. в Казахстане были известны два технических приема – инкрустация и зернь.
5) САРМАТЫ

В VII в. до н. э. — III в. н. э.
объединившиеся в крупные племенные этот термин употребляется в античных
союзы, занимали районы Западного источниках с 3 в. до н.э.
Казахстана
Одно из сарматских племен, РОКСОЛАНЫ уже в 1 в. до н.э. достигли границ Мидии. Вслед за ними шли племена АЛАНОВ, населявших территории севернее Аральского моря. В конце 2 в. до н.э. РОКСОЛАНЫ выступают на стороне скифов в их войне с Диофантом, полководцем понтийского царя Митридата. В 1 в. до н.э. сарматы в союзе с Митридатом ведут войну с Римом. В 49 г. до н.э. римляне вместе с сарматским племенем АОРСОВ побеждают другое сарматское племя – СИРАКОВ, союзников боспорского царя. Аланы доходят до северного Причерноморья, позднее, вместе с хунну, они достигают Испании. Хунну заняли нынешнюю территорию Западного Казахстана в 4 в. до н.э. Поздние сарматы перенимают материальную культуру хунну. Сарматы задолго до прихода хунну, приняли их подданство и образовали конфедерацию племен на обширной территории от Центрального Казахстана до Придонья. Сарматы были ираноязычными племенами, но приход хунну положил начало их тюркизации и распространению тюркских языков. Важную роль в жизни сарматов играло
КОЧЕВОЕ СКОТОВОДСТВО.

Культура сарматов хронологически делится на 3 этапа.


Раннесарматская Позднесарматская
Среднесарматская
Вот что писал о них Геродот. Согласно легенде, савроматы произошли от брака скифских юношей с амазонками, которые после сражения при Фермодонте были пленены эллинами и на трех кораблях переправлялись через Черное море. Во время плавания амазонки перебили всех мужчин и, не умея обращаться с парусами и веслами, долго плыли по волнам. Наконец, пристали к Кремнам, которые находились в землях свободных скифов близ озера Меотида. После войны с приплывшими воительницами скифские юноши вступили с ними в брак и с частью своего имущества перешли в стан амазонок. Но амазонки попросили своих мужей переселиться из скифской страны за реку Танаис, объяснив эту просьбу тем, что лишили юношей их отцов, причинив великое зло стране, а потому их страшит мысль об обитании в этих местах. Юноши согласились на это. Переправившись через Танаис, они три дня шли на восток от реки и три дня на север от Меотиды. Прибыв, они поселились в этих краях. Археологические находки подтверждают это. Установлено, что в степях междуречья Дона — Волги, Заволжья и Урала существовала единая археологическая культура, отождествляемая исследователями с савроматами. В этой легенде содержится немало любопытных сведений о савроматах и в первую очередь об особом положении женщин, которые ездят верхом, стреляют из лука, бросают дротики, вместе с мужьями выезжают на охоту, выступают в походы и носят одинаковую с мужчинами одежду. Женским работам они не обучены. Ни одна девушка не выходила замуж, пока не убьет врага. Такой образ жизни савроматские женщины вели исстари. Надо думать, что в легенде отразилась существовавшая реальность, отличавшая общественное положение савроматских женщин, что и подчеркивалось Геродотом.
Рефлексия.
Какой период истории Казахстана начинает освещаться письменными источниками?
Назовите столицы государств усуней и канглов и их географическое месторасположение
Какую роль в жизни сакских племен играло искусство «звериного стиля»?
С историей какого из раннекочевых племен связано начало и развитие эпохи «Великого переселения народов»?
Подведение итогов.
Домашнее задание: выучить конспект, подготовиться по вопросам.