Урок черчения Шпоночное соединение


Подготовлен
учителем высшей категории
по ТО, ИЗО и черчению
Горловской ОШ № 35
Душкиной И.А.
Дата:…………….
Класс: 9
Тема: Шпоночное соединение
Цель:
повторить общие сведения о сборочных соединениях, проецировании геометрических тел, правила выполнения разрезов на сборочных чертежах,
дать понятие шпоночного соединения в механизмах,
научить выполнению чертежа шпоночного соединения с использованием
справочных таблиц;
способствовать развитию логического и аналитического мышления, пространственного представления и технической грамотности
способствовать развитию интереса к техническим дисциплинам
воспитывать точность и аккуратность при выполнении графических работ
Оснащение:
для учителя:
ТСО: проектор, ноутбук
Электронная презентация (содержит тестовый опрос для актуализации знаний, электронные плакаты для изучения новой темы),
понятия (для вывешивания на доску),
раздаточный материал для учащихся (ксерокопия страниц учебника «Черчение» под редакцией Сидоренко, фрагменты справочных таблиц),
макет шпоночного соединения,
швейная машина 2 класса «Подольск»
чертежный инструмент для работы на доске
видео фрагменты: «Долбление шпоночного паза», «Шпоночное соединение», «Работа механизма моталки в швейных машинах 2 класса»
для учащихся: раздаточный материал (нет учебников), рабочая тетрадь,
чертежный инструмент
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организация учащихся
Заход в кабинет
Организация рабочего места
Приветствие, настрой на позитив:
Всем доброе утро! Февральский утренний морозец всех взбодрил, разрумянил ваши щечки, солнышко добавило яркого света. Мир прекрасен! Давайте друг другу улыбнемся: мальчишки - девчонкам, девчонки - мальчишкам, я - вам, а вы - мне и с хорошим настроением начнем наш урок.
Проверка явки учащихся
Актуализация опорных знаний
Минута на повторение материала изученного на предыдущих уроках использование раздаточного материала для повторения – «Виды соединений», фрагмент справочной таблицы для болтового соединения.
Учащиеся отвечают на тестовые вопросы, которые появляются на доске (2,5мин) - правильный ответ на вопрос – 0,5 балла. Всего 2,5б.
- что такое сборочный чертеж?
- какие бывают соединения?
- что такое разъемные соединения?
- выбрать разъемные соединения деталей из перечня
- определить необходимые размеры болта для диаметра стержня 16мм,
пользуясь справочной таблицей
2.3. Взаимопроверка (работа в парах) – каждый правильный ответ - 1б (2,5мин)
Собрать опрос
Установление истины – проверяем вместе и кто ответил правильно аплодирует себе (1,5 мин)
1-в; 2 – в, г; 3 – б; 4 – а, в, д, ж, з; 5 – г
Молодцы! Аплодисменты прозвучали, как в концертном зале. Здорово!
Мотивация.
Слово учителя: мы уже знаем, что различные предметы, механизмы и машины состоят из множества различных деталей, что все эти детали между собой соединяются: разъемно или неразъемно и во время работы они могут быть подвижными или неподвижными. Так же мы знаем, что особую группу деталей на сборочных чертежах образуют соединения деталей. На прошлых уроках мы познакомились с крепежным соединением деталей с помощью резьбы и выполнили чертеж болтового соединения. Сегодня мы продолжим знакомство с новым видом разъемных соединений – со шпоночным соединением.
Восприятие и осмысление нового материала (с опорой на электронные плакаты в презентации и справочный материал учебника)
Шпоночное соединение – один из видов соединений вала со втулкой с использованием дополнительного конструктивного элемента (шпонки), предназначенной для предотвращения их взаимного проворота. Чаще всего шпонка используется для передачи крутящего момента в соединениях вращающегося вала с зубчатым колесом, шкивом. Шпоночные соединения – разъемные. Они позволяют осуществлять разборку и повторную сборку конструкции для дальнейшей работы
Из рисунков видно, что шпоночное соединение включает в себя три посадки:
вал-втулка (центрирующее сопряжение)
шпонка-паз вала
шпонка-паз втулки. 
По форме шпонки разделяются на
призматические,
сегментные,
клиновые
В стандартах предусмотрены разные исполнения шпонок некоторых видов, например, призматические шпонки с двумя закругленными торцами (см. раздаточный материал рис 221а) и б), с одним закругленным торцом, и с незакругленными торцами
Применение шпоночного соединения в быту мы увидим на видео фрагменте, который ознакомит некоторых учащихся (мальчиков) с принципом работы механизма моталки на швейных машинах 2 класса. Девочки на уроках трудового обучения неоднократно выполняли процесс намотки нитки на шпульку. Теперь я акцентирую ваше внимание на то, что здесь применяется шпоночное соединение.
Форма и размеры сечений шпонок и пазов стандартизованы и выбираются в зависимости от диаметра вала. Шпонка (простая) представляет собой металлический брус.
Внимание! Проблемная ситуация: только что на видео мы видели, что вал и шпонка выполнены как единое целое. У многих дома, возможно, есть швейные машины и они на практике служат много лет.
Проблемный вопрос: почему вал и шпонку на производстве не изготавливают, как единую деталь?
Мозговой штурм. Время обсуждения в парах или малых группах (по выбору учителя)1 -1,5мин. Ответ обосновать.
Вывод: достоинства шпоночных соединений в том, что они просты в конструкции, легки в сборке и разборке и достаточно дешевы.
Работа с учебником (раздаточный материал). Просмотрите пожалуйста материал учебника, подготовьте свои вопросы. (Как правило, учащимся все понятно)
Физкультпауза (на усмотрение учителя. Мною используются в 8-9 классах упражнения из методики М.С. Норбекова) 1-1,5 минуты
Графическая работа (дети в тетради, учитель на доске демонстрирует приемы рационального построения )
Записываем тему (напоминание: шрифт, карандаш)
Выписываем из справочной таблицы размеры 12х8 (5.5+3,8)
Выполняем чертеж в 2 проекциях с использованием разрезов (учитель задает вопросы, по применению местного разреза на втулке, правил штриховки сопрягаемых деталей)
Давайте покажем друг другу свои работы (по окончании)
Рефлексия:
Сегодня на уроке я узнал……
Сегодня на уроке я научился….
Мне понравилось…..
Мне еще необходимо………
Домашнее задание: подготовить формат А4, чертежные инструменты к
работе, проставить позиции, обозначить разрез, на
выполненном в классе чертеже, обвести в соответствии с
ГОСТами на линии повторить последовательность
построения шпоночного соединения;
желающим составить кроссворд, ребус (по выбору
учащихся) со словом «ШПОНКА»
Используемая литература:
Учебник «Черчение» под ред. Сидоренко
https://www.youtube.com/watch?v=ARVeyUDF56Ahttps://www.youtube.com/watch?v=hQSbiqeEuHM ( рекомендовано найти и посмотреть самим)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5http://www.sprav-constr.ru/html/tom2/pages/chapters9/ckm2.htmlФрагмент из видео (от второй до 3 минуты) https://www.youtube.com/watch?v=Rv1nya1ASHo