Конспект урока литературы Знакомство с произведением Е. Чарушина Яшка

Урок по литературному чтению в 1 «б» классе
учителя начальных классов Катлинских Л. Г.
Тема: «Е. Чарушин «Яшка», А. Кушнер «Что я узнал!».
Цель: Расширить читательский кругозор, познакомить с Е. Чарушиным – писателем и художником, с помощью стихотворения познакомить с жанрами изобразительного искусства: «портрет», «натюрморт», «пейзаж».
Ход урока:
1. Речевая разминка.2 слайд (слоги читать сначала медленно, а затем быстро)
ва – вя – во – вё – ву – вю – вы – ви – вэ – ве – во – вы – вя – ви – вё – ву – ва – вю – ве – вя – ви ворон, ворона, ветка, ворониха, живёт, выговаривать, скворец.
- Какие слова имеют общую часть? (ворон, ворона, ворониха)
- Можно ли ворона научить говорить?
- Каких говорящих птиц вы знаете? (сорока, галка, скворец, попугай)
2. Рассказы детей о своих питомцах
- Послушайте рассказы ребят о своих питомцах.
3. Объявление темы урока. Слайд 3
- Сегодня мы узнаем, как можно научить говорить птицу, но не попугая Е. Чарушин написал об этом в рассказе «Яшка».
4. Чтение рассказа Е. Чарушина «Яшка» с толкование неизвестных слов.
Слайд 4 Зоосад – сад для животных (зоо - относящийся к животным). Например: зооферма, зоомагазин, зоокабинет.
Слайд 4 Клетка - вольер – площадка для содержания животных, огражденная металлической сеткой.
5. Беседа по вопросам.
- От чьего имени ведется рассказ?
- Кто жил в клетке?
- Почему автор испугался и растерялся?
- Что было в кармане у Е. Чарушина?
- Что сделал ворон?
- Почему автор назвал ворона «умной птицей»? А вы с кем должны делиться?
- О чем думал писатель?
- Кого можно научить говорить?
- как птиц учат говорить?
- Зачем закрыть платком?
- Каким голосом?
- Сколько раз повторять фразу?
- Что сделать после урока?
- Как автор назвал все эти действия?
6. Работа с иллюстрациями.
- Рассмотрите первую иллюстрацию. Слайд6,7.
- Какое название можно дать этой картинке?
7. Физминутка.
- Кто может жить у нас дома?
8. Выставка книг Е. Чарушина. Слайд 9.
- Евгений Чарушин был не только писателем, но и художником. Слайд 10.
9. Работа с репродукциями и рисунками.
10. Национальный компонент.
11. Итог урока.
- Какие научные знания вы получили на уроке?
- Кто рассказал, как научить птицу говорить?
- Какие еще открытия вы сделали на уроке?

15