Учебно-методический комплект по теме Правописание сложных слов

ГБОУ Гимназия №1504
(название учебного учреждения)



3 класс
предмет Русский язык
Учебно – методический комплекс
по теме «Правописание сложных слов»







Разработчик:
Учитель (предмет)
фио Каштанова Юлия Юрьевна










Москва
2013г.



Основные обобщенные, прогнозируемые результаты изучения темы:
В конце изучения темы каждый учащийся
знает:
понятие «сложные слова»
правило образования сложных слов
алгоритм выбора соединительной гласной в сложных словах

умеет:
отличать сложные слова от других слов
определять значение сложного слова
образовывать сложные слова
правильно вставлять и объяснять написание той или иной соединительной гласной в сложных словах
правильно употреблять сложные слова в речи



Количество уроков по плану: 5
Количество срезовых работ: 5


Карта темы





















Деятельностная схема




Итоговая работа
Задания первого уровня
Задания второго уровня
Задания третьего уровня

Формулировка задания 1.1

Распределите сложные и простые слова в группы.
Повар, скороварка, поварёшка, варенье, мыловар, сталевар,


Формулировка задания 1.2

Вставьте вместо пропуска нужную гласную.
С..рдечный,
друж..любие,
легк..мысленность,
к..рмовой,
книг..печатание.


Формулировка задания 1.3

Приводимые ниже словосочетания и предложения замените сложными словами.

Машина, которая перевозит бензин. Пить чай. Машина, очищающая дороги от снега
Растения, которые любят влагу












Формулировка задания 2.1

Используя начала сложных слов, запиши их.

шаг дым руд искусств



Формулировка задания 2.2

Исправь ошибки.

Зверелов, водамёт, краевед, асфальтавоз, медовар.





Формулировка задания 2.3

Исправь ошибки.

Мальчик, которому одиннадцать лет- однолетний. Человек, копающий землю- землерой. Военный корабль, закованный в броню- бронежилет.




Формулировка задания 3.1

Образуй 5 сложных слов с указанным корнем.
-ЛЕТ-



























Срезовые работы

Задания первого уровня
Задания второго уровня
Задания третьего уровня

Урок 1.
Распределите сложные и простые слова в группы.
Водомер, водяной, вода, водоплавающий, подводный, водовоз










Урок 2.
Вставьте вместо пропуска нужную гласную.
камн..тес,
скр..пучий,
овц..водство,
красн..ухая,
ш..повник

Урок 2.
Исправь ошибки.
Звёздапад, птицалов, свинопас, земливладелец, камнитёс









Урок 3.
Приводимые ниже словосочетания замените сложными словами.
Любитель книг.
Приспособление для ловли мышей.
Человек, у которого белые зубы.
Тот, кто ловит птиц.

Урок 3.
Исправь ошибки.
Длинноносый павлин жил в зоопарке. Молниеотвод нужен для защиты от града. За пчёлами на пасеке ухаживает садовод.




Урок 4.
Используя начала сложных слов, запиши их.
земл дров книг пеш


Урок 4.
Вместо слов, выделенных курсивом, вставь сложное слово.
Летом нам не разрешают сидеть на солнце печёт. Дедушку прозвали Красный нос. За овцами ухаживает разводчик.



Урок 5.
Образуй 5 сложных слов с указанным корнем.

-ВОД-

Таблица взаимосвязи заданий итоговой и срезовых работ


Уровень заданий итоговой работы
1
2
3
№ срезовой
работы

№ заданий итоговой
работы

Уроки по теме
1
2
3
1
2
3
1


№ 1. Знакомство с понятием «сложные слова».
1






№1

№ 2. Соединительные буквы О и Е в сложных словах.

1


2


№2

№ 3. Образование сложных слов.


1


2

№3

№ 4. Сложные слова- имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи.



1



№4

№ 5. Употребление в речи и правописание сложных слов.






1
№5


Номер задания в срезовых работах























Урок № 1 Тема Знакомство с понятием «сложные слова».

Прогнозируемые результаты урока
Срезовые работы

В конце урока каждый учащийся
знает:
понятие «сложные слова»

умеет:
отличать сложные слова от других слов
определять значение сложного слова



№1 Распределите сложные и простые слова в группы.
Водомер, водяной, вода, водоплавающий, подводный, водовоз




этапы
Упражнения 1 уровня







Распределите сложные и простые слова в группы.

Коллективно.
Ловить, улов, змеелов, птицелов, ловить, мышеловка

Полусамостоятельно.
Снегоход, выход, проход, мореход, ходики, вездеход

Самостоятельно.
Одноцветный, самоцвет, цвести, цветник, семицветик, цветение

Срезовая работа №1

Дом. Работа: Выделить корень в словах: Одноклассник, седобородый, мешковатый, малышка, птицелов, угольник. Составить с одним из сложных слов предложение.












Урок № 2 Тема Соединительные буквы О и Е в сложных словах.

Прогнозируемые результаты урока
Срезовые работы

В конце урока каждый учащийся
знает:
знает деятельностную схему образования сложных слов
деятельностную схему выбора соединительной гласной в сложных словах

умеет:
правильно вставлять и объяснять написание той или иной соединительной гласной в сложных словах
№1 Вставьте вместо пропуска нужную гласную.
камн..тес,
2 Исправь ошибки.
Звёздапад, птицалов, свинопас, земливладелец, камнитёс






этапы
Упражнения 1
уровня
Упражнения 2
уровня




Вставьте вместо пропуска нужную гласную.

Коллективно.
Басн..писец, кон...водство, п..левой, овц..водство, пар..ходство, сл..вечко.

Полусамостоятельно.
Песн..пение, землтрясение, сороклетие, пл..щадка,
электр..станция, пол..сье.

Самостоятельно.
Горнлыжник, разд..вает, душ..грейка, каш...вар,
отт..щил, вод..напорный.

Срезовая работа №1

Исправь ошибки.

Коллективно.
Самавар, вездеход, землятрясение, душегрейка, овцаводство.

Полусамостоятельно.
Газепровод, кораед, лесоруб, горнолыжник, песнапение.

Самостоятельно.
Кашивар, рыбалов, вездеход, параход, самовар.

Срезовая работа №2

Дом. Работа
Подобрать 10 сложных слов на тему: животный мир (профессия) и выделить в них корни.

Подобрать 5 сложных слов и объяснить их значение.

























Урок № 3 Тема Образование сложных слов.

Прогнозируемые результаты урока
Срезовые работы

В конце урока каждый учащийся
знает:
знает деятельностную схему образования сложных слов
деятельностную схему выбора соединительной гласной в сложных словах

умеет:
образовывать сложные слова


№1 Приводимые ниже словосочетания замените сложными словами.
Любитель книг.
Приспособление для ловли мышей.
Человек, у которого белые зубы.
Тот, кто ловит птиц.

№2 Исправь ошибки.
Длинноносый павлин жил в зоопарке. Молниеотвод нужен для защиты от града. За пчёлами на пасеке ухаживает садовод.




этапы
Упражнения 1
уровня
Упражнения 2
уровня




Приводимые ниже словосочетания замените сложными словами.

Коллективно.
Тот, кто возит воду. Жучок, который ест кору. Заготовка леса. Машина, которая возит молоко.

Полусамостоятельно.
Лечение грязями. Предназначенный для ловли рыб. Человек, который делает масло. Человек, который разводит оленей.

Самостоятельно.
Проводит газ. Тот, кто варит сталь. Хранилище овощей. Человек, у которого красные щеки.

Срезовая работа №1
Исправь ошибки.

Коллективно.
Мы пошли гулять в парколес. На ферме птиц разводят гусей. Мы чистим ковры веником.

Полусамостоятельно.
Пароход перешел дорогу, когда загорелся зелёный сигнал светофора. На Луну отправили марсоход. Стеноход умеет лазать по отвесным стенам.

Самостоятельно.
Птицеход поймал фазана. В каждом доме есть провод воды. Лентяя еще называют боколежкой.

Срезовая работа №2

Дом. Работа
Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова.

Подбери 5 сложных слов с корнем
–земл-






















Урок № 4 Тема Сложные слова- имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи.

Прогнозируемые результаты урока
Срезовые работы

В конце урока каждый учащийся
знает:
знает деятельностную схему образования сложных слов
деятельностную схему выбора соединительной гласной в сложных словах

умеет:
образовывать сложные слова
определять значение сложного слова
правильно употреблять сложные слова в речи


№1 Используя начала сложных слов, запиши их.
земл дров книг пеш

№2 Вместо слов, выделенных курсивом, вставь сложное слово.
Летом нам не разрешают сидеть на солнце печёт. Дедушку прозвали Красный нос. За овцами ухаживает разводчик.



этапы
Упражнения 2
уровня
Упражнения 3
уровня




Используя начала сложных слов, запиши их.

Коллективно.
скал свин верт бел

Полусамостоятельно.
длинн сам везд волн

Самостоятельно.
сад дом звёзд сам

Срезовая работа №1
Вместо слов, выделенных курсивом, вставь сложное слово.

Коллективно.
По стволу дерева полз жук. Бабушка поставила на стол чайник на ножках. Мы поехали в путешествие на катере.

Полусамостоятельно.
На берегу реки стоял охотник рыбы. Маленький мальчик катается на велосипеде. Трактор везде проедет.

Самостоятельно.
Мышь попалась в ловушку. Мы живем на третьем этаже дома, в котором пять этажей. Голубые глаза у девочки.

Срезовая работа №2

Дом. работа
Запиши 5 предложений с использованием сложных слов.
























Урок № 5 Тема Употребление в речи и правописание сложных слов.

Прогнозируемые результаты урока
Срезовые работы

В конце урока каждый учащийся
знает:
знает деятельностную схему образования сложных слов
деятельностную схему выбора соединительной гласной в сложных словах

умеет:
образовывать сложные слова
правильно употреблять сложные слова в речи
определять значение сложного слова



№2 Образуй 5 сложных слов с указанным корнем.

-ВОД-


этапы
Упражнения 3
уровня




Образуй 5 сложных слов с указанным корнем.

Коллективно.
-ход-

Полусамостоятельно.
-лов-

Самостоятельно.
-вар-

Срезовая работа №1


Дом. работа
Составь текст (4-6 предложений) с использованием сложных слов.










13PAGE 15


13PAGE 14515




Заголовок 215