ОСНОВНЫЕ виды ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ и ПОРЯДОК слов в ПРЕДЛОЖЕНИИ (8 класс)







Тема. основные виды предложения. логическое ударение и порядок слов в предложении
Цели: ввести понятия «двусоставные и односоставные предложения»; активизировать знания о распространенных и нераспространенных предложениях; познакомить с инверсией и прямым порядком слов в предложении, дать понятие о логическом ударении.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня на уроке вы познакомитесь сразу с несколькими понятиями, обозначающими явления, с которыми уже много раз сталкивались, но не называли их, а также вспомните о разновидностях предложения по наличию второстепенных членов предложения или их отсутствию.
II. Подготовка к объяснению нового материала. 1. Проверка домашнего упражнения - № 73.
- Чем интересно сопоставление данных предложений? (В первом предложении название дерева является обращением и не является никаким членом предложения, а во втором названия деревьев выступают в роли однородных (повторяющихся) подлежащих.)
Назовите грамматическую основу в первом предложении. (Сказуемое - идите. То есть грамматическая основа состоит из одного главного члена - сказуемого.)
- Какая грамматическая основа во втором предложении? (Ясени украсили. То есть состоит из двух главных членов предложения - подлежащего и сказуемого.)
III. Объяснение нового материала.
- Может ли основа предложения состоять из одного подлежащего? Найдите среди записанных на доске предложений то, в котором один главный член - подлежащее. (3.)
Д. 1) Без труда не вынешь и рыбку из пруда. (Пословица.)
2) Сирень была светлая, бледно-фиолетовая, с капельками росы. (Б. Зайцев.)
3) Податливый, плавящийся асфальт под ногами.
(А. Сурков.)
- Определите грамматические основы в двух оставшихся предложениях. На какие два вида можно разделить эти предложения? (Предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов, и предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного какого-либо главного члена.)
- Предложения первого вида, в которых есть и подлежащее, и сказуемое, называются двусоставными. А предложения с одним главным членом - односоставными. Теперь вы должны уметь пользоваться этими понятиями при характеристике предложений. Что можно сказать о наличии второстепенных членов в этих предложениях? (Во втором предложении их нет.) Кто помнит, как называются такие предложения? (Нераспространенными.) А те, в которых есть второстепенные члены? (Распространенными.)
- Теперь скажите, почему слова податливый, плавящийся в третьем предложении являются определениями, а во втором - сказуемыми. Почему слова светлая, бледно-фиолетовая, с капельками росы, обозначающие признак, являются частью сказуемого? (Потому что во втором предложении эти слова стоят после глагола «была» и после подлежащего «сирень», то есть несут на себе основной смысл предложения - охарактеризовать, какой была сирень, а не просто указать на ее наличие. А в третьем предложении определения стоят в начале предложения, их задача - просто описать асфальт, который был под ногами; здесь основной смысл несет на себе подлежагцее «асфальт».)
- Изменится ли смысл предложения, если изменить этот порядок слов?
| Записывают на доске новые предложения.
Д. Светлая, бледно-фиолетовая, с капельками росы сирень была. Под ногами асфальт податливый, плавящийся.
- Да, смысл изменился, теперь главными в смысловом плане стали глагол была и определения податливый, плавящийся. Их следует особо выделить голосом при произношении предложения.
- Выделение голосом тех слов, которые обозначают самое важное в предложении, называют логическим ударением.
- А что еще изменило смысл этих предложений? (Новый порядок слов.)
- О порядке слов в предложении прочитайте самостоятельно в § 166 на с. 211 учебника «Теория».
- Итак, каким может быть порядок слов? (Прямым и обратным, который называется инверсией.) Определите порядок слов в предложениях, с которыми вы сейчас работали.
IV. Закрепление нового материала.
1. Объяснительный диктант.
- Запишите предложения, определите их вид по характеру грамматической основы (односоставное или двусоставное) и по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).
1) И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом. 2) Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести. (А. Пушкин.) 3) Сердце бьется сильнее. 4) В глазах у меня потемнело. (М. Лермонтов.) 5) Очень тихо. 6) Слышно желну, сойку, дрозда. 7) По вечерам солнце косыми лучами ложится на Родь. (М. Пришвин.)
2. Работа с учебником.
1) Выполнение устно упражнений 84 и 85 из учебника «Практика».
- Какой вывод сделали о расположении подлежащего и сказуемого в текстах разного типа речи? (При повествовании: подлежащее + сказуемое; при описании: сказуемое + подлежащее.)
- Очень часто нарушение порядка слов предложения приводит к речевым ошибкам, которые изменяют суть высказывания.
2) Выполнение упражнения 88 письменно с комментированием с места.
3. Творческое задание.
Запишите предложение, которое вы видите на доске. Д. Вы принесете мне вечером молока?
- С помощью логического ударения измените смысл этого высказывания как можно большее число раз. Произнесите вслух, что у вас получилось.
4. Работа с сигнальными карточками.
- У вас на партах сигнальные карточки со знаками «+» и «». Если вы согласны с тем, что я буду говорить, поднимите карточку со знаком «+», если не согласны - со знаком «».
| В этом случае следует выяснить правильный вариант.
1) Изменение порядка слов называется инверсией. (+)
2) Выделение голосом тех слов, которые обозначают самое важное в сообщении, называют риторическим вопросом. (-) А как?
3) Наступила зима. Это предложение двусоставное. (+)
4) Оно распространенное. (-) Почему?
5) Цыплят по осени считают. Предложение односоставное. (+)
6) Листья летят, кружатся, падают. Нераспространенное предложение. (+)
7) Принесите воды. Предложение побудительное. (+)
8) Ну сколько можно ждать?! Предложение повествовательное. (-) Почему?
9) Громкий звук. Сочинительное словосочетание. (-) А какое?
10) Быстро откликнулся. Способ подчинения согласование. (-)А какой?
11) Посмотрел в зеркало. Способ подчинения управление. (+)
12) Улыбнулся и сказал. Подчинительное словосочетание. (-)
13) Отзывчивые люди. Способ подчинения согласование. (+)
V. Подведение итога урока.
- С какими новыми понятиями вы познакомились?
- С помощью чего можно изменить смысл высказывания?
- Какие понятия вспомнили?
Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по теме «Словосочетание и предложение». Повторить § 156-167, выполнить упражнение 79 на с. 41.
15