Разработка урока по литературе Тема: Леди Макбет Мценского уезда — преступница или жертва?

Тема: Леди Макбет Мценского уезда- преступница или жертва?

Цель урока: учащиеся выясняют идейное содержание произведения Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
Задачи:
обучающие: знать содержание текста, тему, идею;
развивающие: развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа, развивать критическое мышление при анализе и оценке образов повести
воспитательные: правовое и нравственное воспитание
Оборудование: интерактивная доска, дидактический материал (цитаты), оценочные листы, стикеры.
Ход урока.

Организационный момент – 1 минута

Мотивация к учебной деятельности слайд 1
- Дорогие ребята, уважаемые гости! Я приветствую вас на нашем уроке. Хотелось бы, чтобы, несмотря на холодную погоду за окном, атмосфера доброжелательности, тепла и сотрудничества царила в классе.(1 мин.)
Слайд 2 - Я предлагаю вам вспомнить наши правила работы в группе. Из каждой группы 1 представитель комментирует 1 пункт (3 основных пункта) (1 мин).

Актуализация знаний: Слайд 3 (портрет Лескова)

Вы дома прочитали повесть Николая Сергеевича Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Имя Лескова известно вам еще по рассказу «Левша», который сумел подковать изготовленную английскими мастерами блоху. Лесков-прозаик, публицист родился в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской гимназии. Служил в Орловской палате уголовного суда. В 26 лет оставляет государственную службу и переходит в коммерческую компанию А.Я. Шкотта. По делам фирмы он «изъездил Россию во всех направлениях». , таким образом накопив огромный материал для творчества.

О творчестве Лескова расскажет Чесников Артем. Слушайте Артема внимательно, так как после выступления его вы должны составить по одному толстому вопросу и по одному тонкому вопросу.

Слайд №4 Презентация о творчестве Лескова (какие проблемы поднимает в своих произведениях?)

Вы прослушали информацию о творчестве Лескова и теперь каждая группа составляет по одному толстому и тонкому вопросу.
- Какой город он называл «микроскопом всей земли»? (Орел)
- Как пришлось зарабатывать на жизнь Лескову после смерти отца? (огромный запас наблюдений, различных образов, типов, рассказов, метких слов, оборотов, , потому что он встречался с разными людьми, разных сословий, слышал их речь, входил в их заботы.)
- Назовите известные произведения Лескова (Левша, Очарованнный странник, Соборяне)
- Что он увидел в своих многочисленных путешествиях, и какая мысль пришла писателю во время многочисленных путешествиях? (жизнь россий ских людей неблагополучна и неустроенна, поэтому он ставил во главу угла человека, его духовное возрождение)
- Во сколько лет началась взрослая жизнь Лескова? (15)
- Что воспевал Лесков в своих произведениях? (красоту души и талантливость простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям)

1-2, 2-3, 3-1 задают и отвечают на вопросы (чтобы последнее слово было про любовь.)

После обсуждения спикер заполняет оценочный лист
Вы сказали, что Лесков воспевал и любовь, давайте составим ассоциативную карту к слову «любовь»

Стратегия «Ассоциативная карта» к слову «любовь»
( нежность, уважение, радость, тяжский крест, счастье, чувство, теплота, душа, спасение, откровение, тайна, страдание, дар Божий, чистота, страсть, мучение)
Итого, ваши представления о любви следующие:

- Как вы думаете, почему мы рассматриваем такую нравственную категорию как любовь.

Правильно, сегодня на уроке мы должны узнать: какая любовь у Катерины Измайловой-преступная или жертвенная?

Слайд №5
Леди Макбет Мценского уезда - преступница или жертва?

- Итак, тема определена, какие еще задачи стоят перед нами сегодня на уроке?
Быстро написать на доске.
1. Знать содержание произведения.
2. Уметь анализировать, высказывать своё мнение.
3. Уважительно относиться друг к другу.

Но прежде чем мы начнем работать над повестью Лескова послушаем
домашнее задание Семеновой Саши: почему произведение называется «Леди Макбет Мценского уезда»
Ответить на вопросы учителя по информации Саши:
- Какие понятия в названии повести несовместимые? (Леди Макбет - Мценский уезд)
- Почему в названии «Леди Макбет»? (Леди Макбет Шекспира – это героиня, которая обладала такой силой характераи необузданностью страстей, что это привело к череде кровавых преступлений.)
- Почему «Мценский уезд»? (Мценск- небольшой город в Орловской губернии, что называется глухая провинция, но и здесь, по мнению Лескова, могут встретиться характеры шекспировского размаха)

Слайд 6 – Сейчас каждая группа получает задание (отвечает представитель, спикеры заполняют листы)

1гр.- Ответьте на вопрос: что такое настоящая любовь? (выбрать из предложенных цитат соответствующие)
Прокомментируйте цитаты.


2гр. -Докажите, используя отрывки из текста, что любовь для Катерины Измайловой-это страсть, и она жертва своей страстной любви ( составить пирамиду по нарастающей, используя текст Божьей Заповеди). Тексты на партах с закладками. Выразительное чтение:
-Какие Божьи Заповеди нарушает Катерина во имя любви к мужчине?
- За что она полюбила Сергея?
- Какой характер этой любви?


3гр.- Докажите, что любовь Катерины Измайловой – это преступление, используя отрывки из текста (составить фишбоун)
Тексты на партах с закладками.

- К чему привела страсть? К каким преступлениям? Что послужило причиной ряда преступлений, совершенных Катериной?
- Страсть перерастает пределы измены. Почему?

Выступление групп.

После обсуждения заполняется оценочный лист.


Написать эссе: «Леди Макбет Мценского уезда -преступница или жертва?» (10 мин.)

Зачитывает каждая группа. (отвечает 1 представитель)

После обсуждения заполняется оценочный лист

Рефлексия
- Какие 3 ключевые идеи мы извлекли из этого произведения? Каждый зажгите свою лампочку .
Я озвучиваю итог урока и зажигаю свою лампочку.
За любым преступлением неизбежно следует наказание. Человек должен нести ответственность за свои поступки перед Богом и перед людьми. Нельзя, чтобы инстинкты управляли сознанием, и никакое преступление нельзя оправдать, во имя чего бы оно ни совершалось.



Провести самооценку дискуссии в группе. Озвучивает каждая группа.
Вернуться к целям: что узнали, чему научились.




Слайд. Дом. Зад.: 1- написать рекламу книге
2- в тетради написать, какие моральные и правовые нормы нарушила Леди Макбет (перечислить)










Фамилия, имя
Задание № 1. Толстые и тонкие вопросы
Задание № 2. Докажите
Задание № 3. Эссе
Итоговая оценка

1






2






3






4






5