рабачая программа по хозяйствено-бытовому труду для воспитанников с умеренной у.о. 7 год обучения


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» (НИИ дефектологии АПНССС, Москва 1984г.) и требований к уровню подготовки обучающихся с учётом регионального компонента(которые отражены в содержании заданий и упражнений) и особенностей обучающихся учреждений VIII вида.
Цель: Формирование элементарных знаний и умений, навыков самообслуживания, представлений о себе и окружающем мире.
Задачи:
• Формирование гигиенических навыков.
• Формировать элементарные навыки обработки продуктов, правил приёма пищи, положительного отношения и интереса и бытовому труду.
Нормативно правовая база:
1.Закон об образовании РФ.
2.Типовое положение о специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанникам с отклонениями в развитии.
3.Региональный учебный план Ростовской области.
4.Учебный план ГКОУ РО VIII виды школы-интерната №11 г.Гуково.
Базисный учебный план по программе 2 часа в неделю, 68 часа в год.
Перечень учебных тем по стержневым линиям

п/п Содержательные линии Кол-во часов Коррекционно- развивающие задачи Пед.средства, технологии решения коррекционных задач Проблемы, возникающие при обучении Пед. мониторинг
1. Уход за одеждой и обувью. 34 Выработка практических умений и навыков, необходимых для повседневной жизни.
Выработка положительного интереса к бытовому труду.
Знакомство с наиболее распространенными продуктами питания, правилами помощи взрослым в приготовлении простейших блюд.
Выработка практических навыков по уходу за одеждой и обувью. Игровые технологии
Л.Б.Баряевой Е.В. Загребаевой
В.Л. ЖевнероваУстные опросы, практические задания
2. Уход за жилищем. 22 3. Питание. 12 Календарно-тематическое планирование

п/п тема Кол-во
ча-совдата Обязательный минимум Речевая деятельность Коррекционно-развивающая работа Педагогический
мониторинг
план факт знать уметь устная Термин,
понятие 1 четверть(18 часов)
1. Класс. Место за партой. Дежурство по классу. 2 4.09
4.09 Где что расположено, обязанности дежурного Убирать свое место Участие
в беседе Дежурный, парта Устной речи на основе
ответов на вопросы. Дидактическая игра
«Кто, где, куда?»
2. Изучение названий одежды и обуви: уличной, школьной, домашней. 2 11.09
11.09 Название одежды Показывать одежду которую называет учитель Ответы на вопросы Школьная
Домашняя
уличная Зрительной памяти на основе упражнений в различении и запоминании Дидактическая игра
3. Осень. Навыки, связанные с одеванием и раздеванием. 2 18.09
18.09 Название одежды Снимать верхнюю одежду, обувь, чистка одежды и обуви. Участие
в беседе Плащ
Куртка
Кепка
ботинкКоррекция мышления на основе
упражнений в сравнении Экскурсия. Практическое занятие.
4. Моющие средства: мыло, стиральный порошок. Правила пользования моющими средствами и их хранение. 2 25.09
25.09 Правила применения мыла при стирке. Посуда, применяемая для стирки белья. Правила пользования моющими средствами и их хранение Ответы на вопросы . Устной речи на основе
ответов на вопросы. Ежедневноевытряхивание и чистка щеткой своей одежды.
5. Стирка рабочей одежды (фартук, косынка). 2 2.10
2.10 Стирка
Полоскание
выжимание Развешивание постиранных вещей Ответы на вопросы лицевая сторона изнанка
мыло Зрительной памяти на основе упражнений в различении и запоминании
Практическое занятие на «Дидактической черепахе» и тактильном панно «Ежик».
6. Просушивание намокшей одежды и ее чистка. 2 9.10
9.10 Развешивание постиранных вещей Участие
в беседе мыло, стиральный порошок. Устной речи на основе
ответов на вопросы. 7. Сроки смены белья. Правила хранения белья до стирки. 2 16.10
16.10 Правила применения мыла при стирке. Посуда, применяемая для стирки белья. Ответы на вопросы Наволочка
Простыня
Пододеяль-
ник Коррекция мышления на основе
упражнений в сравнении
8. Экскурсия в прачечную. 2 23.10
23.10 Участие
в беседе Коррекция мышления на основе
упражнений в сравнении 9. Ремонт белья по распоровшемуся шву. 2 30.10
30.10 Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Иголка
Нитка
узелок Зрительной памяти на основе упражнений в различении и запоминании Практическое занятие.
2 четверть (14 часов)
1. Навыки, связанные с одеванием и раздеванием: заправка рубашки, застегивание пуговиц, развязывание и завязывание шнурков. 2 13.11
13.11 Различать обувь для правой и левой ноги Шнуровать обувь, контролировать внешний вид с помощью зеркала Участие
в беседе Пуговица шнурок лицевая сторона изнанка Практическое занятие на «Дидактической черепахе» и тактильном панно «Ежик».
2. Виды обуви по назначению. 2 20.11
20.11 Различать обувь Шнуровать обувь, мыть, сушить Ответы на вопросы Сапоги, ботинки, шлепки, босоножки, туфли Устной речи на основе
ответов на вопросы. Практическое занятие
3. Чистка обуви. 2 27.11
27.11 Различать обувь Чистить обувь Участие
в беседе Зрительной памяти на основе упражнений в различении и запоминании 4. Зима. Навыки,
связанные с
одеванием и раздеванием. 2 4.12
4.12 Как снимать и куда ставить и класть вещи Класть вещи на место
Застёгивать пуговицы
Завязывать шарфы Ответы на вопросы Сапоги, ботинки, шарфик, варежки Коррекция мышления на основе
упражнений в сравнении Дидактическая игра «Собирайся на прогулку»
5. Виды пуговиц. 2 11.12
11.12 Участие
в беседе Обычные, на ножке 6. Подбор пуговиц к одежде по размеру и цвету. 2 18.12
18.12 Устной речи на основе
ответов на вопросы. 7. Пришивание пуговиц. 2 25.12
25.12 Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок Ответы на вопросы Пуговица
Иголка
Нитка
узелок Дидактическая игра.
3 четверть (20 часов)
1. Виды жилья. 2 15.01
15.01 Правила поведения в квартире. Различать виды уборки : ежедневная, периодическая и генеральная уборка. Участие
в беседе Общежитие, квартира, индивидуальные дома. Зрительной памяти на основе упражнений в различении и запоминании Практическое занятие
2. Назначение мебели 2 22.01
22.01 Мебель обыкновенная, мягкая, полированная. Правила ухода за мебелью. Ответы на вопросы Диван, кресла, шкаф, стол, тумбочка Устной речи на основе
ответов на вопросы.
Чистка мебели
3. Дом. Гигиена жилища. 3 29.01
29.01
5.02 Правила уборки помещения, обязанности дежурного в классе. Уметь содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи, рабочее место (парту). Школьные принадлежности. Уметь вытирать пыль , поливать цветы, убирать сухие листья. Участие
в беседе Пыль
Влажная уборка
Веник
совок Коррекция мышления на основе
упражнений в сравнении Практическое занятие
4. Подметание пола и удаление пыли со стульев, столов, подоконников 3 5.02
12.02
12.02 Правила подметание пола и удаление пыли Уметь вытирать пыль, подмести пол, собрать мусор на совок.
Ответы на вопросы Пыль
Влажная уборка
Веник
совок Устной речи на основе
ответов на вопросы. Практическая работа
5. Виды освещения и отопление жилых помещений. 2 19.02
19.02
Виды освещения и отопление жилых помещений Участие
в беседе 6. Чистка мебели. 2 26.02
26.02 Правила чистка мебели. Ответы на вопросы Устной речи на основе
ответов на вопросы. 7. Мытье рабочих столов и подоконников.
3 5.03
5.03
12.03 Мытье рабочих столов и подоконников Участие
в беседе Коррекция мышления на основе
упражнений в сравнении 8. Участие в уборке двора. 3 12.03
19.03
19.03 Правила безопасности при обращении с инвентарем Ответы на вопросы Грабли
Метла Зрительной памяти на основе упражнений в различении и запоминании 4 четверть( 16 часов)
1. Весна. Навыки, связанные с одеванием,раздеванием. Чистка одежды и обуви. 2 2.04
2.04 Название одежды, обуви Мыть обувь, чистить одежду, открывать зонтик Участие
в беседе Грязная обувь, чистая обувь.дождь, зонтик, сапоги Устной речи на основе
ответов на вопросы. Практическое занятие. Дидактическая игра
2. Нормы и режим питания.
2 9.04
9.04 Название продуктов питания Ответы на вопросы Завтрак, обед, полдник, ужин Зрительной памяти на основе упражнений в различении и запоминании 3. Основные продукты питания.
Хранение пищи и продуктов питания. 2 16.04
16.04
Последовательность в обработке овощей и фруктов хлеб, крупяные, мучные изделия, молоко и молочные продукты, сахар, овощи, фрукты, мясо, рыба.Участие
в беседе Коррекция мышления на основе
упражнений в сравнении Дидактическая игра
4. Навыки приема пищи. Культура поведения за столом 2 23.04
23.04 Название продуктов питания Различать их, помогать старшим в сервировке Участие
в беседе Черный хлеб, белый хлеб, кисель, кофе, рыба, яйцо, каша, суп, картофель булочкаУстной речи на основе
ответов на вопросы. Дидактическая игра
5. Посуда. Помощь старшим в сервировке стола, его уборка после еды. 3 30.04
30.04
7.05 Название основных продуктов питания. Называть, различать основные продукты питания. Вытирать стол после уборки посуды. Ответы на вопросы Соль, сахар, варенье, конфета, пряник, пирожок, чай, какао, компот, масло. Зрительной памяти на основе упражнений в различении и запоминании Практическое занятие, дидактическая игра «Принимаем гостей»
6. Мытье столовой посуды. 3 7.05
14.05
14.05 Участие
в беседе Устной речи на основе
ответов на вопросы. 7. Летняя одежда и обувь.Навыки одевания,раздевания, ухода за одеждой и обувью. 2 21.05
21.05
Название одежды, обуви Одеваться, раздеваться Платье, шорты, сандалии Коррекция мышления на основе
упражнений в сравнении Использование дидактического модуля «Черепаха».
8. Повторение. 2 28.05
28.05