Презентация по логопедии Логопедическая характеристика сонорного звука [Р],[Рь] механизм образования, формы неправильного произношения приемы постановки


Выполнила:Бычкова О.В.Г.Златоуст 2016Логопедическая характеристика сонорного звука [Р],[Рь] механизм образования, формы неправильного произношения приемы постановки Логопедическая характеристика ЗВУКА [Р], [Рь]Звук согласный – воздушная струя встречает преграду.Дрожащий – образуется путем вибрационного кончика языка, смыкании и размыкании его около альвеол.Язычный, переднеязычный, передненебный – передняя часть языка направляется к передней части неба.Сонорный – образуется голосом при полном отсутствии голоса.Звонкий- парного глухого звука нет.Твердый – парный звук мягкий. Уклад органов артикуляцииГубы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубами 4—5 мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки колеблются, производя голос. Положение органов артикуляции Звук [Р]Губы – полураскрытыЗубы – разомкнутыЯзык – широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолами), напряжен, спинка языка приподнята, между ней и нёбом свободно проходит воздух, боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам.Мягкое нёбо – поднято, прижато к задней стенки глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот.Голосовые связки – вибрируют, издавая голос.Воздушная струя – мощная, при выдохе проходит через ротовую полость попадает на напряженный кончик языка и вызывает колебания его. Положение органов артикуляции Звук [Рь]Мягкий звук может быть: язычный, переднеязычный, передненёбный.Передненёбный – передняя часть языка направляется передней части нёба.Смычный, дрожащий – образуется вибрацией кончика языка, смыкании и размыкании около альвеол.Сонорный – образуется голосом при полном отсутствии шума. Отличия [Р] от [Рь]Мягкий звук [р] отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу (примерно, как при гласном [и]), кончик языка находится несколько ниже, чем при [р], задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед. Нарушение твердого [р] бывает велярное или увулярноеВелярное нарушениеАртикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса. При увулярном [р] вибрирует только маленький язычок; вибрация носит гармонический характер и не сопровождается шумом.Увулярное нарушенииВибрирует только маленький язычок; вибрация носит гармонический характер и не сопровождается шумом. Нарушение звука [р] подразделяютРотацизм (лат. Rhotacismus, от греческой буквы «ро») – нарушение произношения звуков (фонем) [р] и [рь]. Нарушение может выражаться в искажении звуков, отсутствии их или замене другими звуками.(Ранее ротацизм называли картавостью, в настоящее время термин картавость не употребляется, вместо него используется выражение «недостатки, дефекты или нарушение произношения [р]»).Параротацизм (от греч. Приставки rhotacismus означающей отклонение или нахождение вблизи чего-либо, иными словами, нечто похожее на ротацизм). Замена [р] [рь] другими звуками. Формы ротацизмаОтсутствие звука [р] (корова — коова, рука — ука).Ротацизм велярный (лат. velum — мягкое нёбо) (корень языка сближается с нижним краем мягкого нёба, проходя через щель между языком и мягким нёбом, струя выдыхаемого воздуха вызывает вибрацию нёба, вызывая дополнительный шум и дефектное звучание [р] и [рь], т.н. велярное [р]. Данную форму дефекта, а также увулярный ротацизм ранее часто называли картавостью).ротацизм увулярный (лат. uvula — язычок) (произношение [р] и [рь] искажается за счет вибрации только маленького язычка, т.н. увулярное [р]. Данная форма дефекта также называется горловым [р]).ротацизм боковой (искаженное произношение [р] или [рь], (боковое [р]), когда при артикуляции звуков вибрирует не кончик языка, а его боковой край. Боковой ротацизм часто возникает по причинам органического характера, т.е. из-за анатомических особенностей или дефектов артикуляционного аппарата (языка, подъязычной уздечки, нёба, зубов... При боковом ротацизме вместо [р] может произноситься сочетание звуков [р] и [ль] — [рль].).ротацизм билабиальный (синонимы: лабиальный, губной, двугубый) (искажение [р] и [рь], при котором звук образуется за счет вибрации губ. При билабиальном ротацизме получается звук, похожий на [прр], так называемое кучерское [р]).ротацизм одноударный (проторный) (дефект, связанный с тем, что при правильном месте образования звуков [р] и [рь] передний край языка только однократно касается альвеол, переодические же его колебания отсутствуют. При одноударном ротацизме звук [р] может быть похож на [д], также не удается произнесение длинного рокочущего [ррррррр]).ротацизм щёчный (нарушение [р] и [рь] (щёчное [р]), при котором струя выдыхаемого воздуха проходит между щеками и краями языка, вызывая вибрацию одной или обеих щёк). Формы ротацизмаРотацизм интердентальный (межзубный) (нарушение [р] и [рь], вызванное положением языка между зубами);Ротацизм лабиодентальный (искажение [р] и [рь], вызванное образованием звука между нижней губой и верхними зубами (резцами) или верхней губой и нижними зубами);Ротацизм ларингеальный (гортанный) (проявляется при экстрапирамидных заболеванияих или вызывается расщелиной нёба, звуки [р] и [рь] возникают за счет колебания сжатых ложных складок или сильно сомкнутых голосовых складок);Ротацизм назальный (дефектное произнесение [р] и [рь] обусловлено колебаниями между задней плоскостью мягкого нёба и задней стенкой глотки. Назальный ротацизм возникает при неполном нёбно-глоточном затворе (при врожденном укорочении мягкого нёба));Ротацизм фарингеальный (глоточный) (дефектное произнесение [р] и [рь] обусловлено образованием похожего на [р] хриплого звука между корнем языка и задней стенкой глотки);Гнусавое произношение [р] (корень языка образует смычку с мягким нёбом и выдох происходит через нос);Замена твердого [р] мягким [рь] (корова — корёва, рука — рюка); Формы параротацизмазамена [р] на [в] ([в] произносится губами без вибрации, рука — вука, паровоз — павовоз);замена [р] на [д] (рука — дука, рама — дама);замена [р] на [ы] (рука — ыука, рыба — ыыба); замена [р] на [г] (рука — гука, паровоз — паговоз); замена [р] на [л] (рука — лука, рыба — лыба); замена [р] на [ль] (рука — люка); замена [р] на [й] (рука — йюка, рыба — йиба) Приёмы постановки звука простые Приемы постановки звукаПо подражанию - Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам.Постановка звука [р] от [д] - повторяющегося на одном выдохе: ддд, ддд, с последующим более форсированным произнесением последнего. Произношение звуков [т] и [д] - чередуются в сочетании тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков д к т ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация. прием постановки [р]Прием постановки [р] от слогового сочетания за с несколько удлиненным произнесением первого звука из слога: ззза. В ходе многократного повторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного [р] в сочетании с гласным а. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук [р], нормальной протяженности, без избыточного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тренировки в вызывании слогов ра, ру, ры. прием постановки [рь]Приём постановки с помощью слога зи, а в дальнейшем зе, зя, зё, зю. В ходе многократного повторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного р в сочетании с гласным а. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. Постановка [р] в два этапа(приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены)На первом этапе Ставится фрикативный [р] без вибрации от звука [ж] при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. Звук произносится со значительным напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами. Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах. Постановка [р] в два этапавторой этап постановки С механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти движения можно осуществлять и обычным плоским шпателем (деревянным или пластмассовым) или зондом №1. Домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной. приём постановки проторного звукаВыработка проторного [ р] (без вибрации кончика языка)Подготовительный этап.Артикуляционная гимнастика:1.Чьи зубу чище?2. Маляр3. Кто дальше загонит мяч4. Вкусное варенье5. ИндюкПостановка звука. Произносится звук [з], но без вибрации кончика языка ( напоминает звук [р]). (если слышится звук ж- язык выдвигается ближе к зубам). Усиливается воздушная струя и присоединяется звук [а]. Должен слышаться звук [ра]. Далее добавляются гласные звуки [ры], [ро], [ру]… Такая подготовка закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Звук называется проторным. Выработка раскатистого [р] с механической помощью Выработка происходит с вибрацией кончика языка. (звук вырабатывается на основе проторного)Подготовительный этапШироким языком «побарабанить» за верхними зубами со звуком [д.д.д.д.д..] При этом полоска бумаги, поднесенная ко рту должна колебаться при каждом ударе языка. Постановка звука  1. Широкий язык ставится за верхние зубы и длительно произносится звук похожий на [зж] (должно слышаться что- то среднее между этими звуками [з] с призвуком [ж] или наоборот). 2. Многократное проговаривание звука д, но язык не у зубов, а на альвеолах ( звук не четкий). Язык в это момент должен быть широким и сильно напряжен. В этот момент прямым указательным пальцем, подложенным под кончик языка, проводить частые колебательные движения из стороны в сторону (слышится рокочущий звук). Это проводиться до тех пор пока не возникнет самостоятельная вибрация языка. Обязательное условие: широкий и напряженный язык. 3.Если вибрация данным способом не возникает, то вибрацию вызывают следующим способом: при открытом рте присасывать язык к нёбу, а затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва от нёба сильным толчком выдыхаемая струя воздуха вызывает короткую вибрацию кончика языка.Начинается автоматизация звука в слогах и словах.  Выработка раскатистого [р] и далее [рь] с механической помощьюЯзык поднять к нёбу, растянув до предела «уздечку». Большим указательным пальцем плотно прижать к нёбу боковые края языка. Середина языка и «уздечка» должны оставаться не стиснутыми. Глубокий вдох и с силой выдувается воздух с включением голоса. Язык набухает, и прослушивается звукосочетание тж. Зубы в упражнении открыты на уровне полутора- двух пальцев. Упражнение повторяется много раз пока не появляется [тр], [др].Обязательное условие: Кончик языка вибрируется и удерживается у нёба, а края языка прилегают к боковым краям верхних зубов под напором сильной струи воздуха.Проводится автоматизация в слогах и словах. В данном приёме после автоматизации р , используя приём подражания добиваются произношение [рь]. Длинный раскатистый р последовательно соединяется с гласными [и,я,е,ё,ю], растягивая при этом губы в улыбку. Далее автоматизация в словах. коррекция горлового произношение звука [р]Подготовительный этапПостановка звука осуществляется, если в речи поставлены [ж] и [ш].Артикуляционная гимнастика пока не будут выработаны нужные положения языка.Первый этап Постановка проторного звука, Это необходимо для активации кончика языка и снятие вибрации маленького язычка или мягкого нёба.Второй этап Выработка вибрации кончика языка как при отсутствии звука [р] Третий этапПолученный звук закрепляется многократным повторением. Все движения языка контролируются перед зеркалом. Контролируется артикуляция и звук аккуратно вводится в слова. Некоторое время контроль со стороны правильной артикуляции. Коррекция бокового произношения [р]Подготовительный этап.(При [р] боковом ослаблены мышцы одной половины языка.)Гимнастика языка и губ. Длительное время пока мышцы не войдут в тонус. Упражнения необходимы даже на этапе постановки звука.Постановка звука.Ставят [р] проторный. Проторным звуком пользуются постоянно.Далее звук вводится слога, слова, фразы и самостоятельную речь. После ввода в речь приступают к выработке вибрации кончика языка. Коррекция носового звука [р]Подготовительный этапДыхательная гимнастика. Глубоко вздохнув, сделать медленный выдох через рот, поднеся к губам шарик. Шарик должен вибрировать.Постановка звукаЗатем сравнить звуки, произносимые с выдохом через рот к примеру [в],[ш]…, со звуками, произносимыми с выдохом через нос [м],[н]. Постоянно прикладывать полоску бумаги или ватный шарик. Тем самым следя за потоком воздуха. Произносят звук [р], применяя полоски из бумаги или ватные шарики.Постановка звука и автоматизация в обычном режиме.   Коррекция при замене р и рь другими звуками Подготовительный этапРазличие на слух звука р и его заменителя, усвоение разницы в их артикуляции.Проводятся в игровой форме.Постановка звукаПостановка звука в обычном порядке. ЛитератураЛогопедия /Под ред. Л.С. Волковой, СП. Шаховской. — М„ 1998.Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г.В.Чиркиной. - М., 2005.Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда.-М.,2004.Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. — СПб., 1999.Глухов В.П. Использование игровых приёмов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников //Дефектология - 1993. -№4.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. - М., 1998.http://abvgd.russian-russisch.info/txt/logo/ph13.html