Рабочая программа по музыке 8 класс Алеев Кичак


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ашпанская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
на заседании МО
Протокол № 1
«29 » августа 2016г «Согласовано»
Заместитель директора по УВР _________ Н.В.Дерова«30» августа 2016г «Утверждено» директором
___________ Т.Б.КарелинаПриказ № 68
«31» августа 2016
Рабочая программа
Искусство (Музыка и Изо)
для 8 класса
Кузнецова
Екатерина Петровна
учитель музыки
с. Ашпан2016г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса Искусству (Музыка и ИЗО) для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191с.) с учетом авторской программы «Музыка» авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы».
Программа рассчитана на 36 часов (1 час в неделю).
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы.
Уровень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры обучающихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у обучающихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения обучающихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Цель программы: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
- Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. –12-е изд., – М.: Дрофа, 2013г.
-Музыка. 8 класс. Фонохрестоматия.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 8 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор восьмиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься восьмиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературой
- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);- историей (изучение древнегреческой мифологии);
- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля:
- самостоятельная работа; устный опрос; взаимоопрос; синквейн; цифровой диктант; тест.
Требования к уровню подготовки обучающихсяОбучающиеся должны знать:
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;
возможности музыкального искусства и отражение вечных проблем жизни;
основные музыкальные жанры народной и профессиональной музыки;
многообразие музыкальных образов и способов их развития;
названия наиболее известных музыкальных инструментов, виды оркестров;
имена выдающихся композиторов и музыкантов – исполнителей;
Обучающиеся должны уметь:
эмоционально- образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской, советской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества произведения современных композиторов;
выразительно исполнять соло, несколько народных песен, песен современных композиторов, композиторов –классиков;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
уметь определять своё отношение к музыкальным явлениям действительности;
устанавливать взаимосвязь между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.
Учебно – тематический план предмета Искусство (Музыка и ИЗО) 8 класс
№ п/п Наименование раздела.
Тема урока. Кол – во часов В том числе, час
Теория Практика Контроль
1.
О традиции в музыке 3 3 2. Сказочно-мифологические темы 6 6 3. Мир человеческих чувств 10 10 4 В поисках истины и красоты 5 5 5 О современности в музыке 9 9 6 Музыка всегда остаётся 3 3 Итого 36 36 Содержание рабочей программы предмета Искусство (Музыка и ИЗО)
8 класс
О традиции в музыке (3 часа)
Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Музыка старая и новая. Настоящая музыка не бывает старой. Живая сила традиции. Прослушивание М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». Хоровое пение: а. Островский Песня остаётся с человеком. Т.Хренников, стихи Матусовского Московские окна. Ю Чичков . Наша школьная страна.
Сказочно-мифологические темы(5 часов)+ заключительный урок (1 час)
Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского. Поэма радости и света: К.Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». «Благословляю вас, леса…». Заключительный урок-викторина. Прослушивание Н. Римский –Корсаков Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка», И. Стравинский Весенние гадания. Из балета «Весна священная» П.Чайковский стихи ТолстогоА. «Благословляю вас, леса…». Хоровое пение Я.Дубравин Песня о земной красоте. Л.Квинт Здравствуй , мир.
Мир человеческих чувств (10 часов)
Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские , о слёзы людские…». Бессмертные звуки «Лунной сонаты». Тема любви в музыке. П.Чайковский «Евгений Онегин». «В крови горит огонь желанья…». Трагедия любви в музыке. Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Прослушивание: Н.Римский –Корсаков. Хоровая песня Садко. Из оперы «Садко». Фрагмент. П.Чайковский. Болезнь куклы. Из детского альбома. Л.Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. П.Чайковский . Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент.П Чайковский Увертюра-фантазия2Ромео и Джульетта». Р Вагнер Вступление к опере «Тристан и Изольда». Хоровое пение: Б.Окуджава. Песня о оцарте. В.Высоцкий . Братские могилы. А Макаревич. Пока горит свеча. В.Высоцкий . Песня о друге. К.Кельми. Замыкая круг.
В поисках истины и красоты (5 часа)
Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси. Рождественская звезда. От рождества до Крещения. «Светлый праздник». Православная музыка сегодня. Прослушивание: М.Глинка. Херувимская песнь. М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». С.Рахманинов. Колокола № 1. Н.Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник». Хоровое пение Е.Крылатов Колокола.
О современности в музыке (9 часов)
Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты. Философские образы 20 века: «Турангалила-симфония» О.Мессина. Новые области в музыке 20 века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А.Шнитке. «Любовь никогда не перестанет». Прослушивание: А.Онеггер. Пасифик 231.Фрагмент. А. Хачатурян. Смерть гладиатора. Адажио Спартака и Фригии.О.Мессиан. «Ликование звёзд.» Д.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра. Д.Герман «Привет, Долли».Дж.Леннон. П.Маккартни. Вчера. Хоровое пение: М.Дунаевский. Песня о дружбе. А.Лепин «Песенка о хорошем настроении. Ю.Чичков Россия, Россия.
Музыка всегда остаётся (3 часа)
Музыка всегда остаётся. Слушание произведений по выбору учащихся. Хоровое пение: А. Флярковский.Стихи А.Дидурова. Прощальный вальс. И. Грибулина. Прощальная.
Методические пособия для учителя
Программа общеобразовательных учреждений по музыке для 5 – 8 классов. В.В. Алеев ( научный руководитель), Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. М. «Дрофа» 2004 г.
Учебник «Музыка». Т.И. Науменко, В.В. Алеев. 6 класс. М. «Дрофа»
2004 г.
Аудио приложение к учебнику mp3, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Дополнительная литература
1. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.
2. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.
3. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. – М.: Вече, 1999.
Паспорт календарно тематического планирования
Учебный предмет: Искусство (Музыка и ИЗО)
Количество часов в неделю по учебному плану: 1
Всего количество часов по плану: 36
Класс 8
Учитель: Кузнецова Екатерина Петровна
Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. –12-е изд., – М.: Дрофа, 2013г.
№ п/п Тема раздела Тема урока Дата по плану Дата по факту Основные понятия Ожидаемый результат
1 О традиции в музыке (3 часа)
Музыка «старая» и «новая» 1.09 Музыка Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально – хоровые навыки.
2 Настоящая музыка не бывает «старой» 8.09 3 Живая сила традиции 15.09 Традиция 4 Сказочно-мифологические темы
(6 часов) Искусство начинается с мифа 22.09 Миф 5 Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского – Корсакова «Снегурочка» 29.09 Опера 6 Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского 6.10 Русь Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально – хоровые навыки.
7 Поэма радости и света: К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна» 13.10 Поэма 8 «Благословляю вас, леса…» 20.10 9 Заключительный урок по теме «Традиции в музыке» 27.10 10 Мир человеческих чувств (10 часов)
Образы радости в музыке 10.11 11 «Мелодией одной звучат печаль и радость» 17.11 12 «Мелодией одной звучат печаль и радость» 24.11 Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально – хоровые навыки.
13 «Слёзы людские, о слёзы людские…» 1.12 14 Бессмертные звуки «Лунной» сонаты 8.12 Соната 15 Тема любви в музыке. П.И. Чайковский. «Евгений Онегин» 15.12 16 «В крови горит огонь желанья…» 22.12 17 Трагедия любви в музыке 12.01 18 Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» 19.01 19 Мотивы пути и дороги в русском искусстве 26.01 20 В поисках истины и красоты (5 часов)
Мир духовной музыки 2.02 21 Колокольный звон на Руси 9.02 Колокольный звон Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально – хоровые навыки.
22 Рождественская звезда 16.02 Рождество 23 От Рождества до Крещения 2.03 24 «Светлый праздник». Православная музыка сегодня 9.03 Пасха 25 О современности в музыке (9 часов)
Как мы понимаем современность 11.03 26 Современна ли музыка И.-С. Баха. 16.03 Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы
27 Вечные сюжеты в музыке. 23.03 28 Философские образы ХХ века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана6.04 Симфония 29 Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка) 13.04 Джаз 30 Новые области в музыке ХХ1 века (джазовая и эстрадная музыка) 20.04 31 Лирические страницы советской музыки 27.04 32 Диалог времён в музыке А. Шнитке4.05 33 «Любовь никогда не перестанет» 11.05 34 Музыка всегда остаётся (3 часа)
Музыка всегда остаётся 18.05 35 Живая сила традиции 25.05 36 Обобщающий урок 1.06