Рабочая программа по музыке 7 класс Алеев Кичак


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ашпанская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
на заседании МО
Протокол № 1
«29 » августа 2016г «Согласовано»
Заместитель директора по УВР _________ Н.В.Дерова«30» августа 2016г «Утверждено» директором
___________ Т.Б.КарелинаПриказ № 68
«31» августа 2016
Рабочая программа
Искусство (Музыка)
для 7 класса
Кузнецова
Екатерина Петровна
учитель музыки
с. Ашпан2016г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса Искусство «Музыка» для 7 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191с.) с учетом авторской программы «Музыка» авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы».
В 7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке. Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.
Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке».
Применение системного подхода имеет важное значение в практике преподавания уроков музыки. Именно системное погружение в содержание программы, отраженное в каждом из компонентов учебно – методического комплекса, обеспечивает ее полноценную реализацию в различных видах практической деятельности.
Слушание музыки, выполнение проблемно – творческих заданий и хоровое пение строго подчинены единой содержательной теме урока. Содержание желательно проблематизировать вокруг представленных в программе и подробно освещенных в учебнике тем.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- синквейн;
- тест;
- хоровое пение;
- индивидуальное пение.
Цель заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи:
научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Требования к уровню подготовки обучающихсяОбучающиеся должны знать:
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;
возможности музыкального искусства и отражение вечных проблем жизни;
основные музыкальные жанры народной и профессиональной музыки;
многообразие музыкальных образов и способов их развития;
основные формы музыки (1-но,2-х,3-х частные, рондо, вариации, сонатная);
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских, советских и зарубежных композиторов;
названия наиболее известных музыкальных инструментов, виды оркестров;
имена выдающихся композиторов и музыкантов – исполнителей;
Обучающиеся должны уметь:
эмоционально- образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской, советской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества произведения современных композиторов;
выразительно исполнять соло, несколько народных песен, песен современных композиторов, композиторов –классиков;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
уметь определять своё отношение к музыкальным явлениям действительности;
устанавливать взаимосвязь между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.
Учебно – тематический план
№ п/п Наименование раздела.
Тема урока. Кол – во часов В том числе, час
Теория Практика Контроль
1.
Магическая единственность музыкального произведения 1 1 2. Содержание в музыке 15 15 3. Форма в музыке 19 19 Итого 35 35 Содержание рабочей программы
«Магическая единственность» музыкального произведения (1 ч)
Содержание в музыке (15 ч)
Музыку трудно объяснить словами; Что такое музыкальное содержание.
Каким бывает музыкальное содержание. Музыка, которую необходимо объяснить словами; Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского; «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»; Когда музыка не нуждается в словах. Обобщение. Музыкальный образ. Лирические образы в музыке; Драматические образы в музыке; Эпические образы в музыке. О чем рассказывает музыкальный жанр.«Память жанра»; Такие разные песни, танцы, марши.
Форма в музыке(19 ч)
Что такое музыкальная форма. «Сюжеты» и герои» музыкальной формы; «Художественная форма – это ставшее зримым содержание»; Музыкальная композиция. Какой бывает музыкальная композиция; Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период); Два напева в романсе М. Глинке «Венецианская ночь» (двухчастная форма); Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки; Многомерность образа в форме рондо; Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации).Музыкальная драматургия. Музыка в развитии; Музыкальный порыв; Движение образов и персонажей в оперной драматургии; Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»; Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Методические пособия для учителя
Программа общеобразовательных учреждений по музыке для 5 – 8 классов. В.В. Алеев ( научный руководитель), Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. М. «Дрофа» 2004 г.
Учебник «Музыка». Т.И. Науменко, В.В. Алеев. 6 класс. М. «Дрофа»
2004 г.
Аудио приложение к учебнику mp3, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Дополнительная литература
1. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.
2. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.
3. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. – М.: Вече, 1999.
Паспорт календарно тематического планирования
Учебный предмет: Искусство (Музыка)
Количество часов в неделю по учебному плану: 1
Всего количество часов по плану: 35
Класс 7
Учитель: Кузнецова Екатерина Петровна
Учебник «Музыка». Т.И. Науменко, В.В. Алеев. 6 класс. М. «Дрофа» 2004 г.
№ п\пНаименование раздела. Тема урока Дата по факту Дата по плану Основные понятия Ожидаемый результат
1
Магическая единственность музыкального произведения (1 час)
Магическая единственность музыкального произведения
Бетховен Соната № 14
Дежурный вальс 1.09 Соната Понимать неповторимость музыкальных произведений.
Развивать вокально-хоровые навыки
2
Содержание в музыке (15 часов)
Музыку трудно объяснить словами
Бетховен В.Мэй Соната № 14 часть 1
Дежурный вальс 8.09 Интерпритация Переложение ремикс аранжировка 3
Что такое музыкальное содержание.
Чайковский Ноябрь
Что такое осень 15.09 Образ, воображение, изображение, безобразие Знать что такое музыкальное содержание.
Уметь проанализировать музыкальное произведение. Развивать вокально-хоровые навыки.
4
Хоровое пение Ю. Мигуля Быть человеком
Римский – Корсаков Шехерезада22.09 5
Музыка, которую необходимо объяснить словами
Скрябин Этюд № 12 29.09 Образ человека Знать что такое музыкальное содержание.
Уметь проанализировать музыкальное произведение.
6
Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского
Рахманинов Прелюдия
Фестивальная 6.10 Образ природы 7
«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» 13.10 Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО.
Знать, что может выразить музыка в природе.
Уметь проанализировать музыкальное произведение.
Развивать вокально-хоровые навыки.
8
Когда музыка не нуждается в словах.
Шуберт Лесной царь
Глобус 20.10 9 Обобщение темы
Музыкальная викторина 27.10 10
Лирические образы в музыке
Рахманинов Прелюдия
Все расстояния 10.11 Лирические образы 11
Драматические образы в музыке
Шуберт Лесной царь 17.11 Драматические образы Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО.
Знать, что может выразить музыка в природе.
Развивать вокально-хоровые навыки.
12
Эпические образы в музыке.
Бородин Князь Игорь
Алые паруса 24.11 Эпические образы 13 «Память жанра»
Э.Григ Пер гюнт1.12 Программная музыка
Цикл
Сюита Понимать что музыка – самое древнее из искусств.
Развивать вокально-хоровые навыки.
14 Такие разные песни.
Сен-Санс Карнавал животных
Атланты 8.12 Песня 15 Такие разные танцы.
Атланты
Зима - пение 15.12 Танец 16 Такие разные марши.
Бизе Марш Тореодора22.12 Марш
Понимать то, что современные люди нуждаются в музыке прежних эпох.
Знать определение терминов, уметь определять в музыке.
Развивать вокально-хоровые навыки.
17
Форма в музыке (19 часов) «Сюжеты» и герои» музыкальной формы
Глинка Венецианская ночь
Люди идут по свету 12.01 Куплетная форма 18
«Художественная форма – это ставшее зримым содержание»
Моцарт Реквием, Лакримоза
Люди идут по свету
19.01 Духовная музыка 19
Какой бывает музыкальная композиция
Шуберт Серенада 26.01 Понимать, что мир образов – самых ранних форм поэтического осмысления мира – относится к темам вечным.
Уметь видеть произведения искусства в самых простых вещах.
Развивать вокально-хоровые навыки.
20
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период)
Шопен Прелюдия
Гимн Красноярска 2.02 Одночастная форма 21
Два напева в романсе М. Глинке «Венецианская ночь» (двухчастная форма) 9.02 Двухчастная форма 22
Трехчастность в «Ночной серенаде» Пушкина – Глинки 16.02 Трехчастная форма Пониматьпочему сказка и миф относятся к «вечным» темам искусства. Как сказочно-мифологические темы влияют на характер музыки и др. виды искусства.
Развивать вокально-хоровые навыки.
23
Многомерность образа в форме рондо
Бородин Спящая красавица
Московские окна 2.03 Рондо 24
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации). 9.03 Симфония 25 Обобщение темы
Музыкальная викторина 16.03 Уметь сравнивать произведения, выделять различия.
Понимать, почему на протяжении 20 века композиторы часто обращались к темам, далеким от современности.
Развивать вокально-хоровые навыки.
26 Музыка в развитии
Мусоргский Старый замок 23.03 27
Хоровое пение Л. Дубравин Снежинка 6.04 28 Музыкальный порыв
Шуман Порыв
Песня туристов 13.04 29
Движение образов и персонажей в оперной драматургии
Глинка Мазурка из оперы Жизнь за царя 20.04 Опера драматургия Понимать высокое эстетическое значение искусства.
Уметь сопоставлять произведения разных видов между собой.
Развивать вокально-хоровые навыки.
30
Диалог искусств: «Князь Игорь» 27.04 31
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» 4.05 32
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Моцарт симфония № 41 11.05 Понимать высокое эстетическое значение искусства. Понимать определение «развитие в музыке».
Развивать вокально-хоровые навыки.
33
Хоровое пение Е. Крылатов Я верю только мечтам и мечтам 18.05 34
Содержание и формы в музыке
Прокофьев Ромео и Джульетта 25.05 35 Обобщающий урок
Музыкальная викторина 1.06