Разработка урока математики на тему Умножение и деление рациональных дробей

Умножение и деление рациональных дробей
(урок обобщения и систематизации знаний)
Цель: обобщить знания и закрепить умения при умножении и делении дробей, а также при решении задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби; развивать логическое мышление и повысить познавательный интерес учащихся к предмету.

Ход урока
Организационный момент
Постановка целей урока
- Мы закончили изучение двух больших тем «Умножение дробей» и «Деление дробей». Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим знания, полученные по этим темам, что поможет лучше справиться вам с предстоящей контрольной работой. А поскольку это не совсем обычный урок, в течение урока каждый может «заработать» поощрительные жетоны за ответ, который будет оцениваться

за отличный ответ,

за хороший ответ,


за неполный ответ.

- И первый вопрос: «Почему выбраны именно эти фигуры?»
Устный счет.
- А начнем мы, как обычно, с устного счета
а) 12 * 8 б) 1,7 + 0,3 в) 6,5+5,5
+ 14 * 15 : 0,3
: 11 : 4 * 50
+ 6 +4,5 + 16

16 12 2016

- Разгадайте связь между этими числами.
- Запишем сегодняшнюю дату в тетради.

16.12.2016
Классная работа.

Актуализация опорных знаний.
- Проверим, а знаете ли вы правила умножения и деления дробей.
1) Как умножить дробь на дробь?
А какие еще правила на умножение дробей вы знаете?
2) А в каких задачах мы можем применить умножение дробей?
3) Как найти дробь от числа?
4) Как разделить дробь на дробь?
5) А как найти число по данному значению его дроби?

Решение заданий.
- А теперь проверим, как вы умеете их применять.
Задание. «Разгадай математический термин»

1) 2 * 4 = 8 (д) 1) 3 * 8 = 2 (м) 1) 3 * 21 = 9 (с)
3 5 15 4 9 3 7 25 25
2) 14 / 21 = 1 1 (р) 2) 7 / 3 = 1 1 (и) 2) 4 / 8 = 1 (у)
25 40 15 8 4 6 9 9 2

3) 1 2 * 4 2 = 6 (о) 3) 2 1 * 3 1 = 6 2 (н) 3) 1 3 * 5 = 2 (м)
7 3 7 9
·3 5 12 3

4) 1 1 / 3 = 1 1 (б) 4) 5 1 / 11 = 1 (у) 4) 7 / 0,7 = 2 (м)
8 4 2 2 2 15 3

5) 0,3 / 1 7 = 2 (ь) 5) 0,6 / 1 2 = 9 (с) 5) 3 3 / 2 1 = 1 5 (а)
20 9 3 25 5 10 7

Ответ: дробь Ответ: минус Ответ: сумма

Ключ к разгадке:

О
У
Н
Д
Ь
М
И
С
Р
А
Б

6
1/2
6 2/3
8/15
2/9
2/3
1 1/6
9/25
1 1/15
1 5/7
1 1/2


Физкультминутка.
- Любите ли вы путешествовать?
1) Давайте изобразим летящий самолет
2) А теперь меняем вид транспорта. Плывем в лодке, гребем веслами.
3) А теперь пересели в машину. За рулем автомобиля, повернули вправо, а теперь влево.
- А теперь остается посчитать, сколько мы пролетели, проплыли и проехали.

Решение задачи.
Представим, что путь мы преодолевали на трех видах транспорта. Сначала пролетели на самолете 60% всего пути, потом 1/3 всего пути проплыли на лодке, а оставшиеся 80 км проехали на машине. Найдите все неизвестные расстояния.

С 60% пути = 0,6 Л 1/3 пути М 80 км



3/5 + 1/3 = 14/15 (пути) – на самолете и лодке
1 – 14/15 = 1/15 (пути) – на машине
80 : 1/15 = 80 * 15 = 1200(км )– весь путь
1200 * 1/3 = 400 (км ) – на лодке
1200 – (400 + 80) = 720( км) - на самолете.

Ответ: 1200 км, 400 км, 720 км.

Домашнее задание: п.п. 13 – 18, правила, №.№ 670, 662.

Подведение итогов.

- Теперь каждый заработавший то или иное количество жетонов, вычислит свою оценку за урок по правилу вычисления среднего арифметического (сложить так называемые «5» + «4» + «3» и разделить на количество оценок и при необходимости округлить) и поставит себе в дневник. Дневники сдать для выставления оценок.
15