Конспект урока по математике на тему Умножение рациональных чисел


Урок по математике
6 класс
Тема: Умножение рациональных чисел
Технологическая карта
Этап урока
(в соответствии со структурой учебной деятельности) Деятельность учителя Планируемая деятельность учащихся Развиваемые (формируемые) учебные действия
предметные универсальные
1.Организационный. Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки.
Аутотренинг.
Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки.
Настраиваются на рабочий лад. Л: умение выделять нравственный аспект поведения
Р: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей.
К: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
2.Мотивационный
Актуализация знаний
Фронтальная работа. Предлагает ответить на поставленные вопросы, на устном счете повторить материал по теме «Положительные и отрицательные числа, модуль числа, сложение и вычитание рациональных чисел». Подготовить учащихся к изучению новой темы. После проведения проверки результатов, учащимся предлагается выдвинуть предположение о теме урока, о цели урока.
Выполняют задания устного счета (взаимодействуют с учителем во время устного счета).
Выдвигают предположение о теме урока.
Контролируют правильность ответов, информации, выработка собственного отношения к изученному материалу.
Записывают тему урока в тетрадь.
Повторить модуль числа, положительные и отрицательные числа, сложение отрицательных чисел. Л: развитие мотивов учебной деятельности.
Р: целеполагание.
К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.
П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
3. Планирование действий по достижению цели.
Фронтальная работа. Выясняет у учащихся, как достичь цели, что для этого будем делать?
Умение применять знания, полученные ранее для изучения нового. Л: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование.
Р:составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала.
К: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения.
П: умение осознанно строить речевое высказывание.
4. Реализация намеченного (изучение нового материала).
Работа в группах. Предлагает поработать в группах, выполнить практическую работу. Выполняют практическую работу. Формулируют правило, работают по учебнику, сравнивают со своей формулировкой, разбирают примеры. Проговаривают свои предположения, выслушивают варианты одноклассников, делают выводы,
применяют полученные знания на практике. Умение понимать и формулировать правило умножения чисел с разными знаками, с одинаковыми знаками с помощью понятия «модуль», применять правило при решении примеров. Л: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества.
Р: Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция.
П:Поиск и выделение необходимой информации. К: Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение
5. Первичное осмысление и закрепление знаний. Организует работу по составлению правила умножения рациональных чисел с разными знаками, с одинаковыми знаками. Предлагает решить пример, который не смогли решить в начале урока.
Предлагает выполнить задание на нахождение ошибок в решении примеров.
Выполняют задание на нахождение ошибок в решении примеров. Умение применять правило умножения чисел с разными знаками, с одинаковыми знаками при проверке решения примеров. Л: смыслообразование.
Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
П: способность к использованию выведенного правила;
Физкультминутка 6. Закрепление изученного. Организует отработку навыков умножения рациональных чисел с разными знаками, с одинаковыми знаками.
Предлагает решить самостоятельную работу с последующей самопроверкой. Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся Выполняют задание, сравнивают с решением на доске, оценивают свое решение.
Выполняют самостоятельную работу, выполняют самооценку. Применять правило умножения рациональных чисел с разными знаками, с одинаковыми знаками. Л: уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления.
Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция.
П: сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь.
К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.
7. Домашнее задание. Объясняет домашнее задание. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника.
Планируют свои действия в соответствии с самооценкой. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания.
Работают дома с текстом. Знать правило умножения рациональных чисел с разными знаками, с одинаковыми знаками. Л.принятие социальной роли обучающегосяР. Адекватно осуществляют самооценку.
П. Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения
К.
8. Рефлексия. Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы.
Предлагает осуществить самооценку достижений по предложенному алгоритму.
Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы.
Делают выводы, осуществляют самооценку достижений по предложенному алгоритму.
Л: независимость и критичность мышления;
Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность
П: анализировать степень усвоения нового материала К:выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Предмет: математика
Авторы учебника: Истомина Н.Б.
Класс:6
Учитель: Ермолина С.Н.
Тема урока: «Умножение рациональных чисел»
(продолжительность урока 45 мин)
Цель урока:
формирование навыка умножения рациональных чисел.
Задачи урока: сформировать навыки умножения рациональных чисел.
Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):
познакомить учащихся с правилом умножения рациональных чисел.
тренировать способность к использованию выведенного правила;
организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;
повторить и закрепить;
Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):
содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)
развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;
тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.
Формы работы учащихся: Фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, раздаточный материал, листы самооценки.
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность учеников
I. Организационный этап
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика?
«Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.
Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: (текст на мультимедийной доске) Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится.
Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников, по критериям, которые указаны в листе самооценки.
Высказывания детей.
Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки.
2. Актуализация знаний.
Разминка (слайд 3 -7)
Постановка проблемы (слайд 8-9)
Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно (слайд 10).
Откройте тетради и запишите тему урока «умножение рациональных чисел»
Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке?
Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем - то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока – 0. Оцените одноклассника, записанного в вашем листе, если он принимал участие в определении темы, или цели и задач урока-1 балл, если нет -0 баллов. Отвечают на вопросы.

Складывают отрицательные числа, проговаривают правило
Складывают с помощью координатной прямой, правило проговорить не могут, последний пример выполнить не могут.
Сделают вывод, что с умножать рациональные числа не умеют.
Найти правило, которое нам поможет.
формулируют тему.
Познакомимся с правилом умножения рациональных чисел.
Записывают тему урока.
Оценивают себя и одного одноклассника.
3. Планирование действий по достижению цели. Фронтальная работа
Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща? Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы? как достичь цели, что для этого будем делать?
Продолжаем оценивать себя и товарища согласно критериям, указанным в листе самооценки.
Сообща.
Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый…
Можно найти в учебнике, в интернете,…
Оценивают себя и одного одноклассника.
4. Изучение нового материала
Молодцы. Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило умножения рациональных чисел.
Выполните работу в группе, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило умножения рациональных чисел с разными знаками.
Проверьте себя по учебнику на стр.142.
Поработайте в группе, проговорите правило друг другу, предложите свои примеры, проверьте правильность решения. Поставьте баллы в лист самооценки.
Выполняют работу в группах, делают выводы.
Работают в группах, сравнивают формулировки, решают примеры товарищей, оценивают.
5. Первичное осмысление и закрепление знаний.
Решить примеры (фронтальный опрос) (слайд 14)
Не забывайте про самооценку.
проговаривают правило, решают пример.
ищут ошибки в примерах, объясняют их, выдвигают выступающего от группы, которые выступает у доски.
Выставляют баллы.
6. Закрепление полученных знаний.
Обучающая самостоятельная работа с последующей самопроверкой (индивидуальная работа) (слайд 15)
Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку.
8. Домашнее задание. (Слайд 16)
Вы можете записать домашнее задание на выбор:
Выучить правила умножения рациональных чисел.
№ 634, № 635, № 640
Оцените выбор домашней работы: 3 балла – три номера; 2 балла - выбрали 2 задания из 3, 1 балл – выбрали 1 номер.
Выбирают и записывают домашнюю работу.
Оценивают свой выбор домашней работы.
9. Рефлексия. В течение всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените, пожалуйста, своего одноклассника словесно. Послушаем вашу оценку товарища.
Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели?
Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, поставьте свой смайлик на верхнюю ступень, если остались непонятными какие-то моменты – на вторую ступень, вообще не усвоили тему – нижняя ступень. Самооценка. Выступают с оценкой одноклассника.
Показывают с помощью степень усвоения материала.
Лист самооценки.
№ п/пДеятельность учащегося Критерии самооценки Самооценка 1 Формулировка темы урока, цели и задач урока Я сам смог определить тему, цель и задачи урока - 2 балла.
Я смог определить только тему урока - 1 балл.
Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов. 2 Что я буду делать для достижения цели. Я сам определил, как достичь цели урока - 1балл.
Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов. 3 Выполнение работы в группе. Участвовал в работе группы – 1 балл.
Не участвовал в работе группы – 0 балл.
4
Работа в группе по закреплению правила, проверка правильности решения примеров Участвовал в работе группы – 1 балл.
Не участвовал в работе группы – 0 баллов.
5 Выполнение примеров Решил сам и ответил - 2 балла за один пример.
Ничего не решил – 0 баллов 6 Выполнение самостоятельной работы За каждый правильно решенный пример - 1 балл 7 Выбор домашнего задания Три задания – три балла, два задания – два балла,
Одно задание – один балл. Поставьте себе оценку:
если вы набрали 10 – 12 баллов - «5»
6 – 9 баллов – «4»
3 – 5 баллов – «3»