Урок математики в 6 классе Умножение рациональных чисел

А класс
Дата – 24.02.2017
Тема: Умножение рациональных чисел
Дидактическая цель: повторить компоненты умножения, знания о рациональных числах, законы умножения; усовершенствовать умения учащихся выполнять умножение рациональных чисел во время выполнения тренировочных упражнений; проверить уровень усвоение учебного материала в ходе выполнения самостоятельной работы.
Развивающая цель: продолжить работу по развитию логического, аналитического мышления; умения устанавливать связь с ранее изученным материалом; умения контролировать свои действия.
Воспитательная цель: продолжить работу по воспитанию культуры математической речи, поведения; точности и аккуратности математических записей; умения слушать и слышать; воспитывать интерес к математике;
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация PowerPoint, карточки с заданиями.
Ход урока
(Слайд 1) Организационный момент.
Прозвенел и молк звонок
Начинаем мы урок.
Вы друг к другу повернитесь,
Вы друг другу улыбнитесь,
А теперь все дружно сели и на доску посмотрели.

Мотивация. Проблемный вопрос
Начать урок я хочу с вопроса к вам. Скажите мне, пожалуйста, чем мы занимались с вами на предыдущих уроках математики? (умножали рациональные числа). А что называют рациональными числами?
Как вы думаете, для чего нам нужны рациональные числа? Где в нашей жизни нам могут пригодиться эти знания?

(Слайд 2) Сообщение темы, целей урока.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Умножение рациональных чисел». Сегодня мы продолжим работать над умножением чисел. Задача каждого из вас – разобраться в том, как он освоил эту тему, и если потребуется – доработать то, что еще не совсем получается. Но прежде, чем мы перейдем к выполнению упражнений, давайте проверим ваши домашние задания и вспомним, что мы знаем о рациональных числах, умножении, чтобы применить эти знания на практике.

(Слайд 3) Проверка домашнего задания
Дети по очереди читают задания и называют ответы, которые получили при решении.
№1249. Вычислите.
-2*(-44) = 88
-0,8*(-5) = 4
-0,21*(-3) = 0,63
-6/7*(-7/18) = 1/3
№1251. Выполните умножение.
10*(-4) = -40
-10*4 = -40
-10*(-4) = 40
10*4 = 40
№1254. По данным таблицы определите знак числа b
Число а
-3
-0,8
9
-6
17
-2

Знак числа b







Знак числа аb
-
+
-
+
-
-


Актуализация опорных знаний.
Вы молодцы! С домашним заданием справились на отлично. А теперь переходим к теоретическим вопросам по нашей теме. Пока вы будете отвечать на вопросы, которые видите на слайде, некоторые ученики нашего класса получат карточки с заданиями, которые я у них соберу через 5 минут.
Раздать карточки для Дерегуз Л., Рощупкина К., Богославсокго Р., Шамай Д., Гузенко К., Божко В., Преображенской М.
2*(-10)
-3*7
-4*(-9)
5*(-6)
-6*0
-7*(-9)
8*(-10)
9*5
-1*(-8)
-2/5*(-3/7)
2/9*(-5/4)
-0,21*(-3)
(Слайд 4,5) Фронтальный опрос:
Назовите компоненты действия умножения.
Как умножить два целых, дробных числа?
Как умножить два положительных числа? Запишите правило знаков на доске.
Что называют модулем числа?
Сформулируйте правило умножения чисел с разными знаками. Запишите правило знаков на доске.
Сформулируйте правило умножения двух отрицательных чисел. Запишите правило знаков на доске.
Что можно сказать о множителях, если их произведение равно нулю?
Сформулируйте и запишите законы умножения (переместительный, сочетательный, распределительный).
А теперь немного посчитаем устно, чтобы при решении письменных заданий у нас не возникло проблем.
(Слайд 6) Устный счет:
Найди произведение:
4*6 = 24
0* (-12) = 0
-5*6 = -30
7 * (-8) = -56
-7*(-3) = 21
-193*0 = 0
-1/2*1/3 = -1/6
-2/5*(-3/7) = 6/35
·
-4/7*1 = -4/7
2/9*(-5/4) = -5/18
Собрать письменные работы детей, выполняющих задания на карточках.

(Слайд 7) Решение упражнений.
Работа с учебником
Откройте, пожалуйста, ваши учебники на стр. 219. Выполним номер 1259 устно.
№1259. Сравните значения выражений. Объясните свой ответ:
-8*2 = 2*(-8)
3*(-16) = -16*3
№1261. Вычислите удобным способом. Как мы будем решать данные примеры? Чем для этого необходимо воспользоваться?
-0,5*(-31)*(-2) = -0,5*(-2)*(-31) = 1* (-31) = -31.
1/5*(-0,12)*(-10) = 1/5*(-10)*(-0,12) = -2*(-0,12) = 0,24.
2,5*(-32)*(-0,4) = 2,5*(-0,4)*(-32) = -1*(-32) = 32.
-2/7*(-3)*14 = -2/7*14*(-3) = -4*(-3) = 12.
11,8*(-3,324)*0 = 0
-5/13*(-27)*13/15 = -5/13*13/15*(-27) = 1/3*(-27) = -9.
-25*0,3*4 = -25*4*0,3 = -100*0,3 = 30.
11*(-3)*(-6/55) = 11*(-6/55)*(-3) = -6/5*(-3) = 18/5 = 3,6.
№1263. Убедитесь в справедливости равенства (a+b)*c = ac+bc, если:
a = -3, b = -5, c = 8:
(-3+(-5))*8 = -3*8+(-5)*8
-8*8 = -24+(-40)
-64 = -64.
a = 4,5, b = -1,6, c = 2:
(4,5+(-1,6))*2 = 4,5*2+(-1,6)*2
2,9*2 = 9+(-3,2)
5,8 = 5,8.
№1264. Вычислите, опираясь на распределительный закон:
(5/7+2)*(-7) = 5/7*(-7)+2*(-7) = -5+(-14) = -19.
(-4,9-1/2)*2 = -4,9*2 – Ѕ*2 = -9,8-1 = -10,8.
15*(1/5-2/3) = 15*1/5 – 15*2/3 = 3-10 = -7.
100*(-0,1+0,01-0,001) = -0,1*100+0,01*100-0,001*100 = -10+1-0,1 = 1-10,1 = -9,1.
(1/6-1/3)*(-18) = -18*1/6-1/3*(-18) = -3+6 = 3.
-24*(5/12-3/4+5/6) = -24*5/12-(-24)*3/4+(-24)*5/6 = -10+18-20 =-30+18 = -12.

(Слайд 8) Релаксация
Пока мы с вами решали задания, вы наверняка устали. Поэтому я предлагаю нам немного отдохнуть.
Реснички опускаются
Глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем (два раза).
Сном волшебным засыпаем
Дышатся легко ровно глубоко
Наши руки отдыхают
Отдыхают, засыпают (два раза).
Шея не напряжена
Губы чуть приоткрываются
Всё чудесно расслабляется (два раза).
Дышится легко ровно глубоко.

(Слайд 9) Сообщение домашнего задания
Вы немного отдохнули и теперь мы можем с вами перейти к последнему этапу нашего урока – самостоятельной работе, в которой проверим, что вам удается выполнить легко и просто, а над чем еще нужно поработать и на что еще нужно обратить внимание.
Но, прежде, чем мы перейдем к ее выполнению запишите в дневники ваше домашнее задание на следующий урок.
См. учебник стр. 219 №1262,1265. Те, кто претендует на высший балл необходимо подготовить небольшое сообщение на тему «Из истории рациональных чисел» или математический кроссворд по данной теме.

Самостоятельная работа
У вас на столах лежат карточки с заданиями. Пожалуйста, запишите в ваших тетрадях ваш вариант и приступайте к выполнению заданий. А в конце урока вы сдадите свои тетради на проверку.
Задание1.
Выполните умножение удобным способом:
1 вариант
-0,5*27*(-2)
-47,2*50*(-2)
4*(-11)*(-0,5)
11*(-4)*(-9)*(-25)
2 вариант
-0,2*34*(-5)
-20*(-14,2)*(-5)
-2*(-0,5)*113
-500*14*0,02*(-2)
Вычислите, используя распределительный закон умножения:
1 вариант
12*17-7*12
-12*45-15*(-12)
2 вариант
14*38-38*24
-8*13-2*(-8)
Собрать тетради с с.р., выдать проверенные тетради №2.
Подведение итогов.






















Харьковская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней №42
Харьковского городского совета Харьковской области









«Умножение рациональных чисел»
открытый урок по математике в 6 – А классе
в рамках конкурса «Урок года»











Подготовила и провела:
учитель математики
Кулиш И.В.










Харьков, 2017