Перспективный план дидактических игр для детей средней группы


Перспективный план дидактических игр для детей средней группы
Дата Дидактические игры
По ознакомлению с окружающим миром По развитию речи По введению в математику По экологии
Сентябрь «Я и мой детский сад»
1 неделя «Я и мой детский сад» «Воздушные шары»
цель: ознакомить детей с семью цветами спектра, способствовать формированию у детей цветовых представлений, обучать соотносить цвета разнородных предметов. «Что предмет может рассказать о себе?»
Задачи. Учить детей составлять по плану описание предмета, выделять характерные признаки
«Посчитаем» цель: закрепить счет в пределах 3 «Назовите растение» цель: цель: закрепить знание комнатных растений
2 неделя «Наш детский сад» «Игрушки» цель: обратить внимание детей на то, что один и тот же цвет имеют различные предметы. «Буратино-путешественник» цель: Ориентироваться в значении глаголов. «Чего больше» цель: закрепить умение сравнивать группы предметов в пределах 3 «Угадай, что это» цель: закрепить знания детей о цветах. деревьях, растущих на территории сада
3 неделя «Какие мы» «Парные картинки» цель: организация использования для решения игровой задачи умения детей находить черты сходства и различия предметов, пояснять их суть, собирать их в пары, выделять принцип группировки. «Игра с микрофоном»
цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга
«Что по два, что по одному» цель: закрепить знание цифр 1 и 2 «Кто я такой» цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков
4 неделя «Правила нашей жизни» «Маша-растеряша» цель: учить детей находить предметы по описанию, выделять значимые признаки, выбирать предметы, для которых характерны все названные признаки
«Прятки» цель: формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)«Раньше – позже» цель: закреплять умение расставлять картинки по порядку действий «Береги природу» цель: закрепить знания детей правила поведения на природе
Октябрь «Осень»
1 неделя «За овощами в огород» «Подбери пару» цель: учить детей подбирать карточки с изображениями одинаковых овощей, активизировать в речи детей соответствующие понятия.
«Повтори, как я» цель: учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение. «Посчитаем овощи» цель: закрепить счет до 4; закрепить знание овощей «Угадай, что в руке» цель: развивать тактильную чувствительность; закрепить знания об овощах
2 неделя «За фруктами в сад» «Подбери пару» цель: учить детей подбирать карточки с изображениями одинаковых фруктов, активизировать в речи детей соответствующие понятия.
«Где что лежит?» цель: учить давать характеристику взаиморасположения предметов, используя в речи предлоги («в», «на», «под», «за» и др.), образовывать словосочетания, правильно употребляя существительные.«Нарисуй в квадрате яблоки» цель: учить находить среди других форм квадрат; закрепить знание фруктов «Угадай, что в руке» цель: развивать тактильную чувствительность; закрепить знания об овощах
3 неделя
«В лес за грибами и ягодами» «Что растет в лесу» цель: закреплять знания детей о грибах и ягодах «Какой цветок?» цель: учить детей описывать предложенное растение, развить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас. «Сосчитай-ка ты грибы» цель: закрепить счет до 4; упражнять в определении ядовитых грибов и съедобных «Игра в слова» цель: уточнить знания детей о грибах и ягодах
4 неделя
«Осень» «Когда это бывает» цель: закрепить осенние признаки «Назови одним словом» цель: закрепить использование в речи детей обобщающих слов: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы». «Вверху – внизу» цель: продолжать учить различать верх и низ на рисунке; закрепить приметы осени «Осенние загадки» цель: учить детей отгадывать загадки, закрепить осенние признаки
Ноябрь «Мой город»
1 неделя
«Улицы моего города» « Подбери груз к машине»
цель: учить различать автомобили по их назначению – легковые, грузовые. «Назови улицу» цель: учить образованию новых слов (гора –горная, солнце – солнечная, вишня – вишевая) «Широки е и узкие улицы» цель: закрепить понятие «ширина» «Загадки о птицах» цель: учить детей отгадывать загадки
2 неделя
«Как вести себя на улице» «О чем говорит светофор» цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице. «Веселый мяч» цель: Развивать речевое внимание детей, артикуляционный аппарат «Сосчитай полоски на «зебре»» цель: закрепить счет до 5; закрепить правила поведения на улице «Оденем куклу на прогулку» цель: формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье
3 неделя
«Мы идем в магазин» «Где что можно купить» цель: закреплять знания детей о различных профилях магазинов «Магазин» цель: учить детей находить нужную вещь по описанию, самостоятельно составлять простейшие описания «Купим овальные продукты» цель: закрепить геометрическую форму «овал» «Магазин «Овощи» и «Фрукты» цель: закрепить знания об овощах и фруктах
4 неделя
«Досуг в выходные» «Угадай мультфильм» цель: помочь детям с помощью картинки вспомнить название мультфильма «Почтальон принёс открытку»Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)«Во что поиграем» цель: закрепить понятия внутри – снаружи (внутри дома играем в… )«Расскажи о погоде» цель: продолжать знакомить детей с погодными условиями
Декабрь «Я и моя семья»
1 неделя
«Я и моя семья» «Моя семья» цель: закрепить понятие «семья»; расширять кругозор «Ласковые слова» цель: учить детей образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, выбирать рисунки, подходящие для исходных и образованных детьми слов «Фотография моей семьи» цель: закрепить положения «впереди, сзади, между», знание членов семьи «Ухаживаем за растениями» цель: уточнить способы ухода за комнатными растениями
2 неделя
«Наш дом» «Что мы знаем о вещах»
цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества «Где что лежит?» цель: учить давать характеристику взаиморасположения предметов, используя в речи предлоги («в», «на», «под», «за» и др.), образовывать словосочетания, правильно употребляя существительные.«Подбери пару» цель: закрепить понятие «пара» «Угадай, какого растения не стало» цель: закрепить знание комнатных растений
3 неделя
«Зима» «Когда это бывает» цель: уточнять и углублять знания детей о временах года.
А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр.89 «Вьюга» цель: Развивать силу голоса детей.
«Что в группе прямоугольной формы» цель: закрепить прямоугольную форму «Где снежинки» цель: расширять кругозор детей; помочь понять круговорот воды в природе
4 неделя
«Зимние праздники» « Вот пришла зима»
цель: учить детей находить положительные и отрицательные признаки зимы, систематизировать представление о зиме «Повтори, как я» цель: учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение. «Посчитаем елочные игрушки» цель: закрепить понятие «числовой ряд» «Загадки о зиме» цель: учить детей отгадывать загадки
2 неделя
«Мебель» « Новоселье куклы»
цель: закрепить знания о мебели, воспитывать умственную активность, заботливое отношение к кукле « Прятки» цель: активизировать в речи предлоги и наречия с пространственным значением ( в, на, под, между ) «Расставь мебель» цель: закрепить понятие «ритм» «Из чего сделано» цель: закрепить знания о дереве как о материале
3 неделя
Еда и посуда» «Из чего сделана посуда?» цель: основываясь на представлениях детей о разных видах посуды (чайная, столовая, кухонная), уточнить, какие предметы входят в эти наборы « Найди по описанию»
цель: упражнять в умении составлять небольшие описательные рассказы о предметах
«Накроем стол для гостей» цель: закрепить счет до 6 «Полезные и вредные продукты» цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье
4 неделя
«Одежда, головные уборы, обувь» «Парные картинки» цель: организация использования для решения игровой задачи умения детей находить черты сходства и различия предметов, пояснять их суть, собирать их в пары, выделять принцип группировки.
«Одежда» цель: учить детей использовать в речи обобщающие понятия, давать характеристику предметов одежды и их частей, сравнивать предметы одежды по разным параметрам (назначение, внешний вид, принадлежность). «Оденем куклу на прогулку» цель: закрепить порядковый счет(оденем первую в ряду кофту, третью в ряду шапку) «Оденемся на прогулку» цель: учить детей соотносить одежду с погодой и временем года
Февраль «Профессии людей моего города»
1 неделя
«Профессии» «Что кому» цель: учить детей соотносить орудия труда с профессией людей А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр.64
«Что делает?» - описание работы дворника.
Цель: развитие речи детей, обогащение словаря, обучение выбору глаголов обозначающих действия дворника «Длинные и короткие дорожки» цель: закрепить понятие «длина» «Береги природу» цель: уточнить знания детей о профессии эколога
2 неделя
«Творческие профессии» «Парные картинки» цель: организация использования для решения игровой задачи умения детей находить черты сходства и различия предметов, пояснять их суть, собирать их в пары, выделять принцип группировки.
«Повтори, как я» цель: учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение. «Сосчитаем клоунов» цель: закрепить счет до 7 «Загадки о зиме» цель: продолжать учить детей отгадывать загадки
3 неделя
«Папин праздник» «Одежда для папы» цель: учить разделять одежду на женскую и мужскую « Кто, что делает»
цель: активизировать в речи детей глаголы – действия. «Подарки для папы» цель: закрепить числа от1 до 7 «С папой в походе» цель: уточнить правила поведения в природе
4 неделя
«Мамин праздник» «Одежда для мамы» цель: учить разделять одежду на женскую и мужскую " Кто, что делает "
цель: активизировать в речи детей глаголы – действия. «Мамины пироги» цель: закрепить понятие «толщина» «Цветы для мамы» цель: закрепить знания детей о цветах
Март «Живые обитатели Земли»
1 неделя
«Дикие звери в зоопарке» «Дрессировщик и его звери» цель: закрепить знания о внешнем виде животных «Кто у кого» цель: закреплять у детей правильное употребление в речи названий детенышей животных во множественном числе родительного падежа «Клетки для зверей» цель: учить находить самую высокую и самую низкие клетки «Игра в слова» цель: уточнить знания детей о диких животных
2 неделя
«Домашние животные» « Чей малыш?» цель: упражнять в умении определять домашних животных, их
детёнышей
«Как «говорит»…?»
Задачи. Учить детей регулировать силу и громкость голоса, четко проговаривать отдельные звуки, стараться как можно точнее подражать голосу заданного животного. «Скотный двор» цель: учить ориентироваться по плану Игра с мячом «Я знаю» цель: закрепить знания домашних животных, расширять словарный запас
3 неделя
«Птицы» «Зимует – не зимует» цель: закрепить знания о зимующих птицах «Птица с птенцами» цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки «Птицы на кормушке» цель: закрепить счет в пределах 8; закрепить знания зимующих птиц «Зимуют или нет» цель: закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах
4 неделя
«Рыбы, морские и речные обитатели» «Кто где живет» цель: закрепить знания детей о речных и морских обитателях « В реке водились» цель: учить правильно употреблять сущ. Мн. Ч. В Р. П. закрепить знание рыб
«Найди самую длинную (короткую, толстую) рыбку» цель: закрепить понятия о длине. Ширине и толщине «Птицы, рыбы, звери» цель: расширять словарный запас детей названиями животных. Рыб и птиц
Апрель «Весна»
1 неделя
«Весеннее пробуждение природы» « Когда это бывает?»
Цель: уточнять и углублять знания детей о временах года.
А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр.89 «Назови ласково»
цель: учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами «Цилиндр фокусника» цель: закрепить знание формы «цилиндр» «Выбери нужное» цель: учить детей подбирать картинки с определенным признаком
2 неделя
«Насекомые» " Четвёртый лишний "
цель: упражнять в классификации, развивать сообразительность «Комары и жуки»
Цель: Учить детей диффернцировать звуки [з] и [ж]. «Разные муравейники» цель: закрепить конусную форму и понятия величины «Игра в слова» цель: уточнить знания детей о насекомых
3 неделя
«Сажаем растения» «Садовник и цветы»Цель: закрепить знания детей о цветах «Повтори, как я» цель: учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение. «Вазы для цветов» цель: закрепить знание о призме «Цепочка» цель: уточнить последовательность ухода за растениями
4 неделя
«Откуда хлеб пришел» «Кто назовет больше хлебобулочных изделий» цель: расширять кругозор и словарный запас «Назови ласково» цель: учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами «Какой формы хлеб» цель: закрепить знания геометрических тел «По порядку» цель: закрепить умение раскладывать карточки в нужном порядке
1 неделя
«Транспорт» " На воде, в воздухе, на земле " цель: закрепить представление о разных видах транспорта, их назначении и особенностях передвижения. " Чего не стало " цель: учить употреблять сущ, Р. п. ед. ч. развивать зрительную память.
«Машины на дороге» цель: закрепить знание величины «На чем поедем отдыхать» цель: учить детей соотносить вид транспорта и место предполагаемого отдыха (с использованием карты)
2 неделя
«Мой календарь» « Что сначала что потом»
Цель: закрепить времена года и их последовательность
« Что сначала, что потом ?»
цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета, составлять небольшие рассказы по картинкам, развивать речь «Посчитаем» цель: закрепить счет в пределах 8 « Когда это бывает?»
Цель: уточнять и углублять знания детей о временах года.
А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр.89
3 неделя
«Времена года» « Когда это бывает?»
Цель: уточнять и углублять знания детей о временах года.
А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр.89
« Скажи по другому»
цель: учить подбирать слова сходные по значению (жаркий – теплый, морозный – холодный) «Времена года» цель: закрепить порядковый счет «Так бывает или нет» цель: уточнить сезонные признаки
4 неделя
«Что мы знаем и умеем» «Радуга» цель: познакомить детей с последовательным расположением цветов в спектре, упражнять ребят в сопоставлении предметов по цвету. Познакомить со стихотворением, которое поможет детям запомнить последовательность цветов радуги («Каждый охотник желает знать, где досидит фазан»), обратить внимание детей на то, что цвета радуги даются в одинаковой последовательности, как в стихотворении, так и на х картинке. « Закончи фразу» цель: учить подбирать слова подходящие по смыслу «Найди фигуру» цель: закрепить знание геометрических фигур «Береги природу» цель: уточнить правила поведения на природе; воспитывать бережное отношение к природе