Внеклассное мероприятие по математике Математический турнир


Математический турнир
Внеклассное мероприятие по математике


Внеклассное мероприятие по математике: «Математический турнир»
Девиз: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий»
Цели и задачи мероприятия:
Развивающие:
развивать коммуникативные возможности учащихся в процессе подготовки к внеклассным мероприятиям по предмету;
развивать у учащихся сообразительность, любознательность, логическое мышление, укреплять память учащихся;
развивать творческую фантазию, смекалку;
вовлечь учащихся в активную практическую деятельность;
развивать навыки грамотного ответа, умения доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения;
Воспитание духа соревнования;
Формирование дружеских отношений, умения работать командой.
План проведения игры:
Представление жюри.
Представление команд.
Конкурсы.
Подведение итогов.
Техническое оборудование: компьютер, экран.
Ход мероприятия:
Ведущий:Чтобы спорилось нужное делоЧтобы в жизни не знать неудач,Мы в поход отправляемся смелоВ мир загадок и сложных задач.Не беда, что идти далекоНе боимся, что путь будет труден,Достижения крупные людямНикогда не давались легко.
Здравствуйте, дорогие гости, мы рады всех приветствовать в этом зале! Сегодня мы проводим игру «Математический турнир»
Представляю вам наше уважаемое жюри.
1 ТУР. «Приветствие команд»-3 балла
Представление команд (оценивается артистичность, подготовленность выступления, оригинальность эмблемы команд).
2 ТУР. «Заморочки из бочки» - 1 балл за каждый правильный ответ
Мальчик написал на бумажке число 86 и говорит своему товарищу: “Не производя никакой записи, увеличь это число на12 и покажи мне ответ”.
Недолго думая, товарищ показал ответ, покажите и вы.
Если в 12 часов ночи идет дождь, можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
В воде оказалась 10-я ступенька пароходной лестницы. Начался прилив: вода в час поднимается на 30см. Между ступеньками лестницы 15см. Через сколько часов вода скроет 6-ю ступеньку?
Ведущий: Кто в школе смог быть капитаном,
Тому открыты все пути:
Владеть он будет океаном,
Воздушным, водным и земным!
3 ТУР Конкурс капитанов - 2 балла
Приглашаем капитанов команд
Задание: 5=6. Попытаемся доказать, что 5=6. С этой целью возьмем числовое тождество: 35+10-45 = 42+12-54. Вынесем общие множители левой и правой частей за скобки. Получим 5(7+2-9)= 6(7+2-9). Разделим обе части этого равенства на общий множитель (заключенный в скобки). Получаем 5=6. В чем ошибка?
4 ТУР «Ребусы» 1 ребус- 1 балл

знаменатель
степень
минус
число
уравнение
периметр
5 ТУР. «Ты мне, я- тебе»
Команды приготовили 1 задачу для команды-соперницы:
Задача 1.
Белоснежка вырезала большой квадрат и положила его в сундук. Пришёл первый гном, достал квадрат, разрезал его на 4 квадрата и всё положил снова в сундук. Пришёл второй гном, достал один из квадратов на 4 квадрата и положил снова в сундук. То же самое проделали остальные гномы. Сколько квадратов лежало в сундуке после того, как ушёл седьмой гном?
Задача 2.
Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырехугольников. Кто первым придет, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром все отправились в далекое путешествие. На пути им встретилась река, которая сказала, что переплывут ее только те, у кого диагонали пересекаются и делятся пополам. Часть четырехугольников осталась на берегу, а остальные переправились и пошли дальше. На пути им встретилась гора, которая сказала, что даст перейти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников осталось у горы, остальные продолжили путь. Дошли до обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем. Кто стал королем?
6 ТУР «Что? Где? Когда?»
Задание: Обеим командам одновременно задаются вопросы. Балл зарабатывает та команда, которая правильно ответила на вопрос.
Это название происходит из двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающая на две части». О чем идет речь? (О биссектрисе)
На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Почти спустя 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик? (Архимед)
В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это? (Радиус)
Слово, которым обозначается эта фигура,в переводе с греческого означает «натянутая тетива». Что это? (Гипотенуза)
Эту теорему изучают в средней школе и называют «теоремой невесты». Сформулируйте ее.
Подсказки:
Теорему доказывают в курсе геометрии и считают одной из важнейших теорем курса.
Теорема используется на каждом шагу при изучении геометрических вопросов.
Ученый, сформулировавший данную теорему, родился на острове Самосе. В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрономию и астрологию у халдейских жрецов.
Этому ученому, кроме данной теоремы, приписывается еще ряд замечательных открытий, в том числе теорема о сумме внутренних углов треугольника.
Частные случаи этой теоремы были известны некоторым другим народам еще до ее открытия.
В строительной практике египтяне использовали так называемый «египетский треугольник» - треугольник со сторонами 3, 4 и 5.
(Это теорема Пифагора)
7 ТУР «Кто лишний?»
Задание: Сейчас я расскажу о четырёх математиках мира. Всех их объединяет раннее проявление математических способностей (портреты математиков проецируются на экран с помощью мультимедийного проектора).

а) XIX век, Блез Паскаль настолько рано стал интересоваться математикой, что отец запретил ему ею заниматься. Паскаль самостоятельно нашёл доказательство первых теорем Евклида, в 15 лет написал прославивший его трактат о конических сечениях, в 16 лет доказал утверждение, которое до сих пор изучается в высших учебных заведениях как теорема Паскаля, он сконструировал первую вычислительную машину.

б) XVIII век, Алексис Клеро написал свою первую работу на тринадцатом году жизни, а в 18 лет уже был утверждён научным сотрудником Парижской Академии наук.
в) XIX век, необыкновенное дарование проявил в детстве один из виднейших математиков Гамильтон. В 10-летнем возрасте он изучил геометрию, прочтя математическое издание очень трудной книги Евклида «Начала». Когда в его родной город приехал изумительный счётчик Кльбурн и выступил на эстраде, то юный математик вступил с ним в соревнование и ни в чём ему не уступил. К 12 годам он изучил 12 языков, хорошо знал географию. А в 13 лет Гамильтон поступил в университет. В 22 года был назначен профессором этого же университета.
г) Эварист Галуа прожил всего 21 год и погиб на дуэли. Математик, революционер. В ночь перед дуэлью он написал о своих идеях. Долгое время учёные не принимали их: настолько Галуа опередил время. Но когда разобрались в его неопубликованных работах, то имя Галуа стало одним из почитаемых в математике. И до сих пор в науке говорят о «полях Галуа», «Группах Галуа». Это основоположник новой ветви алгебры – теории групп.
Я полагаю, что всех этих учёных объединяет ещё и то, что они – математики Франции. Так ли это?
8 ТУР «Гонка за лидером»
Вопросы для первой команды:
Результат сложения. [ сумма]
Наименьшее трехзначное число. [ 100]
Сотая часть числа. [ процент]
Прибор для измерения углов. [ транспортир]
Сколько сантиметров в метре? [ Сто]
Сколько секунд в минуте? [ 60]
Результат деления. [ Частное]
Сколько лет в одном веке? [ 100]
Сколько нулей в записи числа миллион? [ 6]
Величина прямого угла. [ 900]
Радиус окружности 6 см. Диаметр? [ 12 см.]
Какую часть часа составляют 20 мин? [ 1/3]
Утверждение, требующее доказательства. [ теорема]
График квадратичной функции. [ парабола]
Направленный отрезок. [ вектор]

Вопросы для второй команды:
Результат вычитания.[разность]
На какое число нельзя делить? [На ноль]
Наибольшее двузначное число. [99]
Прибор для построения окружности. [Циркуль]
Сколько граммов в килограмме? [1000]
Сколько минут в часе? 60 мин.
Сколько часов в сутках?[ 24]
Результат умножения. [Произведение]
Какую часть минуты составляют 15 сек? [¼]Величина развернутого угла. [1800 ]Отрезок, соединяющий любые две точки окружности. [Хорда]
Утверждение, не требующее доказательств. [Аксиома]
Сумма длин всех сторон многоугольника.[Периметр]
Ромб, у которого все углы прямые. [Квадрат]
Самая большая хорда в круге. [Диаметр]
Ведущий:
Вот закончилась играРезультат узнать пора.Кто же лучше всех трудилсяИ в турнире отличился?
Жюри подводят итог игры.
Текст песни “О математике”.
1. Нам без математики нельзя, Математика для нас важна –Делает нас сильными и мудрыми она.Снова всех сплотила нас она, В этом зале вместе собрала.Рады всех приветствовать мыИ пропеть друзьям.
Припев. Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом.Как солнце по утрам пусть оно приходит в дом.Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким –Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.
2. Математика везде нужна,Помогает в жизни нам она, Корабли водить на море, строить города.Будем с математикой дружить,Интересней будет в жизни жить.Рады всех приветствовать мыИ пропеть друзьям.
Ответы
Число перевернуть- 98 (тур 2)
Нет, будет ночь ( тур 2)
Не окажется в воде; лестница поднимается
вместе с пароходом (тур 2)
Нельзя делить на 7+2 - 9 = 0 (тур 3)
Ответ: 22 (тур 5)
6. Ответ: квадрат (тур 5)