Наставничество — одна из действенных форм работы с молодыми педагогами

Трудности первого года Сегодня выпускники педагогических вузов не всегда оказываются профессионально подготовленными к работе с детьми. Среди проблем и трудностей, с которыми сталкивается молодой учитель на практике, следует выделить как наиболее часто встречающиеся: в системе факторов, которые влияют на адаптацию молодых учителей, большинство исследователей на первое место ставят эмоциональное общение. Профессиональная адаптация молодого учителя, особенно в первые два года работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением; глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов; как ни странно, для молодых учителей свойственен консерватизм мышления и поведения - они стараются преподавать так, как преподавали им, не учитывая изменений в образовательной системе; большинство молодых испытывают трудности в общении особенно с подростками среднего и старшего подросткового возраста.  межличностные взаимодействия с учениками класса, с их родителями зачастую родитель, оказавшись по возрасту старше учителя своего ребенка, психологически блокирует молодого педагога, не прислушивается к его мнению и советам); с коллегами по работе (особенно с учителями предпенсионного и пенсионного возраста, со сложившимися стереотипами взаимоотношений внутри коллектива, по отношению к детям, родителям, другим учителям.  с администрацией (зачастую администрация предпочитает сохранить опытного, хотя и работающего без полноценной продуктивной отдачи учителя, чем «тратить время» на потенциально интересного, но не сложившегося еще в профессиональном плане молодого учителя: слишком много ответственности и трудоемко).  к сожалению, некоторые директора школ в первый год работы молодого учителя назначают его классным руководителем в так называемом трудном классе, объясняя это производственной необходимостью. Это приводит к тому, что молодой специалист, не справляясь с возложенными на него должностными обязанностями, уходит из школы. Уходит не потому, что профессионально непригоден, а потому, что напряжение его внутренней жизни не может быть постоянным. Помощь же со стороны администрации школы или опытных учителей либо просто нет, либо не всегда эффективна. 
Наставничество в нашей школе мы рассматриваем как «постоянное взаимоотношение нового учителя с представителями педагогического сообщества, которое осуществляется в первый год вхождения нового учителя в профессию. Причем это двусторонний процесс, где молодой специалист выступает в роли субъекта отношений, что в первую очередь повышает его самооценку, и вырабатывает ощущение значимости как специалиста для школы.  От выбора наставника зависит дальнейшая профессиональная судьба молодого учителя, поэтому администрация школы к выбору ментора подходит внимательно, с психолого-педагогической грамотностью. А именно, наставником становиться не обязательно административный работник школы (заместители директора), и не только человек, имеющий солидный опыт преподавания, и руководства молодыми учителями. А человек, схожий с молодым специалистом по темпераменту, по мировоззрению и мироощущению, для того, чтобы их дальнейшая совместная деятельность приносила высокие результаты. Наставник должен быть психологически настроен на работу со своими молодыми коллегами и обладать навыками консультирования и оценивания. Важно при этом быть открытым и готовым к диалогу, понимать потребности и образ мыслей молодых учителей, обладать терпением и спокойствием, а также быть примером для молодого учителя в отношениях с учащимися, с учительским сообществом и с родителями. Таким образом, психологической совместимости наставника и его стажера в нашей школе уделяется особое внимание.  Одно из важнейших качеств, которое характеризует профессионально-педагогическую компетентность педагога - инициатива. И выработать ее у молодого специалиста можно только в результате совместной, творческой, проектной деятельности. И поэтому традиционно в нашей школе существует следующий способ профессионально-личностной адаптации. Абсолютно любой молодой учитель-предметник начинает свою педагогическую деятельность с должностипедагога-организатора, причем на основе временного трудового договора. Это необходимо для того чтобы, молодой специалист окончательно решил, хочет ли он посвятить себя школе, не разочаруется ли он в своей интересной, но очень энергозатратной работе. Это время дается руководству школы для выявления педагогического потенциала молодого специалиста, если сказать точнее профессиональной пригодности.  Зачастую, молодой специалист, да и не только, «замыкается» на своем предмете, имеет узкий круг общения, детерминируемый количеством урочных часов в преподаваемых классах. О каком вхождении в педагогический и ученический коллектив, в совместную жизнь школы может идти речь?! Порой, по истечении длительного времени, он даже не помнит имена своих коллег, не говоря уже об учениках. И только начиная свой путь с педагога-организатора, молодому специалисту закладываются основы педагогического мастерства,вырабатываются профессионально-педагогические компетентности, способствующие творческому профессиональному развитию личности молодого учителя. 
15