Открытый урок по математике Таблица умножения и деления с числом 4 (3 класс)

Открытый урок по математике в 3 б классе на тему:
«Таблица умножения и деления с числом 4»
Звучит песня «Дважды два четыре».
Организационный момент.
Ребята, давайте сегодня
Учиться считать,
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать,
Запомните все,
Что без точного счета
Не сдвинется с места
Любая работа!
Ребята, на прошлых уроках мы с вами составляли таблицу умножения и деления с числом 3, а дома вы должны были её выучить. Сегодня мы с вами проверим и закрепим знание уже изученной таблицы умножения. А сейчас, если вы знаете, о чем идет речь, хлопните в ладоши:
переместительное свойство умножения;
порядок действий;
таблица умножения и деления на 2 и на 3;
компоненты умножения;
компоненты деления.
Но урок у нас сегодня будет необычный. Мы отправимся в сказку. Но прежде чем мы туда попадем, нужно проверить, насколько вы готовы к путешествию, правильно ли вы выполнили домашнее задание.
а
7
4
6
9
8
5

ах3









с
21
24
18
27
12
9

с:3







Если у вас все решено правильно, ставьте рядом знак «+», а если вы у себя нашли ошибку, зачеркните карандашом и исправьте.
2.Устный счет.
- Ой, ребята, к нам, по-моему, кто-то пришел.. вы узнаете этих героев?
- Маша и Витя из сказки «Новогодние приключения Маши и Вити».
- Маша и Витя с момента нашей последней встречи не сидели просто так без дела, а помогали сказочным героям, попавшим в беду. И вот опять в сказочной стране случилось несчастье – злой Кощей похитил одну добрую сказочную героиню. Надо ее спасать! Маша и Витя решили взяться за это сложное дело. И мы с вами можем им помочь. Поэтому сегодня на уроке мы отправляемся в самую настоящую спасательную экспедицию.
В этой сказочной стране все подчинено законам математики. Если мы справимся со всеми заданиями, то победим Кощея и спасем бедняжку. Чтобы узнать, кого похитил Кощей, надо выполнить первое задание и разгадать шифр, а для этого надо вспомнить таблицу умножения, которую вы учили. В этом нам помогут ребята 1 ряда.
1 ряд работает в парах и пытается ответить на этот вопрос «Кого же похитил Кощей?»
15
16
21
9
4
8
16
12
24
5

б
е
л
о
с
н
е
ж
к
а

12:3=4 - с
15:3=5 - а
16:2=8 - н
18:2=9 - о
2х6=12 - ж
3х5=15 - б
8х2=16 - е
7х3=21 - л
3х8=24 - к
А мы пока сделаем сказочную математическую зарядку, чтобы лучше справляться с препятствиями и открыть ворота в сказку.
Для класса задачи в стихах.
8 пар танцуют польку, А всех танцоров сколько? (16)

Подарил утятам ёжик 8 кожаных сапожек. Сколько ж маленьких утят Ёжика благодарят? (4)

Дарит бабушка-лисица  Трём внучатам рукавицы: Это вам на зиму, внуки, Рукавичек по две штуки. Берегите, не теряйте, Сколько всех, пересчитайте.

Три бельчонка маму-белку Ждали около дупла. Им на завтрак мама-белка Девять шишек принесла, Разделила на троих. Сколько каждому из них?
Проверка работы 1 ряда.
Ребята, вы отгадали, кого же похитил Кощей? (Белоснежку).
Чтобы в сказках герои не заблудились по дороге, им обычно помогает волшебный клубочек. А нам держаться вместе и не потеряться поможет одна ниточка. Что это за ниточка мы узнаем, решив правильно все примеры.


– Путеводной нитью в нашей экспедиции для нас будет “нить Ариадны”. Артем дома подготовился и прочитал один миф Древней Греции, который познакомит нас с тем, откуда пришло это выражение.
Сообщение ученика.
“В древней Греции существовал такой миф: жители Афин по требованию критского царя каждый год отправляли на остров семь юношей и семь девушек на съедение чудовищу – полубыку-получеловеку Минотавру. Он жил в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Афинский герой Тесей собрался убить Минотавра. Дочь критского царя Ариадна решила помочь ему.
Когда Тесея и обречённых на растерзание юношей и девушек повели в лабиринт, Ариадна тайно от отца передала Тесею острый меч и клубок ниток. Начало нити было привязано у входа в лабиринт. Когда Тесей убил чудовище, то по нити он нашёл обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обречённых”.
Сейчас это выражение употребляется в переносном значении – средство выйти из затруднительного положения.
- Спасибо, Артем. Итак, волшебный предмет, который будет помогать нам в дороге у нас есть. Ну что же в путь, друзья! И первое препятствие, которое мы встречаем на своем пути, молочная река с кисельными берегами. Как же через нее перебраться? Можно перебраться по камушкам. Но они тоже математические. Для того чтобы перебраться по ним, надо вспомнить изученные случаи таблицы умножения. Попробуем? (учащиеся считают). И вот последний камушек 6х4но что-то в нем не так?
- Таблицу умножения на четыре мы еще не проходили.
- А кто догадается, какая у нас тема сегодняшнего урока?
- Таблица умножения и деления на 4.
- Так давайте скорее составим таблицу умножения и деления с числом 4.
1-ый столбик: таблица умножения числа 4.
2-ой столбик: пользуясь переместительным свойством умножения, составим таблицу умножения на число 4.
3-ий столбик: используя таблицу умножения числа 4, записать, как получить первый множитель.
4-ый столбик: записать, как получить второй множитель.
44=16 45=20 46=24 47=28 48=32 49=36
44=16 54 =20 64=24 74=28 84=32 94= 36
16:4=4 20:4 =5 24:4=6 28:4=7 32:4=8  36:4=9
16:4=4
20:5=4
24:6=4
28:7=4
32:8=4
36:9=4






- Как называются числа, которые получаются при умножении на 4. (четные).
-Что значит четные числа? (ответы)
-А какие еще бывают числа? (нечетные). А это что за числа? (ответы)
- Так сколько будет 6х4? (24)


3. Работа по теме
- Молодцы, ребята, наши герои с вашей помощью перебрались через реку. А за ней – лес. Лесная тропинка привела Витю и Машу к избушке на курьих ножках. А там сидит Баба-Яга и говорит: “Знаю, зачем пришли. Но сначала помогите мне разобраться. Умножать я умею, и складывать, и вычитать вроде тоже, а вот результат получается неправильный».
- Поможем?
(Примеры на порядок действия выполняют по рядам)
1 ряд
39-15:5+14

2 ряд 3 ряд
56-8+4 · 9 30–16:2+12


- «Чтобы быстрее вам добраться до Кощея, - говорит Баба-Яга, - берите мою ступу, только не летает она, топливо кончилось. Чтобы ступа заработала, надо правильно решить задачу и узнать, сколько необходимо топлива для ступы. А вот чтобы она полетела, нужно нажать на кнопку, только на какую, - говорит, - забыла.
- Итак, ребята, чтобы не тратить время даром, Юля, Артем и Стас разгадают шифровку и узнают, на какую кнопку надо нажать, чтобы ступа полетела, а все остальные будут решать задачу и добывать топливо для нашего транспортного средства.
- А перед тем как войти, давайте немного разомнемся, чтобы легко справится с Кощеем. В этом нам поможет еще одна сказочная героиня.
Физминутка
Шифровка №1
36
81
6
81
18
1








9х4 – н
24:4 – ж
9+(14-5) – т
37+44 – а
4:4 – ь
Шифровка №2
28
26
4
20
1
12








4х7 – ж
1х4 – л
24-(19+4) – у
62-36 – ё
5х4 – т
3х4 – ю
Шифровка №3
32
55
4
16
32
9








4х8 – к
16:4 – о
75-(28-8) – н
73-57 – п
36:4 – у
Решение задачи.
Для полета ступы необходим целый ящик газировки стоимостью 32 рубля. Одна бутылка газировки стоит 4 рубля. Сколько бутылок с газированной водой необходимо купить Бабе-Яге, чтобы завести ступу? Составь и реши две задачи, обратные данной Работа у доски с таблицей.
Проверка шифровок – собрать предложение: «Нажать жёлтую кнопку».
-Молодцы, ребята. Летим дальше. И приземляемся мы прямо перед подземельем Кощеевым. Кощей испугался, что смерть его пришла и говорит: «Давайте мирно договоримся: задам я вам всего одно задание. Решите его – забирайте Белоснежку, а не решите – навеки-вечные в подземелье моем останется".
Давайте поможем ребятам справиться с последним заданием. №5 на с.34 учебника выполним по вариантам – I вариант – 1 строка, II вариант – 2 строка).
Решение уравнений.
- Молодцы, ребята. Победили Кощея! Освободили Белоснежку!
5. Итог урока
Графический диктант
А теперь ответственный момент. Проверим, что вы запомнили сегодня на уроке. Я предлагаю вам графический диктант, соедините ответы – точки линией.

24. . 4 .16

28. . 8 .54

42. . 20

12. . 9 .48

32 : 8
6 * 4
7 * 4
32 : 4
5 * 4
36 : 4
4 * 3
– Кто догадался, что получилось? (Цифра 5)
- А что помогло нам справиться с трудностями? (таблица умножения)
- Что мы делали, чтобы помочь нашим героям спасти Белоснежку?
Таблица
Умножения
Достойна
Уважения.
Она всегда во всём права:
Чтоб ни случилось в мире-
И всё же будет дважды два
По-прежнему четыре.
Таблица умножения - гениальнейшее изобретение человечества. Разумеется, любое умножение можно выполнить многократным сложением, а сложение последовательным прибавлением единицы. Но этот путь долог, хотя и прост. И наши гениальные предки создали таблицу умножения. Это знание тщательно охранялось от посторонних. И люди, овладевшие искусством перемножения чисел, неизменно добивались успехов в жизни. Сейчас же нас учат этому с самого раннего детства. Людям всего мира нужны прочные знания таблицы умножения. Для чего? Чтобы быстро считать, умно жить. Совершенно верно: «Умножить – значит, умно жить!
Домашнее задание:1) Повторить таблицу умножения и деления с числом 4.








































15
16
21
9
4
8
16
12
24
5












12:3= - с
15:3= - а
16:2= - н
18:2= - о
2х6= - ж
3х5= - б
8х2= - е
7х3= - л
3х8= - к
15
16
21
9
4
8
16
12
24
5












12:3= - с
15:3= - а
16:2= - н
18:2= - о
2х6= - ж
3х5= - б
8х2= - е
7х3= - л
3х8= - к

15
16
21
9
4
8
16
12
24
5












12:3= - с
15:3= - а
16:2= - н
18:2= - о
2х6= - ж
3х5= - б
8х2= - е
7х3= - л
3х8= - к
15
16
21
9
4
8
16
12
24
5












12:3= - с
15:3= - а
16:2= - н
18:2= - о
2х6= - ж
3х5= - б
8х2= - е
7х3= - л
3х8= - к

15
16
21
9
4
8
16
12
24
5












12:3= - с
15:3= - а
16:2= - н
18:2= - о
2х6= - ж
3х5= - б
8х2= - е
7х3= - л
3х8= - к
15
16
21
9
4
8
16
12
24
5












12:3= - с
15:3= - а
16:2= - н
18:2= - о
2х6= - ж
3х5= - б
8х2= - е
7х3= - л
3х8= - к




























Шифровка №1
36
81
6
81
18
1








9х4 – н
24:4 – ж
9+(14-5) – т
37+44 – а
4:4 – ь
Шифровка №2
28
26
4
20
1
12








4х7 – ж
1х4 – л
24-(19+4) – у
62-36 – ё
5х4 – т
3х4 – ю
Шифровка №3
32
55
4
16
32
9








4х8 – к
16:4 – о
75-(28-8) – н
73-57 – п
36:4 – у

Рисунок 1Описание: http://festival.1september.ru/articles/419004/img1.gif15