Урок по истории в 10 классе по теме: Движение декабристов в примением эллементов работы в рамках ФГОС

Урок по истории России в 10 Б классе по теме: «Движение декабристов»
Учитель: Жбанова О. В.
Цель: дать оценку восстанию декабристов 1825 г. как историческому событию. Задачи: Образовательная: - сформировать у учащихся представления о поколении декабристов, их деятельности; - познакомить с историческими оценками декабризма; - рассмотреть понятие «декабризм» Развивающая: продолжать формирование интеллектуальной, гражданской, коммуникационной, информационной компетентностей. Воспитательная: дать нравственную оценку поколению декабристов и их деятельности; продолжить формирование представления о гражданском долге. Планируемые результаты УУД: Познавательные: - постановка проблемного вопроса, побуждающего у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с историческими источниками; - умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую и анализировать.
Коммуникативные: - умение выражать свои мысли; - овладение приемами ведения дискуссии; - аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; Личностные: - формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.); - формирование исторической компетентности, умения соотнести поступки и события с принятыми этическими принципами, знания моральных норм и умений, Регулятивные: - самостоятельно ставить учебные цели и задачи; - осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; - умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их; - овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного; Межпредметные связи: обществознание, литература. Внутрипредметные связи: История XIX века (время правления Александра I и Николая I). Методы обучения: информационно-регулятивный, проблемный, частично - поисковый, исследовательский. Технологии: проблемная, развивающая, групповая, ИКТ-технологии. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация темы, аудиозапись стихотворения, минихрестоматия (тексты программных документов декабристов, высказывания о декабристах), портреты декабристов, сравнительные таблицы. План урока:
1.Зарождение декабристского движения. (причины)
2.Представители декабристов.
3.Основные программные документы декабристов.
4. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года (оценка события)
5. Восстание декабристов в российской историографии.

Ход урока
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Орг. момент
Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста.
Здороваются, садятся

Формулирование проблемы.
Планирование деятельности. Актуализация знаний.
Открытие нового знания. Выражение решения проблемы.

Применение нового знания.
Рефлексия
Домашнее задание.
Вступление: Ребята, сегодняшний урок я хочу начать из отрывка стихотворения А. С. Пушкина:
Витийством резким знамениты, Сбирались члены сей семьи У беспокойного Никиты, У осторожного Ильи, И в рассуждении свободном Об управлении народном Они ценили выше слов Резон отточенных штыков, Но Робеспьерово наследство Их не смущало потому, Что просвещенному уму Дано ж избрать и цель, и средство... И русских правд неверный рой Уже кружился над Невой. (А. С. Пушкин) - Ссылаясь на данный отрывок объясните, какому историческому событию посвящено это стихотворение?
- Объявление темы урока: (слайд)
- Историческое значение явления прошлого, запечатленного в памяти, определяется не только восприятием его современниками тех лет, степенью воздействия на них, но и влиянием на последующие поколения, последствиями его. История движения декабристов - одна из самых популярных тем в отечественной исторической науке. - Сегодня на уроке нам нужно попробовать дать оценку движению декабристов как историческому событию. И для начала давайте вспомним и занесём в тетрадь основные понятия по теме урока:
- Определим понятия: (на экране) слайд на доске
декабризм – политическое течение в освободительном движении России первой четверти XIX в., идеологию которого разработали декабристы. оценка – нравственное восприятие события или явления (обществознание) 1 этап. Переходим к рассмотрению п.1 плана урока «Зарождение декабристского движения». Выделить причины восстания: Делимся на 3 группы по рядам и работаем с рабочими листами: Задание: проанализировать цитаты участников и современников изучаемого периода и историков(рабочий лист)
Ответить на вопросы: ( вопросы на рабочем листе)
1.Каковы были причины зарождения движения декабристов? Что повлияло на формирование взглядов будущих декабристов? (1 группа)
2.Как вы думаете, были ли взгляды будущих декабристов связаны с настроениями русского общества в целом? (2 группа)
3.Можно ли назвать декабристов «горсткой беспочвенных мечтателей», оторванных от общества своего времени? (3группа)
Документ 1 Мнение историка:
«Движение декабристов было вызвано разочарованием в реформаторской деятельности Александра1, выступление 1812г. являлось лишь вынужденным ответом на негибкую политику правительства, отказывающегося от немедленного проведения неотложных реформ».
(Историк В.И.Егоров) Документ 2 Мнение историка:
«Общеевропейской, во многом обусловленной прямым воздействием революционного Запада, была и тактика декабризма. Несомненно, что принятие декабристами в конце концов тактики действия посредством войск резко стимулировали революционные события в Испании, Италии, Португалии в начале 20-хгг.»
(Историк И.К.Пантин)
Документ 3
«Происшествия 1812,13,14,15 года сблизили нас с Европою; мы, по крайней мере, многие из нас, увидели цель жизни народов. ЦЕЛЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВ; И НИКАКАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СИЛА НЕ МОЖЕТ УЖЕ ОБРАТИТЬ НАС ВСПЯТЬ».
(Декабрист Н.И. Тургенев) Документ 4 «Я стал убеждаться в необходимости видеть и своё Отечествонаряду с просвещеннейшими народами». (Декабрист А.В.Поджио) Документ 5 «Обратил также мысли и внимание на положение народа, причём рабство крестьян всегда сильно на меня действовало, а равно и большие преимущества аристократии» Из показаний П.И.Пестеля Документ 6 «М.И. Муравьёв-Апостол детские годы провёл за границей. В16 лет с матерью и братом возвращался в Россию.
«После многолетнего пребывания за границей они возвращались в Россию, переполненные любви к родине. «Когда они уселись в карету, они услыхали от матери поразительную для себя новость: «Я очень рада\», - сказала им мать, что долгое пребывание за границей не охладило ваших чувств к родине, но готовьтесь дети, я вам должна сообщить ужасную весть – вы найдёте то, чего не знаете: в России вы найдёте рабов!»
(Декабрист В.Е.Якушкин)
Учитель подводит итог:
Главными причинами движения декабристов являются (запись в тетрадь): слайд на доске
1) война 1812 г. и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все русское общество;
2) заграничные походы русской армии 1813-1815 гг. и знакомство будущих декабристов с политическим устройством европейских государств;
3) чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения.

2 Этап: переходим к второму пункту плана:
Мини - презентации учащихся: Учащиеся делают краткие представления о наиболее известных деятелях движения декабристов, используя ИКТ-технологии.
Перед просмотром презентаций вы получаете задание в виде вопроса ( вопрос на доске)
Как вы думаете, почему движение декабристов зародилось именно в дворянской среде?
Ответы уч-ся:
Итог: формулировка ответов в виде выводов
- образование было доступно только высшим слоям общества, следовательно, сами идеи декабризма распространялись среди дворян.
3 Этап:. Переходим к пункту 3 нашего плана урока: Основные программные документы декабристов: «Конституция» Н. Муравьёва, «Русская Правда» П. Пестеля. Каковы были основные идеи «Конституции» и «Русской Правды»? Сравнить программы декабристов?
Задание: На основании документальных источников выделить и сравнить основные положения программ декабристов, сформулировав вопросы для сравнения по п. 4 пар. 59

В качестве ответа на вопрос учащимся предлагается заполнить тетрадях таблицу:
Взгляды декабристов по основным проблемам
Северное общество “Конституция”
Южное общество “Русская правда”

Государственное устройство в России
Конституционная монархия, федеративное устройство
Республика, Россия-единое и неделимое государство

О собственности и землевладении
Неприкосновенность частной собственности земли помещиков остаются за ними
Вся земля разделена на частную и общественную. Частичная конфискация помещичьих земель.

Крепостное право и военные поселения
Отмена крепостного права и военных поселений. Крестьяне освобождаются без земли.
Отмена крепостного права и военных поселений.

- давайте проверим: (уч-ся читают ответы)
- Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях? (Поскольку Российская империя была абсолютной монархией, то в тех исторических условиях легче было реализовать программу Никиты Муравьева, поскольку он предлагал лишь ограничить власть государя Конституцией. Решение аграрного вопроса проекту Н. Муравьева также предполагало менее радикальные изменения.)
4 этап.: События 14 декабря 1825г.- работа с учебником пар. 59 п.6 Задание: Анализ событий 14 декабря 1825г. с использованием методики «шесть эмоций в карандашах» (характеристика эмоций на слайде) белый карандаш - нейтральный: выявление фактов, связанных с 14 декабря 1825г. желтый карандаш– позитивный: выявляют положительные моменты в характере выступления декабристов; черный карандаш – критический: указать ошибки в действиях декабристов? красный карандаш – эмоциональный: выразить собственное отношение к событиям 14 декабря 1825г.; синий карандаш – аналитический: определить, почему декабристы потерпели поражение на Сенатской площади? зеленый карандаш – творческий: определить, как могли развиваться события, если бы декабристы одержали победу?

- Вопрос: как вы думаете. Почему я вас попросила рассмотреть события движения декабристов в шести цветах разбора вопросов? Постановка проблемы:
- ответы уч-ся:

- Эти события могут иметь неоднозначную оценку в истории: ( ответы уч-ся) давайте убедимся:
Задание: проанализируйте и найдите в пар 59, п.7 причины неоднозначного отношения к движению декабристов в России в историографии. – сделать выводы
Подведение итогов:
-Что вызвало особый интерес? -Над чем вы задумались, изучая данную тему? - Выставление оценок подготовку мини-презентаций.
Д/З: История всегда дает информацию к размышлению, например, история декабризма.
Написать историческое мини-сочинение на тему: «Восстание декабристов и его роль в истории России».
Памятка к написанию исторического мини-сочинения в рабочих листах.
Слушают







Формулировка проблемы


Записывают тему в тетрадь
Учащиеся называют цели Предлагают свои варианты.
Запись понятий в тетрадь



Класс выполняет задание 1 этапа




















































Представление выполненных работ в виде мини-презентаций









Представление выполненной работы в виде таблицы.






















Голосование учащихся в предложенной методике «6 эмоций»












Высказываются предполагаемые выводы по проблеме. Мнения уч-ся


15