10 класс Урок истории Движение декабристов.

Открытый урок истории
в 10 классе


Тема: Движение декабристов

Цели:
углубить знания о событиях 14 декабря 1825 г., рассмотрев их в контексте общественно-политической обстановки после Отечественной войны 1812 г.;
в ходе решения проблемных задач способствовать формированию альтернативного мышления школьников, умения участвовать в дискуссии;
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважение к людям, отдавшим свою жизнь за будущее своих потомков.

Оборудование: карта «Россия в первой половине XIX в.», видеофильм «События 14 декабря 1825 г.», презентация.

Ход урока:
Оформление доски:
Тема: «События 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади».
Эпиграф: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье»
(А. С. Пушкин).
I. Оргмомент – построение, готовность к уроку.
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы попробуем проанализировать события 14 декабря 1825 г. Что же произошло в этот день на Сенатской площади Петербурга? С позиции настоящего времени определим суть этого события, дадим название произошедшего в этот день. Что это было – мятеж, бунт, восстание, попытка переворота, акт гражданского неповиновения?
Чтобы правильно провести анализ, вы должны вспомнить, что вы знаете из истории учебника 8 кл., что узнали при подготовке к уроку. Вы должны высказывать свое мнение, предположение, суждение о сути произошедшего события, о его влиянии на дальнейший ход событий в России.
II. Изучение нового материала.
План:
Событие на Сенатской площади.
Накануне событий.
Кто они – будущие декабристы?
Планы восставших.
Действия.
Итоги восстания.
Историческое значение.

Просмотр видеофильма «События 14 декабря 1825 г.»,
Используя конкретно-исторический подход к изучению исторических событий, выявим предпосылки этого события. Каким же было время в 1-ой четверти XIX в.? – историческая справка.
Кто они – будущие декабристы? - «дети 1812 г.» (портреты (презентация), сообщения учащихся (К. Рылеев, П. Пестель, Н. Муравьев, П. Каховский).
Создание тайных обществ – «Союз спасения», «Союз благоденствия», «Северное общество», «Южное общество». Программные документы общество – «Русская правда», «Конституция». Что бы произошло в России, если бы осуществились эти программы?
Как решено было осуществить планы? Как вели себя участники на площади?
Каковы итоги восстания? В чем ошибки восставших?
Дискуссия:
а) Что же произошло 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади по вашему мнению? - мятеж, бунт, восстание, попытка переворота, акт гражданского неповиновения?
б) Были ли декабристы революционерами? Героями истории?
в) Как А.С. Пушкин оценил действия декабристов? (обращение к эпиграфу урока).
г) Почему не пропал труд декабристов? «Из искры возгорится пламя» (А. И. Одоевский),
Итоги дискуссии: как бы вы назвали тему учебника истории?
Заключительное слово учителя. Какой урок дали декабристы нашему поколению?
Итоги урока: оценка работы учащихся на уроке.
Домашнее задание:

15